Шахматы в развитии интеллектуальных способностей учащихся
начальных классов.
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры МАОУ СОШ №45
Калининград
Слово шахматы в переводе с персидского языка означает властитель умер. Шахматы – это игра 32-мя фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске двух соперников. Цель данной игры – поставить мат королю противника.
Древняя игра шахматы берет свое начало в Индии и имеет многовековую историю. Она сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта, способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок игры, связанные с передвижением фишек на доске были известные еще в 3-4 веках до нашей эры. На Руси и в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 веках. Раньше игра в шахматы приравнивалась к азартным играм таким как в кости и со стороны церкви считалась бесовским наваждением, но постепенно становилась все более и более популярной не только среди феодальной знати, но и народа.
В 16-17 века наибольшее распространение шахматы получили в Италии, где и возникла первая шахматная школа.
В 18 веке центром шахматной жизни стала Франция, шахматный маэстро того времени Ф. Филидор написал книгу «Анализ шахматной игры» в которой было определено и время для партий.
В 19 веке новый вклад в развитие шахмат внесли Пол Морфи (лучший американский шахматист мира) и Александр Попов (первый русский мастер). Они предложили новую стратегию игры.
В 20 веке возникло новое течение в шахматах – гипермодернизм – предложение оригинальных путей в борьбе за победу. С начала 1930 годов более важную роль в развитии шахмат играет советская школа, представители которой творчески развили и углубили теорию и практику шахматной игры. Среди ее достижений являлась разработка научно-обоснованного метода подготовки к соревнованиям. Основателем этого метода являлся Михаил Ботвинник.
Шахматы – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления. Еще Сухомлинский (великий русский педагог) в своей работе «Сердце отдаю детям» писал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Влияние шахмат на ранее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты проводились и в других странах, результат оказался такой же.
Доказано, что шахматы развивают память, логическое мышление, воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит и самостоятельность. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы.
Раньше всех шахматы ввели в школьную программу в Калмыкии. Прошло уже больше 10 лет, и уже можно судить о результатах. На сегодняшний день все дети Калмыкии умеют играть в шахматы. Успеваемость возросла в полтора раза, республика занимает первое место в России по количеству школьников, получивших максимальное бал по Единому государственному экзамену. Резко снизилась подростковая преступность 0- дети занялись интересным делом вместо того, чтобы хулиганить. Сегодня шахматы в качестве факультатива преподаются в школах Нижнего Новгорода, Ханты-Мансийска, Томской области и Калмыкии.
Шахматы – это искусство и спорт, вместе сосредоточенные в интеллекте личности. Шахматы – это проверенная временем и разными нациями технология развития интеллектуального потенциала детей.
Шахматы развивают теоретическое, логическое и абстрактное мышление, память, геометрическое воображение, творческую инициативу, изобретательность, смекалку, мастерство в составлении плана и принятии оптимального решения в сложной ситуации. На основе опыта многих учёных можно констатировать закономерность: кто играет в шахматы, у того выше успеваемость по математике и другим предметам.
Изучив влияние занятий шахматами, я пришла к выводу, что благотворное воздействие оказывают шахматы на развитие памяти, влияют на общую успеваемость учеников по различным предметам.