Родительское собрание на тему "Влияние семьи на ребенка"
Цель: выяснить типы отношений между детьми и родителями в семьях учащихся класса и скорректировать (при необходимости) отношения между детьми и родителями в семье.
Участники: родители, классный руководитель, дети.
Оборудование: рисунки детей, памятки для родителей, опорные слова, бумага, цветные карандаши, фломастеры, плакаты, аудиозаписи ответов детей.
Предварительная работа: дети выполняют рисунки на тему "Моя семья", которые обрабатывает психолог совместно с учителем. Анкетирование детей, родителей.
1. Вступительная беседа.
Вы - люди, у которых разное образование, разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех - это наши дети. Мальчишки и девчонки, которые могут стать нашим горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы? Чтобы однажды можно было сказать: "Жизнь состоялась"
Начать разговор я предлагаю с воспоминаний о своем детстве. Кто оказал на вас наибольшее влияние в разные возрастные периоды?
Как видим, наибольшее влияние на ребенка оказывает семья. поэтому тема родительского собрания: "Влияние семьи на ребенка".
2. Итак, предлагаю определиться в понятиях: семья, главный закон семьи, семейные ценности.
Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» ( группы приводят свои слова-ассоциации с этим словом) по-цепочке
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Обобщение полученного. Даётся определение ценности, взятое в БСЭ и словаре Ожегова СЕМЬЯ, - 1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2. перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.). Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?– работа с определением понятия – ценности. А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
(Идет работа в группах, родители записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом ценности. Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков к дереву, на доске.)
-
Обсудите это в группах и запишите на листах. (обсуждение в группах, обмен мнениями между группами, вывешивание определений на доску)
Но, как мы с Вами понимаем, ценности бывают разные и их принято классифицировать
Ценность-1.ценный. 2. Цена (в 1 знач.), стоимость.3. чего. Важность, значение. В чем ц. этого предложения? Большая ц. работы. 4. обычно мн. Ценный предмет, явление. Хранение ценностей. Культурные ценности. Духовные ценности. Материальные ценности (всё то, что имеет денежную цену).
- Из всех перечисленных ценностей нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности
- Они тоже бывают самыми разнообразными (Далее ведущий кратко проговаривает о каждой из семейных ценностей, которые прописаны на слайде)
- Но сегодня, мне бы хотелось, более подробно остановиться на семейных традициях…
- Что мы можем назвать семейными традициями? (работа в группах, обсуждение, выслушивание результатов каждой группы и общий вывод-определение на слайде).
Что означает слово «традиция»? Толковый словарь ОжеговаТрадиция - Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Традиция - То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
- С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза, и мысленно произнести слово «детство»,так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в мыслях возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией». Эти воспоминания находятся глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Если в вашей семье не было устоявшихся традиций, в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет – обычно яркие и красочные, но они не имеют отношения к семье.
- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях. Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.
Строительство дома из основных понятий на доске ( на стене вывешены основные семейные ценности)
-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.( Родители выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются). Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.
Главные ценности жизни под угрозой исчезновения. Семья это собирательный элемент многих факторов. Предлагаю вам обратить внимание на экран…(Появляются определения терминов – задача – соотнести появившийся термин с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответств. лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)
сопереживание, равенство, поддержка, толерантность, компромисс, любовь, верность, нежность, умение слушать, признание, приспособляемость, доверие
- Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
- Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности не сравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более. (За несколько дней до родительской встречи, было проведено мини-анкетирование, среди учащихся, родителей. Нужно было ответить на один вопрос – что такое семья? Полученные ответы были зачитаны в ходе родительской встречи, и вывешены надоску.
- Все мы люди, с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами, но есть одно, что объединяет всех вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Дети – это наши зеркала. Все плохие привычки, которые есть у нас со временем будут и в наших детях.
3. Это модель идеальной семьи. А все ли в порядке в наших семьях?
Рисунки детей говорят не всегда в нашу пользу (рисунки детей на тему: "Семья" вывешены на стенде). Анализ рисунков.
Что же все-таки не так? Оказывается, наши дети испытывают недостаток ласки. Насколько ребенку труднее живется, чем взрослому. Его постоянно оценивают. Он получает отметки за каждый шаг не только в школе, но и дома. Мы всё время гадаем : хороший - плохой, способный - неспособный? Примерьте такую жизнь на себя. Почему мы се тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть. Что бы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы, родители не были вечными экзаменаторами, нам надо понять, как избежать ошибок, найти меру в поощрении и наказании. ( включить запись ответов детей на вопросы, приложение 4).
Нужно ли ласкать детей? В чем выражается ласка? Не будет ли это баловать ребенка?
Или:
Нужна строгость в воспитании? Как она проявляется?
Обсудите это в группах. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения и контраргументы другому мнению. Подкрепите ответ примерами из собственного опыта.
Обмен мнениями между группами.
Вопрос наказания детей как путь воспитания - самый старый у человечества. Горький осадок оставляют в душе родителей, полные слез глаза наказанного ребенка. Иногда эти глаза бывают злыми и отчужденными - это еще больнее.
Сколько нам надо терпения, чтобы всё время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства. Когда дома разговаривают с ребенком только назидательно, криком - это сразу заметно в школе. Такой школьник сам грубит, спокойно не обращается с друзьями, часто вступает в конфликты со сверстниками, учителями.
Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнуть, хорошего человека не вырастить, потому что жестокая строгость вызовет или ответную жестокость или лицемерие.
Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимыми к ним, ведь и мы взрослые часто ошибаемся.
Выступление психолога по анкетам для родителей (приложение 3).
Вывод.
- Чаще целуйте и обнимайте ребенка.
- Смотрите при разговоре в глаза нежно, ласково.
- Встречайте и провожайте детей. Давайте наказы.
- Искренне интересуйтесь делами ребенка.
- Зайдите к ребенку перед сном и побеседуйте и т.д.
Эти "мелочи" определяют отношение ребенка к себе, к вам, к окружающему миру, а следовательно, становятся "моделью" его будущей жизни.
Помните:
- Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
- Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
- Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.
- Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
- Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
- Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.
- Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.
4. Есть в семье еще один опасный враг - это скука.
Рассказы семей о том, как организуют свой досуг.
(Выставка и обсуждение работ, обмен опытом).
5. Соблюдайте главный принцип жизни - ко всему относитесь с уважением, терпением и любовью. Цель нашей жизни - любить и быть любимыми.
6. Конечно, наш разговор не был бы полным, если бы мы не выслушали детей. Давайте послушаем, чего ждут от нас они. И что нам желают. (Пожелания детей.)
Подведение итога
- Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы.