« Образ козла в русской литературе»
Идея занятия может быть использована для организации урока или внеклассного мероприятия, например литературной гостиной.
Возраст – 8 – 11 класс.
Время – 45 мин.
Цели:
образовательная – обучение анализу поэтического текста; знакомство с жанром литературной пародии; расширение представлений о выразительных возможностях русского языка;
воспитательная – формирование способности делать выбор, отстаивать своё мнение, распределять обязанности в группе;
развивающая – развитие устной речи учащихся через создание устных выступлений, а также приобщение к произведениям русской поэзии; развитие чувства юмора.
Основные понятия:
Пародия - комическое или сатирическое подражание кому-либо, чему- либо.
Стиль - совокупность использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог.
Оборудование: столы для 5 групп учащихся; 1 стол, на котором лежат распечатки стихов поэтов без указания имени (И.Крылов «Осёл и соловей» , А.Барто «Мячик», А.Вертинский «Лиловый негр», А.Ахматова «Муза ушла по весенней дороге…», А.Пушкин «Няне»); 1 стол, на котором разложены подсказки – листы с самыми яркими приметами поэтического стиля предложенных авторов, 1 - «лишний» (см. приложение №2).
Технологическая карта
Учитель (ведущий)
Участники
Экран
1.Обращение
к участникам (мотивация)
1.Тема нашей встречи - « Козлик в русской поэзии» - как видите, мы попытаемся соединить полезное и смешное. В искусстве существует такое понятие - «вечный сюжет». История про серенького козлика - один из таких сюжетов (видеофрагмент).
Рассаживаются по группам. Слушают, смотрят.
Слайд №1 – заставка.
Видеофрагмент из сказки «Варвара-краса – длинная коса»
2. История про серенького козлика вызвала целый залп потрясающих произведений искусства, шедевров живописи, поэзии и прозы, ставших памятником нашему герою и его трагической судьбе...
Однажды группа молодых, талантливых поэтов представила, как бы этот сюжет прозвучал в произведениях очень известных поэтов – классиков. Вот некоторые из этих пародий.
( Раздать тексты)
Получают тексты пародий (приложение №1)
Слайд №2.
Индуктор
Определите, на стихи какого именно поэта была создана пародия? В помощь вам оригинальные тексты тех же поэтов – классиков. Они находятся вот здесь.
Вам нужно объяснить свой выбор, обосновать его. Вот здесь тексты – помощники. Помните, вы ограничены во времени: вам дается 10 минут.
Подходят к столам-помощникам, выбирают необходимые материалы, обсуждают в группах, договариваются.
Социализация
Настал торжественный момент. Представьте, что у вас получилось. Просим зачитать текст пародии и поделиться вашими выводами.
Выступление представителей групп.
Выступления групп сопровождается презентацией, слайды выбираются соответственно текстам пародий.
Рефлексия
Мы надеемся, что вам сегодня было интересно. И все же, поделитесь: что вам понравилось, что не понравилось, что нового услышали. Может быть, есть какие- то вопросы.
( Почему страшненькая история про серенького козлика оказалась такой живучей?)
Использованная литература: Паперная Э.С., Розенберг А.Г., Финкель А.М. Парнас дыбом