«Семейные традиции, как фактор нравственного воспитания»
«Привязанность к семье и дому создается не нарочно,
не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой,
которая царит в семье»
Д. С. Лихачев.
Задачи:
Образовательные: пополнение знаний родителей о путях, способах и приёмах воспитания положительных нравственных и духовных качеств личности ребёнка в семейных условиях.
Воспитательные: оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни в семье; распространение положительного опыта семейного воспитания; профилактика ошибочных действий родителей по отношению к своему ребёнку.
Организационные: интеграция семьи и школы в деятельности по развитию личности ребёнка.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.
Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами. Сотни тысяч беспризорных детей, потерявших родительский кров, обитают на улицах и в подвалах. Постоянно растет число разводов и суицидов.
Нашему обществу грозит глубокий кризис, если ситуация в семье останется прежней.
Воспитать развитые нравственные потребности - вот главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
1) Родители должны осознавать важность этой задачи.
2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование
продолжается всю человеческую жизнь.
3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Сегодня мы бы хотели вам предложить и продемонстрировать один из способов воспитания нравственности у ваших детей. Это семейные традиции.
Что такое традиции?
Традиция– это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. «Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность».
Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается все - вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю. Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в семьях наших учеников мы узнали из рисунков, стихов и плакатов, приготовленных детьми для участия в Неделе начальной школы, которая проходила с 19.ноября по 26 ноября 2012 года. Одним из самых любимых праздников в российских семьях стал «День матери», который отмечается в последние выходные ноября.
Дорогие мамы, мамы мам примите поздравления от самых маленьких наших учеников – первоклассников!
1. Первейшая ценность в России — семья!
Очаг наш домашний согреет любя.
За руки возьмутся родные мои,
Дружнее не сыщешь на свете семьи.
2. Семья – это папа, семья – это я,
Семья – это милая мама моя!
Мама любимая! Мама родная!
Сегодня с Днем матери всех поздравляем!!!
3. Этот день мы не забудем
Этот день мы свято чтим,
Эти строки посвящаем
Милым мамочкам своим!
4. Дорогая мамочка, мамуля,
Хорошо, что праздник мамы есть.
Я тебя люблю, моя родная,
Всех твоих достоинств и не счесть.
5. В жизни ты защита и опора,
От ненастий бережёшь меня,
Любишь без оглядок и укоров
И согрета вся тобой семья.
6. Мама - это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз.
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.
7. Пожелать хочу тебе здоровья,
Чтоб тревог никто не доставлял.
Ты - одна такая в целом свете,
Мамочка любимая моя!
8. Мамочка, любимая, родная,
Солнышко, ромашка, василёк,
Что мне пожелать тебе не знаю
В этот замечательный денек.
9. Пожелаю радости и счастья,
Мира и удачи на твой век,
Чтобы сердце не рвалось на части,
Милый мой, родной мой, человек!
10.Пусть звенят повсюду песни
Про любимых наших мам,
Мы за все, за все, родные,
Говорим: “Спасибо вам!”
(Звучит песня в исполнении первоклассников «Песня мамонтенка»)
Дети раздают «Обращение детей к родителям»
Семье, конечно, нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками.
Выступление 1 родителя от 2 класса «Для чего необходимо в семье чтить традиции?» (3-5 минут) (Ермак Св. Серг).
Есть и другие интересные традиции – так называемая традиция проведения свободного времени в семье, отпуск. Созданию благоприятного климата, духовной насыщенности, воспитанию нравственности, привитию любви к своему дому, семье помогают чаще всего ужины в кругу родных и близких, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, общение с живой природой, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.
Выступление 1 родителя от 3 класса «Правильная организация досуга в семье» (3-5 минут) (Виноградова Окс.Рудольф.)
Участие в художественной самодеятельности, семейные концертные номера - это один их примеров традиции проведения свободного времени в семье.
Представляем вашему вниманию музыкальный номер от семьи Каёвых.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи.
«Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».
Работа с родословной, с генеалогическим древом начинается в начальной школы, в рамках проектной деятельности и на уроках окружающего мира. К 4 классу ребята получают достаточный объём знаний, чтобы восстановить цепочку времен, составить исследовательский проект «Моя родословная». На слайдах вы можете увидеть выборку из представленных проектов.
Выступление учениц 4 класса, песня «Неразлучные друзья».
Хотелось бы отметить то, что неоценимый вклад в развитие культуры и моральных ценностей вносит духовно-нравственное воспитания в семье посредствам осуществления поездок по святым историческим местам России. Семья Копачёвых уделяет этому большое внимание. Всей семьей они побывали во многих местах, где не только знакомились с историей нашей культуры, но и насыщали семейные отношения духовностью
5. Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной. а закончить нашу встречу я хочу притчей.
«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»
И мы желаем вам: Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который вы трепетно будете передавать в вашей семье из поколения в поколение.
Спасибо всем за участие и внимание!
А сейчас вас ждут ваши классные руководители.