kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Владимир Иванович Даль – великий лексикограф

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного час посвящена изучению биографии Владимира  Ивановича Даля.  Врамках работы на классном часе предусмотрены различные виды деятельности, студенты могут не только узнать факты биографии, но и высказать свои предположения, потренироваться в произношении скороговорок, составлении пословиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Владимир Иванович Даль – великий лексикограф»

Технологическая карта занятия по математике


Автор, разработчик:


Родионова Тамара Васильевна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Аразамасский приборостроительный колледж имени Павла Ивановича Пландина

Литература

1. Журнал “Читаем, учимся, играем” №9 2006год

2.Приложение к журналу “Школьная библиотека” серия 2, выпуск 6.М, 2006год.

3.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.4 тома. М. “Русский язык”1989год.

4.Даль В.И. Пословицы русского народа. Т 1 и 2.М, 1996год.

5.Булатов М.А., Порудинский В.И. Собирал человек слова...: Повесть о Дале. - М.1969год

6. Андреева М. С., Короткова М. П. Владимир Иванович Даль. Выставка в школьной библиотеке. – М.: Школьная библиотека, 2006

7. Ткаченко А. Владимир Даль. – М.: Издательский дом Фома, 2010. – 22с.

Курс

2 курс

Тема

Классный час. «Владимир Иванович Даль – великий лексикограф»

Оборудование

Компьютер, проектор, авторская презентация, выполненная в программе Power Point.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, фронтальная работа.

Используемые технологии

информационно-коммуникационные технологии

Цель

познакомить студентов с жизнью и творчеством В.И. Даля.

Задачи

  • Образовательные продолжить работу создавать условия для расширения кругозора студентов;
    Развивающие – формировать умения грамотно излагать свои мысли в устной форме, развивать эмоциональную сферу студентов;

  • Воспитательные - воспитывать любовь к родному языку, побуждать обучающихся к активности, воспитывать внимательность.





Этапы классного часа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап


Приветствие студентов.


Приветствие учителя..

2. Основной этап























“Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живёт. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть”.

Вступительное слово классного руководителя:

Ребята! Сегодняшний классный час посвящен удивительному человеку. Перед вами его портрет и набор слов, связанный с жизнью этого человека. Ваша задача попробовать составить связанный рассказ о жизни этого человека.



Классный руководитель: Мы выслушала ваши предположения, пришло время открыть завесу тайны и рассказать о том, кто изображен на этом портрете.


Перед вами был портрет человека посвятившего всю свою жизнь великому русскому языку - Владимира Ивановича Даля. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова... Его слова: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»


Даль родился 22ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.

В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот.


Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы.

“Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.

В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым.


Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы. Биограф Владимира Даля П. И. Мельников писал: «... он трудился неутомимо и вскоре приобрел известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Он сделал на своем веку более сорока одних операций снятия катаракты, и все вполне успешно. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левою рукой и писать и делать все, что угодно, как правою. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него, как оператора. Самые знаменитые в Петербурге операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой».

В 1827 году журнал А.Ф. Воейкова «Славянин» публикует первые стихотворения Даля.

В 1830-ом В. И. Даль выступает уже как прозаик, его повесть «Цыганка» печатает «Московский телеграф».

Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» (1832 год).

Сказки стали поводом для знакомства в 1832 году с Пушкиным, к которому Даль пришёл со своим сборником как литератор к литератору. В 1833 году Даль встречается с Пушкиным в Оренбурге, куда поэт едет за материалами о Пугачёве. По дороге в Бердскую слободу Пушкин рассказывает Далю сказку о Георгии Храбром и волке, Даль же в ответ – сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Через месяц Пушкин пришлёт Далю рукопись этой сказки с надписью «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».
В 1837 году Даль по служебным делам оказался в Петербурге и, узнав о дуэли, тотчас поспешил на Мойку, неотлучно сидел у изголовья умирающего поэта как врач и близкий друг, слышал его предсмертные слова.

С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. В.И. Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.

Смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря. Он мечтал поскорее пустить свой корабль на воду. Его мечта сбылась.

Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.

После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало.22 сентября В.И.Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.

Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Даль собрал 30130 пословиц.


“Толковый словарь живого великорусского языка” принес Далю бессмертие. На родине Даля в городе Луганске в честь его названа улица. Здесь, на улице Даля, дом №12, открыт музей писателя. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.


Сейчас мы предлагаем игры.

Игры Скороговорки

В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки.

Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.


Сыворотка из под простокваши

Говори, говори, да не заговаривай.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.

Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Собери “рассыпавшуюся” пословицу:

Насмешишь, людей, поспешишь.

(“Поспешишь – людей насмешишь”)

Не, рубить, чай, дрова, пить

(“Чай пить – не дрова рубить” )

Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.

(“За чужим погонишься, своё потеряешь.” )

День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать. (“Скучен день до вечера, коли делать нечего”).

Отгадай загадки:

1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш) 2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе) 3.Что растёт без кореньев? ( Камень) 4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три) 5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)





Слушают преподавателя.












Высказывают свои предположения и составляют рассказ










Студенты слушают




































































































































































































  1. Подведения итогов .


Итак, сегодня мы с вами говорили о величайшем лексикографе В.Дале.

Проверим, что вы запомнили и попробуем ответить на вопросы викторины. Вопросы вы видите на слайде.

Викторина

Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)

Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)

Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)

Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).

Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)

На этом наш классный час закончен.


Студенты отвечают на опросы викторины















Заключительное слово преподавателя








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Владимир Иванович Даль – великий лексикограф

Автор: Родионова Тамара Васильевна

Дата: 25.03.2022

Номер свидетельства: 603358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«В.И.Даль – хранитель сокровищ русского языка» Классный час"
    ["seo_title"] => string(53) "vidalkhranitielsokrovishchrusskoghoiazykaklassnyichas"
    ["file_id"] => string(6) "300106"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456666518"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«В.И.Даль – хранитель сокровищ русского языка» Классный час"
    ["seo_title"] => string(54) "vidalkhranitielsokrovishchrusskoghoiazykaklassnyichas1"
    ["file_id"] => string(6) "300107"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456666531"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Ода словарям. Библиотечный урок для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(47) "oda-slovariam-bibliotiechnyi-urok-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "129808"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415777054"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Все народы воспевают мудрость старости"
    ["seo_title"] => string(36) "vsienarodyvospievaiutmudroststarosti"
    ["file_id"] => string(6) "320561"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461088310"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Сценарий урока "" Моё Отечество - Русь"
    ["seo_title"] => string(35) "stsenarii_uroka_moio_otechestvo_rus"
    ["file_id"] => string(6) "596379"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640626514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства