Социальный проект "Игра - это детство, а детство - это игра"
Социальный проект "Игра - это детство, а детство - это игра"
Малоподвижный, домашний образ жизни ребенка, проводящего большую часть своего свободного времени в Интернете, создает ряд проблем коммуникативного свойства, дети перестают общаться друг с другом, не умеют дружить. Тем самым наиболее важным оказывается влияние игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Игра - это детство, а детство - это игра" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей»
г. Арзамаса
Нижегородской области
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ИГРА – ЭТО ДЕТСТВО,
А ДЕТСТВО – ЭТО ИГРА»
Целевая аудитория проекта –
учащиеся лицея, родители, воспитанники дошкольных детских учреждений
Характеристика проекта:
Социальный
Игровой
Среднесрочный
Срок реализации проекта –3 месяца
Апрель - июнь 2013
Авторы: Белова Т.В.
Селезнева С.Г.,
МБОУ «Лицей»
г.Арзамас, 2013г
Анализ исходной ситуации:
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К таким средствам воспитания относится игра. Это косвенной метод воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Проблема: Малоподвижный, домашний образ жизни ребенка, проводящего большую часть своего свободного времени в Интернете, создает ряд проблем коммуникативного свойства, дети перестают общаться друг с другом, не умеют дружить. Тем самым наиболее важным оказывается влияние игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность: потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Изучив актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему, над которой будем работать: «Игровая деятельность - как основной фактор развития ребенка» и назвали социальный проект «Игра – это детство, а детство – это игра».
Цель: создание и разработка игр для учащихся разных возрастных групп для формирования психологического развития детей, умения работать в команде, стремления к лидерским качествам.
Задачи:
изучить специальную литературу по различным видам игр, тематикам проведения;
классифицировать игры по тематикам проведения.
изучить особенности проведения игры
показать роль игры как основного фактора развития ребенка через проведения КТД.
Объект исследования:
игровая деятельность ребенка
изменение роли учителя и учащегося в новой среде (учитель-организатор-консультант, учащийся – организатор);
Концептуальная идея проекта:
В ходе реализации проекта будет разработана система игр-квестов различных тематик, от учебных до развлекательных, тем самым включить в игровую деятельность как можно больше детей различного возрастного состава. По разработанным играм проводить различные мероприятия в лицее, школах города и дошкольных образовательных учреждениях города.
Создание среды, помогающей детям различных возрастных групп общаться друг с другом, позволит создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребенка и летнего отдыха детей. Выход проекта за стены лицея придаст ему характер социального и затрагивает интересы всех участников проекта.
Субъекты проекта:
1.Учащиеся лицея, интересующиеся творческой деятельностью, с развитыми навыками общения и коммуникации, мотив – приобретение опыта лидерских качеств, актерского таланта и мастерства, умения общаться с детьми различного возраста, приобретения умения организации и реализации игры.
2. Родители учащихся мотив – развитие ребёнка, повышение умения общаться внутри группы и вне ее, занятость детей.
3. Педагоги лицея мотив – заинтересованность в развитии личностного потенциала учащихся.
4. Социальные партнёры (администрация и ученики других школ, принимающие учащихся лицея – участников социального проекта)
Этапы реализации проекта
Проект реализуется в течение трех месяцев в пространстве учащихся лицея, заинтересованных в своем личностном развитии, развитии своих навыков общения, преодолении трудностей в общении, желании показать себя окружающим не только в пределах лицея, но во вне его.
Программные мероприятия:
№ п/п
Этап (период) реализации
Программные мероприятия
Целевая
аудитория
Организатор
Привлеченные эксперты
Апрель - Май
Подготовительно-проектировочный
апрель
Изучение литературы по вопросу форм и организации игр
Учащиеся лицея
Педагоги-руководители проекта Белова Т.В., Селезнева С.Г.
Педагог-психолог Ганина Д.Ю.
апрель
Проведение родительского собрания «Игра – это детство, а детство – это игра»
Родители обучающихся
Классные руководители
Апрель – май
Выбор формы игры и тематики проведения
Учащиеся лицея
Педагоги-руководители проекта Белова Т.В., Селезнева С.Г.
Май
Разработка игр-квестов в соответствии с тематикой игры и планами школ
Учащиеся лицея
Педагоги-руководители проекта Белова Т.В., Селезнева С.Г.
Учителя лицея, школ города
Май
Подбор материалов к играм, распределение ролей
Учащиеся лицея
Педагоги-руководители проекта Белова Т.В., Селезнева С.Г.
Учителя ИЗО и музыки, Дурыничева Т.Г., Игумнова Ж.А.
Май – июнь
Содержательно-внедренческий
Май
Отработка игр внутри групп
Учащиеся лицея
Педагоги-руководители проекта Белова Т.В., Селезнева С.Г.
Учитель изобразительного искусства Дурыничева Т.Г.
Май
Создание информационных листовок по играм
Учащиеся лицея
Учащиеся проектной группы
Май – июнь
Проведение игр среди учащихся лицея
Учащиеся лицея
Учащиеся проектной группы
Учителя лицея
Июнь
Проведение игр среди учащихся школ города, воспитанников детских садов
Учащиеся школ города, воспитанники детских садов
Педагоги-руководители проекта Белова Т.В., Селезнева С.Г., учащиеся проектной группы
Администрация и учителя школ города
Подведение итогов
Июнь
Подведение итогов каждой игры
Учащиеся проектной группы
Педагоги-руководители проекта Белова Т.В., Селезнева С.Г.
Июнь
Сбор отзывов по каждой игре
Учащиеся школ
учащиеся проектной группы
Администрация и учителя школ города, лицея
Июнь
Социологический опрос участников проекта
Педагоги-руководители проекта Белова Т.В., Селезнева С.Г.
Июнь
Оформление проектной папки
Авторы проекта
Педагоги-руководители проекта Белова Т.В., Селезнева С.Г.
Ожидаемые результаты
Учащиеся лицея – получение объективной оценки своих знаний, практики исследовательской деятельности, приобретение опыта публичного выступления и защиты своего решения, получение опыта оценки знаний других учащихся, выбор стратегии игрового и ролевого поведения, отличный отдых и оздоровление в кругу единомышленников.
Родители учащихся – получение объективной оценки знаний своих детей, формирование общих идей, объединение в общей деятельности, летняя занятость и оздоровление детей.
Старшеклассники – повышение своей значимости в глазах учителей и лицеистов.
В целом, количество лицеистов, уверенно чувствующих себя в ситуации выбора решения, должно возрасти. Конкурентоспособность лицеистов в математических олимпиадах, конкурсах, фестивалях, играх городского и регионального уровня должна возрасти.
Возможные риски и способы их преодоления
Оценка рисков социального проекта
Преимущества проекта
Риски (возможные проблемы) проекта
Приобретение опыта социального взаимодействия учащихся
Большое количество времени, затраченное на подготовку и проведение проекта
Опыт командной работы учащихся
Денежные затраты в реализации проекта
Опыт приобретения лидерских качеств
Трудности в реализации игровых ситуаций
Приобретение знаний, умений и навыков в организации игры
Погодные условия
Приобретение знаний по различным играм
Обновление воспитательной деятельности
Способы преодоления рисков социального проекта
Большое количество времени, затраченное на подготовку и проведение проекта можно компенсировать изменениями в сроках реализации, выбрав время выходных и праздничных дней, а также время после уроков.
Денежные затраты в реализации проектных мероприятий
Трудности в реализации игровых ситуаций можно решить за счет дополнительных занятий с учащимися и отработке навыков действий в игре
Погодные условия не зависят от субъекта, но и это можно решить за счет переноса игровой ситуации с улицы в помещение.
Ресурсная база проекта «Игра – это детство, а детство – это игра»
Смета на реализацию социального проекта
№
Содержание затрат
Стоимость затрат
Источник финансирования
1
Приобретение канцтоваров для изготовления атрибутов игры (необходимых вещей)
200 рублей
Бюджет МБОУ «Лицей»
2
Приобретение грамот для победителей игр (3*4 игры)
12 шт*15 рублей
Бюджет МБОУ «Лицей»
3
Приобретение благодарственных писем для поощрения партнеров проекта
10 шт *15 рублей
Бюджет МБОУ «Лицей»
Партнеры социального проекта (необходимая поддержка)
Аналитическая часть реализации проекта
По заданным критериям оценки результатов проекта приведены сравнительные данные, показывающие положительную динамику.
Успешность социального партнерства (включенность и заинтересованное участие всех субъектов проекта) подтверждается наличие отзывов партнеров проекта (см. приложения)
Количество участников-лицеистов и других участников возросло; кроме того на всем протяжении проекта большой интерес в нем проявляли взрослые участники: администрации школ, родители, классные руководители и т.д. Игра не имеет возраста, увлекая за собой, стираются границы возрастных ограничений, поэтому социальный проект «Игра – это детство, а детство – это игра» имеет большой интерес не только со стороны детей, но и со стороны взрослого поколения – классных руководителей, администрации, родителей.
Отношение участников к результату и своей роли в социальном проекте показано в Диаграмме 1
По данным аналитической части социальный проект «Игра – это детство, а детство – это игра», может считаться социальным, т.к. к его воплощению широко привлекалась общественность.
Проект, на наш, взгляд достиг предполагаемых результатов, т.к. количество учащихся, заинтересованных проектом возрастало по мере его реализации, интерес к нему последовательно увеличивался не столько со стороны лицеистов, но и со стороны взрослых. Участники проектной группы намерены продолжать проектную деятельность в подобных сферах.