«Основы мировых религиозных культур» «Основы светской этики»
Данный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой и с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
как основы культурных традиций многонационального народа России
Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей религиозной культурой и светской традицией и не включает в себя критических оценок других религий и мировоззрений
Изучая один модуль, школьники получат общие представления и о содержании других модулей.
Курс включает в себя модули:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
Что будут изучать ваши дети?
Каждый из модулей учебного курса включает общие тематические разделы:
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества
Россия – наша Родина
Духовные традиции многонационального народа России
Тематическое планирование модуля
«Основы мировых религиозных культур»
Культура и религия
Возникновение религий.
Религии мира и их основатели
Священные книги религий мира
Хранители предания в религиях мира
Добро и зло.
Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
История религий в России
Обычаи и обряды
Паломничества и святыни
Праздники и календари
Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Семья.
Долг, свобода, ответственность, труд
Тематическое планирование модуля
«Светская этика»
Что такое светская этика?
Культура и мораль. Особенности морали
Добро и зло . Добродетель и порок
Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность
Моральный долг. Справедливость
Альтруизм и эгоизм. Дружба
Что значит быть моральным?
Род и семья –
исток нравственных отношений в
истории человечества
Нравственный поступок.
Золотое правило нравственности
Стыд, вина и извинение.
Честь и достоинство. Совесть
Нравственные идеалы
Образцы нравственности в культуре Отечества
Этикет
Семейные праздники
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Тематическое планирование модуля
«Основы православной культуры»
Ведение в православную духовную традицию.
Культура и религия
Человек и Бог в православии. Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа. Христос и его крест. Пасха
Православное учение о человеке.
Совесть и раскаяние
Заповеди. Милосердие и сострадание
Золотое правило этики
Храм. Икона
Как христианство пришло на Русь. Подвиг
Заповеди блаженств . Зачем творить добро
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Таинство причастия
Монастырь
Отношение христианина к природе
Христианская семья .
Защита Отечества
Христианин в труде
Тематическое планирование модуля
«Основы исламской культуры»
Колыбель ислама
Пророк Мухаммад – основатель ислама
Хиджра. Коран и Сунна.
Божественные Писания. Посланники Бога
Обязанности мусульман
Поклонение Аллаху
Пост в месяц рамадан
Пожертвование во имя Всевышнего
Паломничество в Мекку
История ислама в России
Нравственные ценности ислама
Сотворение добра
Дружба и взаимопомощь
Семья в исламе
Родители и дети
Отношение к старшим
Традиции гостеприимства
Ценность и польза образования
Ислам и наука
Искусство ислама
Праздники мусульман
Тематическое планирование модуля
«Основы буддистской культуры»
Ведение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия.
Будда и его Учение. Буддийский священный канон
Буддийская картина мира
Добро и зло.
Ненасилие и доброта .
Любовь к человеку и ценность жизни
Сострадание и Милосердие
Отношение к природе
Буддийские учители
Семья в буддийской культуре и ее ценности
Буддизм в России
Путь духовного совершенствования
Буддийское учение о добродетелях
Буддийские символы
Буддийские ритуалы и обряды, святыни
Буддийские священные сооружения
Буддийский храм
Буддийский календарь
Буддийские праздники
Искусство в буддийской культуре
Тематическое планирование курса
«Основы иудейской культуры»
Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия
Тора – главная книга иудаизма.
Дарование Торы на горе Синай
Пророки и праведники в иудейской культуре
Храм в жизни иудеев
Назначение синагоги и её устройство
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Молитвы и благословения в иудаизме
Добро и зло
Иудаизм в истории России
Основные принципы иудаизма
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев
Еврейский дом – еврейский мир
Еврейский календарь
Еврейские праздники: их история и традиции
Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Праматери еврейского народа
Ценности семейной жизни в иудейской традиции
Исследовательская деятельность
Подготовка творческих проектов.
Выступление учащихся со своими творческими работами:
Что такое этика?
Значение религии в жизни человека и общества
Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)
Мое отношение к миру, людям
С чего начинается Родина
Герои России
Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества
(труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)
Мой дедушка – защитник Родины
Мой друг
Презентация творческих проектов на тему
Диалог культур во имя гражданского мира и согласия (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
Виды деятельности
подбор иллюстративного материала
подготовить рассказ о традициях своей семьи
обсудите вместе с родителями
приготовить национальное блюдо, поделку, макет….
подготовка творческо-исследовательских проектов
Внеурочные мероприятия:
организация и проведение экскурсий;
участие в итоговом мероприятии (зрители, соавторы)
проведение школьно-семейного праздника
Советы родителям
Настройтесь на воспитание;
отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка;
Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
Воспитание может быть только деятельным.
В своё время Джон Грэй говорил,
что ребёнок не научится прощать,
если ему прощать некого,
не научится сотрудничать,
если всё всегда проходит так, как хочется ему,
не научится сочувствию и уважению,
если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу,
не разовьёт в себе отвагу и оптимизм,
если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.
Душа, в которой отсутствуют духовные ценности, — мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет,
подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.