kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание на тему «Методы семейного воспитания» (ситуационная игра)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание на тему «Методы семейного воспитания»

(ситуационная игра)

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

Задачи:

  1. Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.
  2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
  3. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Форма проведения: ситуационная игра.

Ход собрания:

1. Семейное воспитание – это актуально.

    Добрый вечер, уважаемые родители! Тема сегодняшней встречи – методы семейного воспитания. Я думаю, вас не надо убеждать в ее важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – к детям.

    В точном переводе слово «метод» означает «способ», в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую, постоянно меняющуюся и всегда неповторимую человеческую личность. Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема. Как преодолеть лень школьника? Как заставить сына слушаться родителей? Как воспитать чувство ответственности? Как приохотить к учению? Как? Вопрос, как именно можно и как надо всё это делать, и есть вопрос метода воспитания.

   Начать наш разговор я хочу с горького признания отца, который, к счастью, понял, что его методы воспитания порочны и просит прощения у своего маленького сына. Этот текст создан известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед. Но, мне кажется, он созвучен тому, что переживают родители, независимо от того, в какой стране живут. (Учитель читает текст, с.). Не правда ли, впечатляет и заставляет пересмотреть некоторые собственные подходы к воспитанию? Обращаю Ваше внимание на схему, где представлены основные методы семейного воспитания. Итак, мы  убедились в важности сегодняшней темы. Переходим к обсуждению следующей позиции.

2. «Ты бойся, словом хрупкий мир разрушить»

   Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Это – важнейший метод объяснения, осуждения, порицания. Как заставить его служить искусству воспитания? Слово, то осуждающее – суровое и холодное; то поощрительное, ласковое, подбадривающее; то ироническое, насмешливое, саркастическое, - оно обладает огромной силой.

   Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша лёгкая ирония по поводу трудно завоёванной «четвёрки» неожиданно для нас убивает радость сына, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато, какой затаённой радостью и гордостью светятся его глаза после нашего одобрительного замечания. О, это только начало! Вот увидите что я ещё смогу.

   Как-то одной из центральных газет был объявлен конкурс на самую яркую историю из прошлой школьной жизни. Было много интересного, но особенно впечатлила одна история, которую поведала уже зрелая женщина (за 50). Её воспоминание было очень грустным и даже трагичным. Однажды, после урока физкультуры, девочка вместе со всеми опоздала в класс. А поскольку у неё были непослушные волосы, то её внешний вид оказался самым заметным и вызвал негодование учительницы. «Ты похожа на ведьму!» - кричала она, и с этой минуты кличка намертво приросла к девочке. Кличка перекочевала с ней в институт, а оттуда – в её жизнь «Через некоторое время я стала ощущать в себе задатки этой самой ведьмы: мне казалось, что я роковым образом влияю на окружающих, разрушая их благополучие и покой». Она всё больше отстранялась от людей и даже рассталась с близким человеком. До сих пор она одна, и ей неуютно в этом мире. Вот как одно неосторожное слово, наверняка сказанное без злого умысла, может разрушить целую жизнь.

   Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме. Прежде чем начинать разговор, подумайте, о чём конкретно вы скажете ребёнку. Значение имеет не только каждый аргумент, но и тон: спокойный, доброжелательный или с долей иронии; как собираетесь беседовать наедине или в присутствии товарищей.

   Задание участникам: Прошу вас объединиться попарно и в течение 5 минут предложить свой вариант ответа на вопрос: «В чём мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания?» Ответ запишите на листке. На слайде тоже представлены типичные наши ошибки.

   Грубость детей, увы, может быть следствием грубости и бестактности родителей – по отношению к детям, друг к другу, и к окружающим. Я предлагаю вам высказать мнение по поводу того, какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете, который я вам предложу. (Чтение сюжета, с.126)

   Мы пришли к выводу, что слово материально, и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно. В завершении этапа предлагаю памятку «О запрещенных и желательных выражениях в семье».

3. «Тебя как в зеркале я вижу»

   Второй, не менее важный метод воспитания – организация жизни ребёнка, микроклимат в семье, ваше отношение к тому, что происходит в жизни ребёнка. Представлю несколько наблюдений о влиянии уклада семьи на ребёнка. Ребёнок «фотографирует» всё, что происходит в семье. Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

   Не протестуйте, а одобряйте, если ребёнок захочет отдать что-то товарищу. Удивитесь, если услышите от сына: «Петька? А оно уже давно не ходит в школу, заболел, может, или ещё что». – «Как же так? Ведь это твой товарищ, а ты не знаешь, что с ним. Кто о нём вспомнит, уроки принесёт, если не ты? А если дома что случилось? Какой у него телефон, давай позвоним».

   Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. Подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок и это наблюдает и копирует, считая нормой.

   Есть семьи, где телевизор работает постоянно, что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребёнку – «Читай!» - надо снять. Многие возразят: «Так что же, нам самим и не смотреть совсем телевизор, если ребёнок в комнате?» Удивительно, что некоторых родителей раздражает сама мысль о том, что надо чем-то поступиться ради ребёнка, в чём-то себе отказать! Поверьте, не такая уж это жертва – иногда выключить телевизор.

   Из приведённых примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает. Предлагаю объединиться в группы по 4 человека, вскрыть источники позитивного или негативного влияния микроклимата семьи на ребёнка, на которые стоит обратить внимание.

   А теперь, работая «четвёрками», попытаемся разрешить типичные ситуации семейного воспитания, в которых степень воспитывающего влияния определяется тем, какую позицию займут родители.

   Ситуация 1

   Пришли гости, у них маленький ребёнок. Он взял любимую модель из коллекции машин взрослеющего сына. Как следует повести себя его родителям, чтобы он поступил правильно?

   Ситуация 2

   Дочь собирается на день рождения подруги и решает подарить ей новую, довольно дорогую косметичку. Вмешивается бабушка: «Ишь чего придумала! Родители надрываются, зарабатывают, а она – подарить!» Входит мама. Как спасти ситуацию не обидев и бабушку?

   Ситуация 3

   Сын, придя из школы, рассказывает о том, несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какой должна быть реакция родителей?

   Ситуация 4

   Ваш ребёнок просит купить собаку (недорого, продаёт друг). Но у маленького брата – аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?

Предлагаю Вам памятки по основам нравственных отношений в семье.

4. «Меч наказания не спеши на голову дитяти ты обрушить»

   Я убеждена, что каждый из вас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера? А.С. Макаренко считал, что наказание – это не только право, но и обязанность в  тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость – задача каждого родителя.

   Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать ребёнка следует в исключительных случаях. Наказание может иметь место только при условии уверенности родителей, что ребёнок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя. Прошу поднять руки тем, кто является противниками наказания. Объединитесь в одну группу. Во вторую группу у нас войдут те, кто допускает возможность наказания. А теперь предлагаю каждой группе типичные ситуации, на которые вы должны будете предложить свое решение.

   Ситуация 1. Ребёнок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?

   Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к детям, друг другу, окружающим. Обратите внимание на свою манеру общаться, может, следует поработать над ней, чтобы не быть плохим примером? Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо.

   Ситуация 2. Ребёнок, вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживленной улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. Что делать родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.

   Д. Добсон советует в подобных ситуациях рассказать реальную историю девочки Энн, случившуюся в штате Пенсильвания. Вопреки предупреждению, о котором она читала, во время затмения 4-5 минут смотрела без стёклышка на солнечную «корону» В результате – через несколько дней почти полная слепота (потерянно 90% зрения). Она учится приспосабливаться к миру темноты.

   Рассказывая эту историю сыну или дочке, объясните, что она не принимала всерьёз предостережения взрослых, доверяла только себе. А затем, обратившись к ребёнку можно сказать: «Тебе уже 10 лет, поэтому у тебя масса возможностей делать именно то, что тебе делать нельзя. Например, кто-то предложит съехать с горки на оживлённой улице. Подобно Энн, ты не можешь не отдавать отчёта в своих действиях, пока не станет слишком поздно. Я хочу, чтобы ты не столкнулся с этими трудностями». А сейчас я хочу предложить Вам две памятки, которые, я надеюсь, помогут Вам принять правильное решение по поводу наказания ребенка («Родителям о наказании», «Чем заменить наказание»).

   Мы завершаем наш разговор о методах воспитания. Я благодарю вас за заинтересованное участие. В заключение хочу пожелать вам, дорогие мамы и папы, чтобы в деле воспитания вам всегда сопутствовал успех, потому что вы и ваши замечательные дети этого достойны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему «Методы семейного воспитания» (ситуационная игра) »

Родительское собрание на тему «Методы семейного воспитания»

(ситуационная игра)

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

Задачи:

  1. Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.

  2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.

  3. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Форма проведения: ситуационная игра.

Ход собрания:


1. Семейное воспитание – это актуально.

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема сегодняшней встречи – методы семейного воспитания. Я думаю, вас не надо убеждать в ее важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – к детям.

В точном переводе слово «метод» означает «способ», в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую, постоянно меняющуюся и всегда неповторимую человеческую личность. Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема. Как преодолеть лень школьника? Как заставить сына слушаться родителей? Как воспитать чувство ответственности? Как приохотить к учению? Как? Вопрос, как именно можно и как надо всё это делать, и есть вопрос метода воспитания.

Начать наш разговор я хочу с горького признания отца, который, к счастью, понял, что его методы воспитания порочны и просит прощения у своего маленького сына. Этот текст создан известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед. Но, мне кажется, он созвучен тому, что переживают родители, независимо от того, в какой стране живут. (Учитель читает текст, с.). Не правда ли, впечатляет и заставляет пересмотреть некоторые собственные подходы к воспитанию? Обращаю Ваше внимание на схему, где представлены основные методы семейного воспитания. Итак, мы убедились в важности сегодняшней темы. Переходим к обсуждению следующей позиции.


2. «Ты бойся, словом хрупкий мир разрушить»

Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Это – важнейший метод объяснения, осуждения, порицания. Как заставить его служить искусству воспитания? Слово, то осуждающее – суровое и холодное; то поощрительное, ласковое, подбадривающее; то ироническое, насмешливое, саркастическое, - оно обладает огромной силой.

Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша лёгкая ирония по поводу трудно завоёванной «четвёрки» неожиданно для нас убивает радость сына, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато, какой затаённой радостью и гордостью светятся его глаза после нашего одобрительного замечания. О, это только начало! Вот увидите что я ещё смогу.

Как-то одной из центральных газет был объявлен конкурс на самую яркую историю из прошлой школьной жизни. Было много интересного, но особенно впечатлила одна история, которую поведала уже зрелая женщина (за 50). Её воспоминание было очень грустным и даже трагичным. Однажды, после урока физкультуры, девочка вместе со всеми опоздала в класс. А поскольку у неё были непослушные волосы, то её внешний вид оказался самым заметным и вызвал негодование учительницы. «Ты похожа на ведьму!» - кричала она, и с этой минуты кличка намертво приросла к девочке. Кличка перекочевала с ней в институт, а оттуда – в её жизнь «Через некоторое время я стала ощущать в себе задатки этой самой ведьмы: мне казалось, что я роковым образом влияю на окружающих, разрушая их благополучие и покой». Она всё больше отстранялась от людей и даже рассталась с близким человеком. До сих пор она одна, и ей неуютно в этом мире. Вот как одно неосторожное слово, наверняка сказанное без злого умысла, может разрушить целую жизнь.

Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме. Прежде чем начинать разговор, подумайте, о чём конкретно вы скажете ребёнку. Значение имеет не только каждый аргумент, но и тон: спокойный, доброжелательный или с долей иронии; как собираетесь беседовать наедине или в присутствии товарищей.

Задание участникам: Прошу вас объединиться попарно и в течение 5 минут предложить свой вариант ответа на вопрос: «В чём мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания?» Ответ запишите на листке. На слайде тоже представлены типичные наши ошибки.

Грубость детей, увы, может быть следствием грубости и бестактности родителей – по отношению к детям, друг к другу, и к окружающим. Я предлагаю вам высказать мнение по поводу того, какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете, который я вам предложу. (Чтение сюжета, с.126)

Мы пришли к выводу, что слово материально, и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно. В завершении этапа предлагаю памятку «О запрещенных и желательных выражениях в семье».


3. «Тебя как в зеркале я вижу»

Второй, не менее важный метод воспитания – организация жизни ребёнка, микроклимат в семье, ваше отношение к тому, что происходит в жизни ребёнка. Представлю несколько наблюдений о влиянии уклада семьи на ребёнка. Ребёнок «фотографирует» всё, что происходит в семье. Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

Не протестуйте, а одобряйте, если ребёнок захочет отдать что-то товарищу. Удивитесь, если услышите от сына: «Петька? А оно уже давно не ходит в школу, заболел, может, или ещё что». – «Как же так? Ведь это твой товарищ, а ты не знаешь, что с ним. Кто о нём вспомнит, уроки принесёт, если не ты? А если дома что случилось? Какой у него телефон, давай позвоним».

Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. Подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок и это наблюдает и копирует, считая нормой.

Есть семьи, где телевизор работает постоянно, что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребёнку – «Читай!» - надо снять. Многие возразят: «Так что же, нам самим и не смотреть совсем телевизор, если ребёнок в комнате?» Удивительно, что некоторых родителей раздражает сама мысль о том, что надо чем-то поступиться ради ребёнка, в чём-то себе отказать! Поверьте, не такая уж это жертва – иногда выключить телевизор.

Из приведённых примеров следует, что атмосфера семьи воспитывает. Предлагаю объединиться в группы по 4 человека, вскрыть источники позитивного или негативного влияния микроклимата семьи на ребёнка, на которые стоит обратить внимание.

А теперь, работая «четвёрками», попытаемся разрешить типичные ситуации семейного воспитания, в которых степень воспитывающего влияния определяется тем, какую позицию займут родители.

Ситуация 1

Пришли гости, у них маленький ребёнок. Он взял любимую модель из коллекции машин взрослеющего сына. Как следует повести себя его родителям, чтобы он поступил правильно?

Ситуация 2

Дочь собирается на день рождения подруги и решает подарить ей новую, довольно дорогую косметичку. Вмешивается бабушка: «Ишь чего придумала! Родители надрываются, зарабатывают, а она – подарить!» Входит мама. Как спасти ситуацию не обидев и бабушку?

Ситуация 3

Сын, придя из школы, рассказывает о том, несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какой должна быть реакция родителей?

Ситуация 4

Ваш ребёнок просит купить собаку (недорого, продаёт друг). Но у маленького брата – аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?


Предлагаю Вам памятки по основам нравственных отношений в семье.


4. «Меч наказания не спеши на голову дитяти ты обрушить»

Я убеждена, что каждый из вас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера? А.С. Макаренко считал, что наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость – задача каждого родителя.

Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать ребёнка следует в исключительных случаях. Наказание может иметь место только при условии уверенности родителей, что ребёнок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя. Прошу поднять руки тем, кто является противниками наказания. Объединитесь в одну группу. Во вторую группу у нас войдут те, кто допускает возможность наказания. А теперь предлагаю каждой группе типичные ситуации, на которые вы должны будете предложить свое решение.



Ситуация 1. Ребёнок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?

Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к детям, друг другу, окружающим. Обратите внимание на свою манеру общаться, может, следует поработать над ней, чтобы не быть плохим примером? Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо.

Ситуация 2. Ребёнок, вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживленной улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. Что делать родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.


Д. Добсон советует в подобных ситуациях рассказать реальную историю девочки Энн, случившуюся в штате Пенсильвания. Вопреки предупреждению, о котором она читала, во время затмения 4-5 минут смотрела без стёклышка на солнечную «корону» В результате – через несколько дней почти полная слепота (потерянно 90% зрения). Она учится приспосабливаться к миру темноты.

Рассказывая эту историю сыну или дочке, объясните, что она не принимала всерьёз предостережения взрослых, доверяла только себе. А затем, обратившись к ребёнку можно сказать: «Тебе уже 10 лет, поэтому у тебя масса возможностей делать именно то, что тебе делать нельзя. Например, кто-то предложит съехать с горки на оживлённой улице. Подобно Энн, ты не можешь не отдавать отчёта в своих действиях, пока не станет слишком поздно. Я хочу, чтобы ты не столкнулся с этими трудностями». А сейчас я хочу предложить Вам две памятки, которые, я надеюсь, помогут Вам принять правильное решение по поводу наказания ребенка («Родителям о наказании», «Чем заменить наказание»).


Мы завершаем наш разговор о методах воспитания. Я благодарю вас за заинтересованное участие. В заключение хочу пожелать вам, дорогие мамы и папы, чтобы в деле воспитания вам всегда сопутствовал успех, потому что вы и ваши замечательные дети этого достойны.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родительское собрание на тему «Методы семейного воспитания» (ситуационная игра)

Автор: Таймер Ирина Александровна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198505


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства