kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спешите делать добрые дела

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нравственности "Спешите делать добрые дела" направлен на воспитание толерантности, доброжелательности и хорошего отношения к окружающим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спешите делать добрые дела»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Виноградненский лицей имени Дедова Ф.И.»












Урок нравственности

«Спешите делать добрые дела»












Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Овлыкова Галина Валерьевна













2020 год

Урок нравственности «Спешите делать добрые дела»

Возраст учащихся: 9 кл. 

Цель: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, развивать умения отличать плохое от хорошего.

Задачи: раскрыть положительные стороны доброты, побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам.


Учащиеся получили к уроку задание по группам:

1 группа подбирает высказывания известных людей о доброте, милосердии, сострадании;

2 группа находит значение следующих слов: благотворительность, доброта, гуманность, милосердие, сострадание; оформляет “листок” из толкового словаря;

3 группа находит и оформляет пословицы и поговорки о доброте, гуманности.


1. Вступление

- Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Так ли это?

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

Предлагаю вам тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил.


2. Исследовательско-аналитическая работа 

1 группа представляет свои результаты работы и комментирует высказывания. 

1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н.Толстой) 

2. Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. (В.Дудинцев) 

3. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. (В.Распутин) 

4. Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. (Л.Сухоруков) 

5. Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. (Вильям Шекспир) 
Презентация работы 2 группы 


  • Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи из милости. 


  • Благо – добро, благополучие. 


  • Благодеяние – доброе дело. 


  • Гуманность – отзывчивость, человечность. 


  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 


  • Милосердие – готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. 


  • Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-то несчастьем, горем. 



- Доброта, милосердие всегда ценились нашим народом. Я попросила вас подобрать пословицы и поговорки о добре.



Презентация работы 3 группы


  • За доброе дело берись смело – сам не осилишь – помогут. 


  • Без добрых дел не будет и доброго имени. 


  • Доброе дело само себя хвалит. 


  • Добро творить – себя веселить. 


  • От добра худа не бывает. 


  • Добра желаешь – добро и делай. 


  • Доброе слово в воде не тонет. 


  • Жизнь дана на добрые дела. 


  • Если ты сделал добро – скрой, если тебе другой сделал добро – расскажи. 


  • Доброе слово человеку – это дождь в засуху, худое слово и сладким мёдом не запьёшь. 


- Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним. 
3. Дискуссия «Чего же больше в людях: добра или зла?» 

Добро и зло творить всегда 

Во власти всех людей, 

Но зло творится без труда. 

Добро творить трудней. 

Рождает зверя зверь 

Рождает птица птицу 

От доброго - добро 

От злого - зло родится. 

Добро, как не было б оно мало 

Гораздо лучше, чем большое зло.

- Проанализируйте стихотворение, подтвердите ваши рассуждения примерами.


4. Анализ ситуации из рассказа Б. Екимова «Ночь исцеления». (Приложение)

А) слушание начала рассказа;

Б) учащиеся предлагают и объясняют свой вариант окончания;

В) после обсуждения зачитывается окончание рассказа



Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни  даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет  за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление. 

- Какая идея рассказа?

- Нужно делать и молчать.

В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию.

Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Его чуткость, милосердие, доброта сделали то, чего не смогли врачи и взрослые. 
5. Групповая аналитическая работа

- Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека». Как вы думаете, какие?

Рассуждения учащихся.

- Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети». Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня.

Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости. Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.

Умейте чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце, за вас дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.


Притча о гвоздях 

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. 
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. 
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. 
Шло время, и пришёл день, когда сын мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.


Мы живём в коллективе, а коллектив не любит недоброжелательных людей. Надо уметь чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих вас одноклассников, уметь желать добра.

Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.

Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе. 
6. Тест «Что ты предпочитаешь чаще?»

Тест проводится для выявления направленности и притязаний лич­ности ребенка. Школьнику предлагается набор альтернативных ситуаций-вопросов с просьбой выбрать для ответа один из двух способов поведе­ния, наиболее типичный для него. Ответы заносятся в карту-анализ.

Карта-анализ 


Ситуации 


Выбранный способ поведения 




1 часть суждения 


II часть суждения 


Ситуации:

1. Энергичнее выполняешь дело, которое выбрал сам, или то, которое тебе поручили?

2. Тщательнее делаешь то, что нужно только тебе, или то, что приносит пользу другим?

3. Тебе приятнее сделать вещь, интересную для тебя, или ту, которая интересна твоим товарищам?

4. В трудном деле, когда устал, чаще предпочитаешь просить помощи или сам доводишь дело до конца?

5. При общих успехах предпочитаешь, когда хвалят тебя или твоих то­варищей?

6. В разговоре чаще говоришь о своих проблемах или слушаешь о про­блемах других?

7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?

8. Чаще хочешь получать подарки или дарить их другим?

9. Больше стараешься, когда добиваешься чего-то для себя или для то­варищей?

10. Больше дорожишь своей честью или честью коллектива?

11. Чаще критикуешь недостатки других или же свои?

12. Чаще просишь помощи или помогаешь сам?

13. Во взаимоотношениях с другими чаще заботишься о своем превосходстве или о взаимопонимании?

14. Чаще допускаешь восхищение своими поступками или похвалу в ад­рес других? 

Анализ теста: Подсчитываются плюсы в каждой графе. Преобладание их во второй графе свидетельствует о гуманистической, общественной на­правленности личности, а в первой - об эгоистической направленности, индивидуалистических проявлениях личности учащегося. 
Подведение итога. У замечательного поэта Александра Яковлевича Яшина есть удивительное стихотворение “Спешите делать добрые дела”. Послушайте его. К чему призывает поэт? 

Мне с отчимом невесело жилось, 

Все ж он меня растил – 

И оттого 

Порой жалею, что не довелось 

Хоть чем-нибудь порадовать его. 

Когда он слег и тихо умирал, - 

Рассказывает мать, - 

День ото дня 

Все чаще вспоминал меня и ждал: 

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!» 

Бездомной бабушке в селе родном 

Я говорил: мол, так ее люблю, 

Что подрасту и сам срублю ей дом, 

Дров наготовлю, 

Хлеба воз куплю. 

Мечтал о многом, 

Много обещал… 

В блокаде ленинградской старика 

От смерти б спас, 

Да на день опоздал, 

И дня того не возвратят века. 

Теперь прошел я тысячи дорог – 

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог… 

Нет отчима, 

И бабка умерла… 

Спешите делать добрые дела!

Приложение



Борис Екимов 

НОЧЬ ИСЦЕЛЕНИЯ 
Рассказ
 

Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом ожив, резво суетилась в  доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли   Гриша. 
       К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками. И снова баба  Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе,  сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме. Сын и дочь свили гнездо  в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою  вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

   Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно разговаривала, а то и кричала  во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и  заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной  тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон  у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое:  «Простите Христа ради! Простите!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость  и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было нелегче.

  Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам.  Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом   лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. И к ней, в родительский  дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние  каникулы, на октябрьские праздники да майские. 

Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными  ребятами,– словом, не скучал. Баба Дуня радовалась. 
       И нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел в суете и заботах. Не успела  оглянуться, а уж синело за окном, подступал вечер. Гриша заявился по-светлому. Загромыхал на крылечке, в хату влетел краснощекий, с морозным духом и с порога заявил: 
       – Завтра на рыбалку! Берш за мостом берется. Дуром!

       – Это хорошо,– одобрила баба Дуня. – Ушицей посладимся.

       Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое  богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем. Внук все  малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом  длинноногом, большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку.

 – Бабаня, я говорю, и можешь быть уверена. Будет уха и жарёха. Фирма веников не вяжет. Учти.

       – С вениками правда плохо,– согласилась баба Дуня. – До трех рублей на базаре. 
       Гриша рассмеялся:

       – Я про рыбу.

       – Про рыбу… У меня дядя рыбалил. Дядя Авдей. Мы на Картулях жили. Меня оттуда замуж брали. Так там рыбы…

       Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до  дивана. Он слушал, а потом заключил:


       – Ничего, и мы завтра наловим: на уху и жарёху.

       За окном солнце давно закатилось. Долго розовело небо. И уже светила луна половинкою, но так  хорошо, ясно. Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:

       – Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.

       Гриша отмахивался:

       – Я, бабаня, ничего не слышу. Сплю мертвым сном.

       – Ну и слава Богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.


       Заснули быстро, и баба Дуня, и внук.

       Но среди ночи Гриша проснулся от крика:

       – Помогите! Помогите, люди добрые!

       Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.


       – Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял? –  И смолкла.

       Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое  бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:


       – Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка…   Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя… – Баба Дуня запнулась,   словно ошеломленная, и закричала: – Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! –  Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно. 
       Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату. 
       – Бабаня! Бабаня! – позвал он. – Проснись…

       Она проснулась, заворочалась:

       – Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.

       – Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

       – На сердце, на сердце… – послушно согласилась баба Дуня. 
       – Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.

       – Лягу, лягу…

       Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе, лег в постель. Баба Дуня ворочалась,  вздыхала. Не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он  знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец. 
  В жидкой тьме лунного полусвета темнели шкаф и этажерка. Стало думаться об утре, о рыбалке, и уже в  полудреме Гриша услыхал бабушкино бормотание: 
       – Зима находит… Желудков запастись… Ребятишкам, детишкам… – бормотала баба Дуня. – Хлебца не    хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! – закричала она. – Хучь мешки отдайте! Мешки! – И рыдания оборвали крик.

       Гриша вскочил с постели.

       – Бабаня! Бабаня! – крикнул он и свет зажег в кухне. – Бабаня, проснись! 
       Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на  бабушкином лице слезы. 
       – Бабаня… – охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. 
       – Плачу, дура старая. Во сне, во сне…

       – Но слезы-то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот



проснулась, и все.

       – Да это сейчас проснулась. А там…

       – А чего тебе снилось?

       – Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники  на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают.

       – А зачем тебе желуди?

       – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели.


       – Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша. 
       – Снится,– ответила баба Дуня. – Снится – и было. Не приведи, Господи. Не приведи… Ну, ложись иди ложись…

       Гриша ушел, и крепкий сон сморил его или баба Дуня больше не кричала, но до позднего утра он ничего  не слышал. Утром ушел на рыбалку и, как обещал, поймал пять хороших бершей, на уху и жарёху.

       За обедом баба Дуня горевала:

       – Не даю тебе спать… До двух раз булгачила. Старость.

       – Бабаня, в голову не бери,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы… 
       Он пообедал и сразу стал собираться. А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был,  в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем. Баба Дуня рядом с ним казалась  совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то  нездешнее. Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо ее в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по  сердцу. Он поспешил уйти.

       Во дворе ждали друзья. Рядом лежала степь. Чуть поодаль зеленели посадки сосны. Так хорошо было  бежать там на лыжах. Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком, и, казалось, возносил над  лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить. За соснами высились песчаные бугры –  кучугуры, поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона. Туда, к высоким задонским  холмам, тоже заснеженным, тянуло. Манило к крутизне, когда наждаковый ветер высекает из глаз слезу, а ты  летишь, чуть присев, узкими щелочками глаз цепко ловишь впереди каждый бугорок и впадинку, чтобы  встретить их, и тело твое цепенеет в тряском лете. И наконец пулей вылетаешь на гладкую скатерть  заснеженной реки и, расслабившись, выдохнув весь испуг, катишь и катишь спокойно, до середины Дона.

       Этой ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу ее понял, что она  неспокойно спала.

       – Не будила тебя? Ну и слава Богу…



Прошел еще день и еще. А потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать  спросила:

       – Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.


       По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой.  А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли.  А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее  оно снова и снова. Но как помочь? 
       Свечерело. Солнце скрылось за прибрежными донскими холмами. Розовая кайма лежала за Доном, а  по ней – редкий далекий лес узорчатой чернью. В поселке было тихо, лишь малые детишки смеялись,  катаясь на салазках. Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит,  помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша неторопливо  шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. Весь вечер за ужином,  а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на  бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».

       За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.  И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. За окном светила луна.  Снег белел. Чернели сараи. Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. Гриша ждал. И когда наконец из  комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Свет в кухне зажег, встал  возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.

      – Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… –  И слезы, слезы подкатывали.

       Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.

       – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. 
       Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью  и стал убеждать, мягко, ласково: 
       – Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили.  А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите… 
 Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова.  Но пришли:

       – Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый  человек…

       По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет. 
       – Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите покойно. Спите. 
       Баба Дуня смолкла.

       Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод  пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы  катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…  Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось  ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая  слезы кулаком. Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной стала голова, и ушла из тела  дрожь. К бабе Дуне он подошел вовремя.


       – Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь  пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать. 
       Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.

       – Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.


       – Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.

       Гриша понял, что надо брать документ.

       – Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.

       – Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.

       – Все сходится. Проходите.

       – Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.

       – Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.

       Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до  утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно.  Белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке  и как они вместе…



Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни  даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет  за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление. 


Ситуации 


Выбранный способ поведения 




1 часть суждения 


II часть суждения 


Энергичнее выполняешь дело, 


которое выбрал сам 


или то, которое тебе поручили?


Тщательнее делаешь то, 


что нужно только тебе, 


или то, что приносит пользу другим? 


Тебе приятнее сделать вещь, 


интересную для тебя, 


или ту, которая интересна твоим друзьям? 


В трудном деле, когда устал, чаще предпочитаешь 


просить помощи 


или сам доводишь дело до конца? 


При общих успехах предпочитаешь, 


когда хвалят тебя 


или твоих друзей? 


В разговоре чаще говоришь 


о своих проблемах 


или слушаешь о про­блемах других? 


При неудачах чаще обвиняешь 


других 


или себя? 


Чаще хочешь 


получать подарки 


или дарить их другим? 


Больше стараешься, когда добиваешься чего-то 


для себя 


или для других? 


Больше дорожишь 


своей честью 


или честью коллектива? 


Чаще критикуешь недостатки 


других 


или же свои? 


Чаще 


просишь помощи 


или помогаешь сам? 


Во взаимоотношениях с другими чаще 


заботишься о своем превосходстве 


или о взаимопонимании? 


Чаще допускаешь восхищение 


своими поступками 


или похвалу в ад­рес других? 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Спешите делать добрые дела

Автор: Овлыкова Галина Валерьевна

Дата: 09.02.2024

Номер свидетельства: 645359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "А.Яшин Спешите желать добрые дела!"
    ["seo_title"] => string(41) "a-iashin-spieshitie-zhielat-dobryie-diela"
    ["file_id"] => string(6) "248267"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446705553"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока-игры по обществознанию в 6 классе "Спешите делать добро". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-ighry-po-obshchiestvoznaniiu-v-6-klassie-spieshitie-dielat-dobro"
    ["file_id"] => string(6) "235885"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443876231"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Час общения "Спешите творить добро" "
    ["seo_title"] => string(41) "chas-obshchieniia-spieshitie-tvorit-dobro"
    ["file_id"] => string(6) "122166"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414163225"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "А. Яшин "Спешите делать добрые дела" "
    ["seo_title"] => string(40) "a-iashin-spieshitie-dielat-dobryie-diela"
    ["file_id"] => string(6) "109699"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404924988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Спешите делать добро» "
    ["seo_title"] => string(25) "spieshitie-dielat-dobro-2"
    ["file_id"] => string(6) "151023"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420623857"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства