Класный час "Русский музей. Шедевры живописи" знакомт студентов с историей создания музея и двух его шедевров "Гибель Помпеи " и "Медный змий". Классный час направлен на формирование чувства прекрасного у студентов. Классный час состоит из нескольких этапов: просмотр фильма, рассказ преподавателя об истрии создания картин, обмен мнениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский музей. Шедевры живописи.»
Тема: Русский музей. Шедевры живописи.
Задачи:
Знакомство с историей возникновения Русского музея
Знакомство с историей создания картин «Гибель Помпеи» и «Медный змий».
Показать студентам значение искусства в нашей жизни;
Способствовать формированию положительных эмоций.
Оборудование: видео проектор, компьютер, видео ролик «Русский музей. Культура. Телеканал «Страна»), презентация «Шедевры живописи.
Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир искусства. Виртуально мы посетим один из самых известных музеев мира – Русский музей. Наше путешествие будет состоять из трех основных этапов:
Путешествие в Санкт-Петербург, знакомство с русским музеем (просмотр фильма «Русский музей. Культура. Телеканал «Страна»)
Мои любимые картины из фондов музея (рассказ о картинах «Гибель Помпеи» и «Медный змий»)
Круглый стол под девизом «Мои впечатления от увиденного» (обмен мнениями среди студентов)
1. Итак, мы начинаем. Вашему вниманию предлагается просмотр видео-ролика «Русский музей. Культура. Телеканал «Страна»), посмотрев который вы сможете кратко познакомиться с историей создания музея.
2. Русский музей – один из наиболее известных музеев. Картины, которые там находятся, оставляют сильное впечатление. Они поражают не только размерами, но и сюжетами. Я хочу представить вашему вниманию две из них: - это «Гибель Помпеи» и «Медный змий».
Последний день Помпеи (Карл Брюллов) (одновременно показывается картина)
24 августа 79 года произошло мощное извержение Везувия, уничтожившего цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ. Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.
В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи. От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия. Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.
В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.
…Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов. А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой. Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.
Самая центральная фигура полотна — знатная женщина, упавшая с колесницы, символизирует прекрасный, но уже уходящий античный мир. Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.
Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон.
Оплетенный змеиными кольцами, в предсмертной агонии кричит поверженный молодой мужчина на переднем плане этого грандиозного полотна. Вокруг него мечутся в ужасе люди, пытаясь спастись от падающих с неба ядовитых змей. В глубине холста предстает грозная фигура пророка Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части. «Медный змий» – центральное произведение Федора Бруни, результат десятилетнего труда.
В книге Ветхого Завета «Числа» сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена, путь их лежал через безводную пустыню, по которой они скитались 40 лет. После долгих странствий и лишений люди взроптали, и Господь ниспослал на них кару – ядовитых змей, сеявших мучительную смерть. Они раскаялись и взмолились о прощении. Тогда Моисей, по велению Бога, сотворил медное изваяние змия, и каждый, взглянувший на него с верою, исцелялся.
Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник. В правой части картины преобладают слепой ужас и смятение: отшатнулся от ползущей змеи старик в красном плаще, мужчина в развевающейся накидке пытается спасти свою жену. Молодая женщина в полосатом покрывале ищет защиту в объятиях мужа; ее черты имеют сходство с итальянкой Анжеликой Серии, супругой художника. С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу. Сурово выглядят и сам Моисей, охваченный пророческим порывом, и выступающий слева от него Елеазар в одеянии верховного жреца, и сплотившиеся вокруг священники-левиты. У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди. Все фигуры резко очерчены и прописаны пластически четко, сложность ракурсов и экспрессивная выразительность поз подчеркиваются холодным освещением. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловеще нависшие вдали громады скал и безжизненная каменистая почва первого плана довершают впечатление обреченности.
Картина «Медный змий» – самая большая в истории русской исторической живописи: ее размеры около 48 квадратных метров; Федор Бруни работал над ней в Италии и впервые показал в 1841 году. На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников.
3.А теперь предлагаю вам поделиться впечатлениями о том, что вы сегодня увидели и услышали.