Разговор с родителями: «Всегда ли мы понимаем своих детей?»
Цель: изучение точек зрений родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.
Задачи:
Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.
Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.
Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. (...)
Василий Александрович Сухомлинский (СЛАЙД)
Здравствуйте, уважаемые родители!
Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.
Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать стоящие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания.
Сегодняшнее наше собрание с необычной темой. «Всегда ли мы понимаем наших детей?» Для начала, хочу вам задать вопрос «Любите ли вы своего ребенка?»
Какими бы ни были родители, они всегда ответят на данный вопрос утвердительно. А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви и попробуем ответить на вопрос:
Почему мы на определенном этапе взросления наших детей перестаем их понимать?
Что предпринимать, чтобы этого не происходило?
Работать мы будем эффективно, для этого нам необходимо обсудить правила работы. Я предлагаю такие:
Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
У нас нет зрителей, работают все.
Мы с вами - хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты.
Доверьтесь мне как другу, поверьте мне как специалисту, так как, я – учитель, который не первый год работает с детьми.
Принимаем правила? Давайте работать.
Для начала я предлагаю вам такой вопрос: Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ).
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. )
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту.
Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Посмотрите, как неприятны наши пороки, и как легче, и свободнее становится на душе.
Что же влияет на воспитание ребенка?
Помните Он учится только у вас, и только на вашем примере.
(чему учится ребенок у родителя)
(СЛАЙД) Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться
Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким
Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе
Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать
Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить
Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь
Правда ли что большинство из нас об этом не задумывались.
Так все же: Всегда ли родители понимают своих детей?
Как вы думаете в каком возрасте происходит момент непонимания?
Умение находить выход из любой конфликтной ситуации – одна из составляющих вашего умения понимать и принимать собственного ребенка. Необходимо стремиться к конструктивному решению проблемы, так ка конфликт несет в себе огромный воспитательный потенциал. Я предлагаю вам сейчас совместно найти выход из предложенной мной ситуации, а на слайде вы увидите правила конструктивного решения проблемы:
Правила (СЛАЙД)
Два возбужденных человека не могут прийти к согласию, надо сначала успокоиться;
Не следует бояться конфликта, надо его решать;
Умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех – владеющий собой».
Уважайте личность другого, он имеет право на собственные взгляды.
СИТУАЦИЯ 1
Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама….
Родители анализируют предложенную ситуацию и предлагают свои варианты решения проблемы. Идет обсуждение этих вариантов, в ходе обсуждения отвергаются неприемлемые варианты, обращается внимание родителей на наиболее оптимальные варианты решения проблемной ситуации. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.
Реализованный вариант – ультиматум:
….сказала «Если я еще раз увижу твои вещи разбросанными, я сложу их в ванну и залью водой».
СИТУАЦИЯ 2
Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама…
Родители предлагают свои варианты решения ситуации. Идет обсуждение, родители определяют возможный вариант развития событий, который приведет к разрешению конфликта. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.
Реализованный вариант – анализ:
….не стала провоцировать сына на новую ложь, задавая вопросы, не стала ругаться. Она объяснила, что будет, если сын перестанет учиться, показала перспективу и предложила сделать выбор.
«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» Лесгафт
Задание Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Выполняя задание, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму.
Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, Детям никогда не надоедает слышать от родителей то, что их любят. И никогда не может быть избыток любви.
Становясь старше, переходя в подростковый возраст, дети могут начать вести себя так, будто не нуждаются больше в любви, не хотят ее. Но на самом деле это не так.
Однако с возрастом родители начинают проявлять меньше любви к их взрослеющим детям. 55% матерей говорят «любимый мой» своим детям-пятиклассникам, и 9-классникам так обращаются лишь 36% матерей. 68% матерей обнимают, целуют, гладят своих детей-пятиклассников, а с 9-классниками так обращаются лишь 44% матерей. Отцы, соответственно – 50% и 26%.
Уверенность и сознание, что их любят – это основание для установления здоровых взаимоотношений за пределами семьи.
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Кое-что мы оставили вам для размышлений в памятке – конспекте нашего разговора. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:
“Из сегодняшнего разговора я поняла……
Мне не понравилось……
Хотелось бы продолжить разговор на тему…..”
Задание Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал.
Дети должны быть уверены, что эти праздники наступят обязательно, однако, если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется. Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное — не обидное и не оскорбительное.
Завершение:
Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы, мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
Есть дети, которых не возьмешь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасает их.
Помните, что повышая голос или поднимая руку на ребенка, вы каждый раз сокращаете возможность взаимопонимания в будущем.