В поисках новых форм общения классного руководителя с родителями и детьми. Из опыта работы.
В поисках новых форм общения классного руководителя с родителями и детьми. Из опыта работы.
Быть классным руководителем становится всё сложнее. Когда у меня появилось классное руководство в 5В классе, возникла проблема: плохая посещаемость собраний и классныхмероприятий родителями. Некоторые родители считают, что достаточно посещать родительские собрания в начальной школе, а в основной, когда ребёнок уже вырос, можно ограничить общение со школой, нет времени. Считаю, что взаимодействие с родителями учащихся должно быть постоянным и эффективным, для этого надо начинать работу с родительским активом с 5 класса, и она должна быть направлена на создание единого воспитательного пространства. В помощь классному руководителю предагаю анализ своего опыта и сценрий праздника, посвящённого Дню матери.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В поисках новых форм общения классного руководителя с родителями и детьми. Из опыта работы. »
В поисках новых форм общения классного руководителя с родителями и детьми
Быть классным руководителем становится всё сложнее. Когда у меня появилось классное руководство в 5В классе, возникла проблема: плохая посещаемость собраний и классныхмероприятий родителями. Некоторые родители считают, что достаточно посещать родительские собрания в начальной школе, а в основной, когда ребёнок уже вырос, можно ограничить общение со школой, нет времени. Считаю, что взаимодействие с родителями учащихся должно быть постоянным и эффективным, для этого надо начинать работу с родительским активом с 5 класса, и она должна быть направлена на создание единого воспитательного пространства.
На каких основах должны складываться отношения с семьёй, чтобы воспитание детей было успешным и у родителей было желание идти в школу? На мой взгляд, необходимо духовное и интеллектуальное общение детей и родителей, которое бы приносило радость.
Целью моей работы являлись: максимальное сближение детей и родителей через создание системы воспитательной работы в направлении родители + дети.
Задачи:
-привлечь родителей к организации внеучебной деятельности детей;
Поэтому первым шагом в моей работе стало создание банка психологическихдиагностик. Мною было проведено анкетирование детей, собеседование, опрос совместно с психологом школы для выявления совместных интересов детей и родителей, их точек соприкосновения. В результате такими связующими звеньями были определены:
Совместное творчество (праздники, родительские вечера, родительские капустники, участие в конкурсах, совместное проектирование).
Походы в театры, музеи, кино.
Поездки на экскурсии, в другие города.
Спортивные мероприятия (походы на лыжах, катание на коньках, различные подвижные игры).
Совместная рефлексия (обсуждение всех совместных дел).
Любая информация, которую классный руководитель может получить от детей и родителей в результате диагностики, анкетирования или опроса, может оказать и ребёнку, и семье неоценимую услугу. Была проведена диагностика: «Способности вашего ребёнка, и как их распознать». Эта работа помогла родителям убедиться в том, какие врождённые способности являются приоритетными для их ребёнка. В результате теста выяснилось, что в классе ярко выражены музыкальные способности у четверых учащихся, у пяти преобладают способности в технической области, артистическими способностями обладают шесть человек, спортивный талант присутствует у пяти, художественные способности имеют трое, у двоих ярко выражены способности к научной деятельности. Это исследование позволило родителям по-иному взглянуть на детей, открыть в них что-то новое для себя, а также это может помочь при выборе ребёнком и родителями дальнейшего профиля обучения.
При подготовке к родительскому собранию « Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению» была проведена диагностика учителей, родителей и детей «Учебные затруднения пятиклассников». Мы выяснили, какие трудности испытывают учащиеся и по каким предметам, что является причиной проблем, какая помощь нужна ребятам и что могут порекомендовать педагоги. Это позволило вовремя преодолеть негативные тенденции, связанные со снижением мотивации учебной деятельности учащихся и позволило дать рекомендации родителям.
Для улучшения взаимоотношений между учащимися в классе была проведена диагностика взаимоотношений в классном коллективе. Детям было предложено нарисовать корабль и расположить весь класс в каютах на корабле. В каютах можно жить только по два человека. Необходимо было расположить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать своё мнение. Выяснилось, что в классе два лидера, почти все ребята ладят между собой и два человека- отверженные. Обсудив ситуацию с школьным психологом и родителями, мы наметили шаги, как помочь «отверженным» детям занять достойное место в коллективе. К каждой встрече с родителями я старалась подготовить диагностику учащихся по какой- либо теме в зависимости от темы собрания. Родителям всегда интересно узнавать о своих детях что- то новое. Эти мероприятия позволяют установить тесный контакт с родителями, ведут к взаимопониманию, успешному решению общих проблем, родители начинают проявлять больший интерес к жизни класса.
Большое внимание старалась уделять традициям проведения внеклассных мероприятий в классе. Использовала в работе с родителями интересную и новую форму работы- родительские вечера. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете. Старалась дать родителям возможность стать активными участниками классных дел. Родители готовили конкурсы для детей и мы вместе играли. В 5 классе мы провели вечер «Дорогие и любимые…». Это мероприятие было посвящено Дню матери. На праздник пришли мамы и бабушки. Мы с ребятами приготовили концерт, организовали конкурсы, затем было чаепитие с играми и танцами. На память осталось много совместных фотографий.
Вместе с детьми и родителями мы ходили в театры, ездили на спортивные и туристические базы, устраивали походы выходного дня на лыжах, ездили на экскурсии в другие города и даже страны. Это очень сблизило ребят, способствовало развитию духовности. Главное- родители и дети вместе, родители видели достижения своих детей. В 6 классе провели итоговое родительское собрание с детьми «Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить». Ребята приготовили концерт для родителей и конкурсную программу, где в ходе собрания родители и дети задавали друг другу вопросы. Мы подвели итог нашей совместной работы за год, обсудили, что получилось и над чем надо работать. Организовали театр- экспромт: «Пьеса из школьной жизни». И родители, и дети получили памятки- советы, как надо себя вести, чтобы избежать конфликтов. Все дети были награждены медалями за активное участие в жизни класса. Наше итоговое родительское собрание мы завершили игрой «Поделись улыбкою своей» Так начиналась моя работа с классом.
За 5 лет работы классным руководителем в данном классе я могу сказать, что добилась определённых результатов:
-родительские вечера и совместные поездки помогли сближению интересов детей и родителей;
-мне удалось решить проблему с посещаемостью собраний и классных мероприятий.
Ели на первое собрание пришли только 40% родителей, то уже в 6 классе присутствовали всегда 85% и более родителей. На первый совместный вечер в 5 классе пришли 2 мамы, на второй- 5 родителей, на семейный капустник- 17 человек, то на совместное с детьми родительское собрание «Детей не надо воспитывать, с ними надо дружить» пришли все родители вместе с детьми. Почувствовав интерес к совместным с детьми творческим делам, родители стали откликаться на дела в классе, сотрудничать в воспитательной работе с классным руководителем. Родители стали понимать, что школа неравнодушна к тому, чем и как будут жить дети и начали по- иному относиться к классу, и к своему посещению учебного заведения.
Искренне и уверенно могу сказать, что я счастливый учитель и человек, что встретила на своём профессиональном и жизненном пути именно этих детей и родителей.
К данной работе прилагается сценарий вечера «Дорогие и любимые…», посвящённый Дню матери.
Форма проведения: Семейный капустник
«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, даётся ему от матери.»
М. Горький
На сцену выходят ведущие и приглашают мам и бабушек войти в зал.
Девочка- ведущая. Она смотрит в зеркало и говорит:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи
Кто на свете всех умнее, всех любимей и добрее?
Мальчик- ведущий:
И ей зеркальце в ответ:
Все девицы так прекрасны,
В том, конечно, спору нет!
Только есть такое слово,
Что дороже дорогого!
В этом слове- первый крик,
Радость солнечной улыбки,
В этом слове- счастья миг
Дорогой и очень близкий!
Это слово- мама!
Выходят мальчик и девочка.
Мальчик: Ты знаешь, я слышал, что все девчонки хотят поскорее вырасти, чтобы потом выйти замуж.
Девочка: Ну, конечно. А кто из нас не хочет получать подарки, цветы, конфеты…
Мальчик: Так ты считаешь, что, став женой и мамой, ты будешь только наряжаться, есть конфеты и получать подарки?
Девочка: Ну, конечно. А разве может быть по- другому?
Выходят ведущие
Мальчик: А вот статистика одного из журналов, который приводит такие цифры:
Статистику называют по очереди:
-В среднем мамы проводят у постели больных детей 3000 бессонных часов.
-Мамы готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд
-Если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего Земного шара.
-А ещё они стирают горы белья. Если сложить всё постиранное ими за жизнь бельё, то получится гора по высоте с Эльбрус.
-Мамы поют песни и читают стихи, вяжут и шьют.
-Радуются и огорчаются.
-Чаще всего из-за нас детей.
-А ещё мамы плачут. Мамины слёзы- это море или даже океан, который можно назвать Океаном грусти.
-А ещё- быть мамой, значит видеть счастливые глаза своих детей.
Для вас, дорогие мамы и бабушки, музыкальный номер. Исполняют девочки класса.
Ведущий: Маляры и ткачихи. Инженеры и педагоги. Артистки и поварихи. Экономисты и юристы. Но ведь у миллионов женщин ещё одна должность. И, наверное, самая главная- быть «добрым солнышком» семьи, нести свет и тепло детям, стать их задушевным другом.
Ученик читает стихотворение Н. Саконской «Разговор о маме»
Для вас, дорогие мамы и бабушки, танец. Девочки исполняют танец.
А какие они, наши мамы? Что они любят, чем увлекаются? Какие у них есть в жизни интересы, кроме того, что они очень любят нас?
Дорогие мамы, хотите узнать, что думают о вас ваши дети?
На классном часе ребята написали сочинение о своих мамах, а на празднике классный руководитель зачитывает сочинения и мамы должны угадать, о ком идёт речь.
Сочинения дарят мамам.
Ведущий: Готовясь к капустнику, мы решили посмотреть на наших мам с помощью волшебной видеокамеры. Она записала интересные моменты из жизни наших мам.
Ребята разыгрывают сценки. Выступление «театра пародий».
Пародия первая: Мама собирается на работу. Она, как всегда опаздывает.
Пародия вторая: Мама возвращается с работы. Она уже никуда не спешит.
Пародия третья: Мама возвращается с родительского собрания. Ей бы поспешить, но уже ничего не хочется…
Пародия четвёртая: Мама отдыхает. Она готовит, стирает, гладит.
Ведущий: Видимо, наша камера записала всё правильно. Наши мамы спешат, делают тысячи дел. А как ведём мы себя, их дети?
( читают мальчики)
Нагрубил вчера я маме,
Хлопнул дверью я,
Нет доверья между нами, Нет доверия.
Я проснулся одинокий,
Вспомнил мамины упрёки:
Я её родное чадо,
Про меня всё знать ей надо-
Почему неоткровенен?
Нет ли где в душе разлада?
Откровенничать не стану!
Зря надеется!
Откровенничать не стану!
Не младенец я!
И нарочно я туману напускаю,
Нынче маму до души не допускаю.
Я проснулся одинокий, мысли грустные,
С горя выучил уроки, даже устные.
Читает девочка:
Мне не хватает теплоты,
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась:
-Мёрзнешь ты и в летние денёчки?
-Нет, ты меня не поняла, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:- Всё поняла!-
И тащит одеяло.
Ведущий: А мы понимаем друг друга?
Игра: Пойми без слов. В игре участвуют дети и родители. С помощью жестов мама должна объяснить фразу, а ребёнок должен её назвать, затем они меняются ролями.
А теперь давайте все вместе разгадаем кроссворд. (Девочки составили кроссворд о цветах. С призами)
Мы знаем, что все мамы на свете любят не только цветы, но и музыку. Поэтому сейчас для них музыкальный номер от мальчиков (мальчики исполнят частушки).
Дорогие наши мамы,
Мы частушки вам споём.
Поздравляем с праздником
И привет горячий шлём.
Мы девчонок уважаем,
Можем смело вам сказать.
Очень трудные задачи
Будем мы за них решать.
Любит музыку мой папа,
От него не отстаю:
Он играет на гармони,
А я песенки пою.
Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот.
Как придёт с работы мама,
Будет много ей хлопот.
Вот начистить раз в году
Я решил сковороду.
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.
Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать!
Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
Мы частушки петь кончаем
И сейчас вам обещаем
Слушать вас всегда во всём
Утром, вечером и днём!
К нам на праздник пришли не только мамы, но и бабушки. Мы поздравляем наших бабушек с праздником. Ваши внуки и внучки покажут сценку.
Внук: Бабушка-а! Мне в музыкальную скорее надо, опаздываю, ноты дай, пожалуйста!
Бабушка: Бегу, миленький!
Внук: Бабушка, форму погладь, у нас концерт отчётный!
Бабушка: Сейчас- сейчас, миленький!
Внук: Бабушка, Кушать хочу, где твои плюшки?
Бабушка: Кушай- кушай, моё солнышко!
Внук: Бабушка, а сейчас мы тебя поздравлять будем!
Все: С праздником, бабушка!
Бабушка: Ах, спасибо, мои милые! А песенку мне споёте?
Все: И споём, и станцуем!
Все поют на мотив песни «Доченька моя».
А я иду из школы, усталость не тая…
Но точно знаю: встретит бабуленька меня,
Накормит и пошутит, улыбку мне даря…
Какая молодая ты, бабушка моя!
И мне её поддержка на каждый день нужна!
И слово её доброе, улыбка мне важна!
Она меня обнимет, и вот скажу ей я:
Какая молодая ты, бабушка моя!
Мы точно знаем: лучше её на свете нет!
Мы бабушкой гордимся и шлём ей свой привет!
И от души желаем здоровья в этот час,
Всегда будь молодая ты, бабушка у нас!
Ведущие:
Как нам хочется, родные,
Чтоб улыбались вы всегда.
Чтоб стороной вас обходила
Всякая беда.
Пусть глаза ваши лучатся
Только добрым светом!
И любовью ваших деток
Будет жизнь согрета!
Ребята своими руками делают подарки (цветы из бумаги) и вручают мамам и бабушкам.