Целью урока: утвердить в сознании обучающихся непреложности причастности Донбасса к Русскому миру; вызвать интерес к изучению жизненного и творческого пути выдающегося этнографа, военного врача, лексикографа, писателя Владимира Ивановича Даля; вызвать интерес к изучеию произведений Казака Луганского; утвердить в сознании обучающихся деятельность и достижения великого учёного как образцовый пример для подражания; сформировать потребность в сохранении культуры русского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "" Моё Отечество - Русь»
Сценарий урока «Моё Отечество – Русь!
Цель: утвердить в сознании обучающихся непреложности причастности Донбасса к Русскому миру; вызвать интерес к изучению жизненного и творческого пути выдающегося этнографа, военного врача, лексикографа, писателя Владимира Ивановича Даля; вызвать интерес к изучеию произведений Казака Луганского; утвердить в сознании обучающихся деятельность и достижения великого учёного как образцовый пример для подражания; сформировать потребность в сохранении культуры русского народа.
Оборудование: Толковый словарь великого живого русского языка В.И.Даля, портрет лексикографа, раздаточный материал, оформленная классная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя.
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас всех на традиционном едином республиканском уроке. Как вы знаете, 2021 год объявлен в Луганской народной Республике годов Владимира Ивановича Даля, нашего знаменитого земляка.
Приём «Микрофон»
– В минувшем учебном году мы уже говорили о деятельности выдающегося человека, а что вы можете о нём вспомнить? (ответы детей)
Слово учителя.
В июне этого года многие из вас были на экскурсии в городе Луганске в музее Владимира Ивановича Даля, кто хочет поделиться впечатлениями от поездки? (ответы детей)
«Ассоциативная игра»
Дети, чтобы восстановить в памяти ключевые события, связанные с жизнью и творчеством этого замечательного человека, я сейчас буду показывать картинки, на которых изображены различные предмет или образы. Ваша задача – объяснить, как они связаны с личностью нашего з емляка.
6.
Слово учителя.
– А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы викторины.
Назовите известный псевдоним В.И.Даля (Казак Луганский)
Кем были по происхождению родители лексикографа? (отец – датчанин, мать – полунемка, полуфранцуженка).
То такой лексикограф? (составитель словаря)
Какие учебники написал В.Даль? («Ботаника», «Зоология»)
Этот труд занял у Даля более пятидесяти лет. О чём идёт речь? (о Толковом словаре живого русского языка)
Сюжет какой сказки подсказал В.Даль А.С.Пушкину? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Какое слово стало первым для словаря и что оно обозначает? (слово «замолаживает»)
Послушайте предложение: «Мой друг сильно раскурепался». Что обозначает слово «раскурепиться»? (рассердиться)
Назовите фамилию известного русского адмирала, который учился вместе с В.Далем в Петербурге в морском кадетском корпусе. (Павел Нахимов)
Как называлась книга сказок В.И.Даля? («Русские сказки. Пяток первый»)
Слово учителя.
– Мы уже упомянули о труде Владимира Ивановича, над которым он работал 53 года. Речь идёт о Толковом словаре живого великорусского языка. Ребята, а что означает «живого»? (ответы детей)
– Словарь составляют 200000 слов. Все эти слова Владимир Иванович записывал на полосках бумаги, которые называл «ремешки». На этих же ремешках он записывал и пословицы, которые тоже стали частью Словаря. Перед вами раздаточный материал, Карточки, на которых напечатано красным цветом – это начало пословицы, чёрным – её конец. Давайте восстановим пословицы и попробуем их объяснить.
Век живи – век учись.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Красна птица перьем, а человек ученьм.
Людей не осуждай, а за собой примечай!
Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Учёный водит, неучёный следом ходит.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Слово учителя.
Из века в век течёт Лугань
Из дней минувших – в наши дни
Приходит к вам В. Даль –
Творец, писатель, гражданин!
И будет длиться его век
Пока жива его строка,
Берущая бессмертный бег
В душе родного языка.
– Русская земля испокон веков славится великими людьми – писателями, художниками, полководцами, композиторами. Как вы считаете, Владимир Иванович Даль неслучайно в этом ряду?
– Почему мы, жители ЛНР, с особой гордостью так много говорим об этом удивительном человеке? (ответы детей)
Подведение итогов.
– Наш урок подошёл к концу. Дети, мы должны с вами помнить о том, что мы – часть великой русской культуры, поэтому обязаны не просто гордиться, но и преумножать традиции своего народа, государства под названием Русь.
– А сейчас мы наградим наиболее активных участников урока небольшими дипломами.