Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 1 классе на тему " Наказание".»
Родительское собрание « Наказание. Каким оно должно быть?»
Цели:
1) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;
2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы;
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на родительском собрании, тема которого «Наказание и поощрение в воспитании ребенка. Каким оно должно быть? » Слайд №1.
В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний. Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы: слайд 2.
Нужно ли наказывать детей?
Когда и как это делать?
Можно ли испортить ребенка похвалой?
За что можно хвалить ребенка? Слайд 2.
Индивидуальная работа родителей.
Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой — которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют предложенное задание.)
Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и какой можно сделать вывод. Кто желает высказаться ?
Наказание, как и любое явление оно имеет положительные и отрицательные стороны. Наказание – это очень сильное средство воздействие на ребенка. Оно не несет вреда, если ребенок чувствует, что наказание относится не к его личности, а только к его поступку.
Несправедливое наказание озлобляет. Если ребенку говорить, что он плохой, то он и будет таким. Исследования показали, что 31 % родителей убеждены, что порка – лучшее средство поддержания дисциплины, 59% используют моральные формы воздействия. Больше всего наказывают детей в возрасте 8-11 лет.
Слайд 3.
В 74 % семей детей наказывают физически; 21% родителей находят другие способы наказания; и только 5% - предпочитают не наказывать детей вообще.
Слайд 4 .Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, это
1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).
Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
2. Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
3. Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
6. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?
Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.
Слайд 5. Чем же заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, какая толь может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, когда поступок повторится.
Наградами. В конце концов они более эффективны, чем наказания.
Слайд 6 5читаю 7,8 -11.
Давайте теперь посмотрим «Какой вы воспитатель?»
Тест «Какой ты воспитатель?»
Ребёнок подрался с одноклассником, и Вас срочно вызывают в школу. Как Вы поступите:
А) сгоряча накажите ребёнка.
Б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.
В) прежде всего поговорите с учителем.
Помогая Вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу.
Ваша реакция:
А) самая первая –подзатыльник.
Б) раздражённая фраза: «Уходи отсюда. Обойдусь без твоей помощи»
В) успокоите ребёнка - ведь он сделал это неумышленно.
Если Вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, Вы:
А) промолчите, чтобы не уронить авторитет.
Б) извинитесь.
В) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
Ребёнок одолевает Вас вопросами, а Вы устали:
А) обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»
Б) отвечаете, не думая, лишь бы ответить.
В) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время.
Ребёнок просит Вас помочь ему в написании сочинения.
Как Вы поступите:
А) напишите черновик, ему остаётся лишь переписать сочинение.
Б) строго скажите: «Работай сам, только тогда ты сможешь чему-нибудь научиться»
В) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
«Мамочка, умоляю, давай заведём рыбок», - просит сын или дочь.
Что Вы ответите: А) ни в коем случае, это отнимет у тебя много времени.
Б) ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом.
В) прежде подумай, насколько серьёзно твоё стремление? Если так, я куплю рыбок. Но помни, что ухаживать за ними придётся только тебе.
Если Вы все шесть раз выбрали ответ под буквой «В», значит, Вы неплохой воспитатель психолог.
Если «угадали» половину, - вам надо в чем- то пересмотреть свои привычки и убеждения.
Если еще меньше, - придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами.
Заключительный этап родительского собрания. И в заключение, хотелось сказать, что главное в воспитании - это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья. Ребёнок, окружённый разумной родительской любовью, растёт чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру.
Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика — родителям».
Слайд 12.
Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.