Проект «Мы играем»
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь -апрель)
Участники: воспитатель, дети раннего возраста, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка. И вообще развивает всесторонне развитую личность.
Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что "игрушка всегда была действенным средством развитии психики и широко использовалась в народной педагогики для социального воспитания и приобщении ребенка к жизни взрослых".
Цель: формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
Задачи проекта:
Познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки», формировать знания о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек.
Способствовать формированию положительных эмоций при прочитывании любимых литературных произведений, посредством сюжетных игр побуждать детей повторять за воспитателем слова и фразы знакомых стихотворений.
Развивать коммуникативные навыки, игровые умения детей, любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
Способствовать формированию у родителей потребности в игровом общении с детьми; оказывать родителям практическую помощь в выборе игр и игрушек для детей, в организации совместной игровой деятельности с детьми в кругу семьи, развивать умение видеть окружающий мир глазами ребенка.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам и заботу о них; умение решать проблемно-игровые ситуации.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие",
"Социально-коммуникативное развитие","Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.
Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Пополняет и расширяет пассивный и словарный запас: игрушки, мягкие, деревянные, убираю, готовлю, укладываю и т.д.
Умеет рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые игрушки.
Умеет понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Формы работы с детьми
- Организованная образовательная деятельность;
- Совместная игровая деятельность;
- Использование игровых приемов в режимных моментах;
- Чтение художественной литературы, использование сказок и малых фольклорных форм для обогащения игровой деятельности детей;
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки;
- Игровая деятельность: подвижные игры, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением, драматизация сказок, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, словесные игры.
Формы работы с родителями:
- Беседа на тему "Современная игрушка, какая она?"
- Индивидуальные беседы "Почему важно научить ребенка играть с игрушкой"
- Консультация: «Об игрушках серьезно»
- Консультация: «Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка»
- Участие родителей в обогащении РППС: создание игрового уголка для детей; участие в выставке игр и игрушек, сделанных своими руками.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
создание проблемы, подготовка цели и задач;
подбор методической литературы, материала для детей;
подбор дидактических, словесных, подвижных игр;
работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Основной:
проведение мероприятий.
Заключительный:
выставка совместной взросло-детской деятельности «Игры и игрушки, сделанные своими руками»;
Презентация проекта на педсовете ДОУ.
Реализация проекта:
Образовательная область: "Познавательное развитие".
Д/ игры "Угадай, что звучит? ","Угадай игрушку по описанию".
Игры с водой (резиновые игрушки), "Пускаем бумажные кораблики".
Д/ игры "Солнечный зайчик", "Чудесный мешочек".
С/ р. игры "Купание кукол", "Уложим куклу спать", "Магазин игрушек", "Семья".
Настольные игры: "Мозаика", "Купание кукол".
Рассматривание картины "Дети играют".
Игровые ситуации "Из чего сделаны наши игрушки", "Какие бывают игрушки".
Игровое упражнение "Большие и маленькие".
Ситуативный разговор об игрушках: кукла, мишка, заяц, машинка и т.д.
Чтение и драматизация стихотворений А.Барто из серии
"Игрушки".
Беседы на темы "Моя любимая игрушка", "Такие разные игрушки"
Образовательная область: "Речевое развитие".
Бродского "Солнечный зайчик", Островского Ю. "Догони зайчика", Чтение В. Сутеев "Кораблик", Г. Цыферов "Пароходик", чтение сказок "Теремок", "Курочка Ряба", "Колобок".
Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие"
Ситуативный разговор “Поможем кукле Кате".
Обучающая ситуация "Оденем (разденем) куклу".
Образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие".
Лепка “Мяч”,"Конфетки для зайчат"
Творческая мастерская : Рисование "Пирожки для Маши".
Пение песен Е. Тиличеевой "Догони зайчика".
Игровое музыкальное занятие "Звучащая игрушка"
Образовательная область: "Физическое развитие".
Физминутки: "Зайка","Самолет", "Мы любимые игрушки".
Подвижные игры: "Перебрось игрушки", "Каждому игрушку", "Поезд", "Автомобиль".
Итоговое мероприятие: Организованная образовательная деятельность: "Теремок" (драматизация сказки).
Распространение результатов проекта
- Презентация проекта на педсовете ДОУ
- Организация выставки совместной деятельности родителей и воспитанников "Игры и игрушки, сделанные своими руками"
- Размещение материалов проектной деятельности на личном сайте.
Вывод:
В ходе работы над проектом, после проведения мониторинга, дети пополнили свои знания об играх и игрушках. Во время самостоятельных игр в игровых уголках и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам.
Вместе с родителями ребята приняли участие в совместной продуктивной деятельности "Игры и игрушки, сделанные своим руками", которая была проведена в нашем ДОУ.
Методическое обеспечение проекта:
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с.
3. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
5. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2002. - 283 с.