Просмотр содержимого документа
«Разработка первого урока " Любите то, что учите, и учите то, что любите"»
Тема: Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите
Задачи:
формировать положительную мотивацию к образованию и самообразованию, содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном информационном пространстве.
воспитывать у обучающихся правильное отношение к учёбе, науке, как источнику развития личности;
воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся, развивать их инициативность, целеустремленность, настойчивость;
способствовать формированию образа грамотного, успешного, конкурентоспособного человека.
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, высказывания великих людей, раздаточный материал.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие 10-тиклассники! Действительно, отзвенело быстро лето, начался учебный год. Год, который приготовил вам сюрпризы и приятные встречи, незабываемые уроки и новые открытия, увлекательные поездки и состязания…все это у вас впереди Так что же нового? Вы перешли на новую ступень обучения, которая называется старшая школа, поэтому и требования к вам на этой ступени особые – ибо вы старшеклассники. Из трех 9 классов у нас образовался один десятый, у нас сегодня день рождения коллектива – родился 10 класс. Я надеюсь, что наш класс будет дружным и сплочённым. Нас ждёт много интересных дел. Но главное наше дело-это создать и сберечь наш коллектив, чтобы каждый чувствовал себя в нём уверенно, надёжно и удобно. Не всегда будет легко, не всё будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя.
Ребята, День знаний – особенный праздник, добрый, светлый, оптимистичный. Это праздник, который задаёт настрой на весь учебный год Это праздник, который дарит радость новых открытий, общения, совместной деятельности на благо общества. Поэтому тема Первого урока 2017-2018 учебного года «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите».Выберите высказывание, которое, по вашему мнению раскрывает тему урока и обоснуйте ваш выбор.
Не существует знаний, которые не являлись бы силой.
Р. Эмерсон
Человек должен учиться, потому,что он человек.
В.А. Сухомлинский.
Человек он человек.
В.А. Сухомлинский.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знаньям человек.
Рудаки
Знание- это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. Д. Адрисон
Учитель. Все области жизни, все возрасты, профессии покорны могучей и благородной силе - силе знаний. Знания открывают мир, дают уверенность в своих силах, помогают найти верный путь в жизни.
Знание — свет, а незнание — тьма. Это известно всем. Без знаний все люди сошли бы с ума, Жить не смогли бы совсем Знание — сила, тот, кто им владеет Всего в своей жизни добиться сумеет! Ведь, чтобы кем-то значимым стать, Надо немало, друзья мои, знать!
Ответьте, пожалуйста, на вопрос “Чему человек должен в жизни учиться?”.
(ходить, читать, общаться, любить, спорить, не пасовать перед трудностями, уважать чужое мнение, сохранять в себе человека, жить… учиться )
Ребята,главное ваше занятие сейчас – это учеба.Главное ради чего существует школа – это обучение. Этим занимаются учителя. Как они это делают? (ответы детей)
А учитесь вы сами. И, в конечном счете, от вас зависит овладеете ли вы необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Так для чего же нужны человеку знания?
Ученик 1 Для чего нужны знания человеку?Стремление к знанию одна из основных черт человека. Еще в древности человек стремился познавать окружающую природу. Сначала это была практическая необходимость, нужно было добывать себе пищу, защищаться от диких животных. И люди начали изучать мир, в котором они жили. Первые знания имели очень большое значение для человечества: изобретение огня, календаря, выплавка металлов, приготовление пищи.Итак, в первую очередь развивались естественные науки, которые имели практическое значение для жизни человека -география, физика, биология. Кроме того, людям всегда было интересно знать про самих себя. Законы взаимоотношений между людьми описываютгуманитарные науки: литература, обществоведение, право. Люди всегда стремились знать о своем прошлом - так появилась история. Эти знания часто бывают очень полезны: опыт наших предков помогает и в современной жизни. Стоит сказать и о математике. Эта наука является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами!
Ученик 2 Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами.Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять. Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.
Ученик 2 Я считаю,что, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение - лучшее учение. Знания украшают человека, они - огромная созидающая сила.
Ученик 3 На протяжении всей нашей жизни мы учимся, возможно иногда мы этого не замечаем, но сколько мы будем жить, столько будем и учиться, ведь знания безграничны, именно поэтому человек должен всегда оставаться открытым для новых знаний.Жизнь сама по себе и есть путь познания. Человек постоянно чему-нибудь обучается и духовно растет. Если человек затормозит в развитии, он отстанет от мира, в котором вращается. Чтобы быть на уровне в постоянно развивающемся обществе, человеку необходимо совершенствовать свои знания, приумножить свой опыт. А для этого нужно постоянно обучаться, все время стремиться познать большее.
Ученик 4 Сколько бы ни было человеку лет, он всегда может узнать то, чего ранее не знал. Главное – не нужно этого бояться или стыдиться. И пусть ему тридцать, сорок лет – никогда не поздно научиться рисовать, или играть, например, на флейте. Ярчайший тому пример – М.В. Ломоносов, который начал учиться в восемнадцать лет! И как оказалось, не зря. Нужно не бояться учиться, ведь ученье – свет!Изучение нового в любом возрасте значит установление новых связей между разными участками мозга, что в целом улучшает эффективность его работы. Кстати, это и профилактика старческой деменции.Человек, интересующийся чем-то новым, всегда вызывает интерес у окружающих, что помогает приобретать новых друзей.
Ученик 5 В наше время необразованному человеку приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль. В данный момент речь идёт о взаимодействии с людьми, но главное, о самосознании человека, о его мировоззрении, знание им своих целей в жизни и месте под солнцем. Под образованием не обязательно подразумевается обучение в учебном заведении, получать знания можно в любое время и в любом месте, нужно лишь желание, а способы его осуществления найдутся сами.Учиться никогда не поздно, учиться жизненно необходимо на всём протяжении жизни. Новые знания сравнимы с глотком свежего воздуха. Они открывают для человека невиданные им раньше горизонты, всякое явление, которое раз за разом становится понятнее, кажется все более интересным, с каждым полученным о нем знанием нам открывается новая грань, с которой его можно рассматривать.
Ученик 6 Я хочу добавить ,что с возрастом надобность в знаниях не отпадает, а напротив, становится существеннее. Благодаря постоянной мозговой активности, человек до самой глубокой старости сохраняет ясность разума. Силу влияния знаний и обучения на человека не выразить простыми словами. Лучше всего её продемонстрируют изменения в человеке – его интеллектуальный рост. Век живи – век учись. Мудрость этой пословицы поймёт тот, кто в полной мере получает удовольствие от проделанной им работы в процессе обучения.
Учитель. Да, вы правы. Знания - это только потенциальная сила. Каждый должен организовывать свои знания таким образом, чтобы получился чёткий план действий, направленный к конкретной цели. Не пренебрегай образованием, полученным в результате личного опыта или общения с другими умными людьми. Знания проложат д
Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где куются ключи в твоей горькой судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой!
Упражнение « Закончи фразу»
Образованный человек – это …
Мне нравится учиться, потому что …
Мне хочется учиться, потому что …
Успех и образованность связаны, потому что …
Упражнение «Рейтинг мотивов».
Ребята, я предлагаю построить (каждый для себя) рейтинг.
На ваших листочках написаны предложения, их надо расставить в виде рейтинга – с 1 по 8 позиции.На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься.На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
5. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Учитель Кто из вас хочет продемонстрировать рейтинг мотивов, который он выстроил? (Ответы учащихся.)
Учитель В наш быстро меняющийся век без знаний не обойтись. Совершаются все новые и новые научные открытия, пишутся новые книги, создаются новые картины и скульптуры. Даже индустрия развлечений развивается семимильными шагами. Чтобы не отстать от жизни и идти в ногу со временем, необходимо знать о научных и культурных достижениях. В этом верными помощниками становятся не только учителя и учебники, но и средства массовой информации, компьютерная сеть Интернет, друзья и знакомые. Дорога в мир знаний открывает перед человеком огромные возможности. Ведь не секрет, что существует прямая связь между тем, насколько усердно он учится, и тем, каким специалистом станет, когда вырастет. А вот профессионализма людей зависит будущее развитие всего государства. Поэтому давайте учиться с радостью и уважительно относиться к людям, которые несут нам знания.
Современные ученые полагают, что территория Донбасса обладает каким-то особым физическим полем, и оно уже много веков мобилизует живущих здесь людей, мобилизует на что-то исключительное. Напитавшись этой энергией, люди несут ее дальше по миру. Так было во времена кочевников, которые отправлялись с нашей территории в свои завоевательные походы. Так происходит и в новое время, когда жители региона приобретают мировую известность в самых разных сферах деятельности. Сегодня на уроке мы вспомним самых знаменитых людей Донбасса.
В донбассовцах такое что-то есть
(Я об заклад готов с кем хочешь биться),
Что сделало б кому угодно честь,
Судись ему в краю таком родиться.
(Анатолий Иванович Кравченко.)
Сейчас мы с вами поиграем в «Темную лошадку». Задание заключается в том, чтобы угадать персонаж по его характеристике.
• Благодаря таланту и исключительному трудолюбию она стала обладательницей 45 золотых, 21 серебряной и 14 бронзовых медалей только на международных соревнованиях, не считая национальных первенств.Заслуженный мастер спорта Украины. Судья международной категории.По окончании спортивной карьеры развернула в США собственный бизнес по производству спортивной одежды. Стала основательницей и главой Международного благотворительного фонда "Здоровье поколений". В 2004 году была национальным послом в Совете Европы по вопросам спорта, толерантности и честной игры. В 2005-м - послом Доброй Воли ООН по вопросам СПИДа. В 2007 году награждена ООН за борьбу с ВИЧ/СПИДом.Ей посвящены стихи, песни, картины и даже скульптуры. Её авторский элемент - "двойное сальто вперед с поворотом на 180 градусов" - до сих пор в мире никто не повторил. Восхищаясь ее талантом, мастерством, трудолюбием и обаянием, с подачи американцев поклонники в разных уголках планеты называют ее Леди Под.
ОТВЕТ: Подкопаева Лилия - олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике.
• Его фамилия в переводе с татарского означает «золотых дел мастер». Он работал ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Мечтой его было поступить в Петербурге в Академию искусств, но его несколько раз заваливали на экзаменах. Вряд ли он бы поверил, что станет профессором в этой академии. Он стал настоящим алхимиком цвета. На ряде его картин краски обладают особым свечением и не блекнут по сей день. Секрет великого пейзажиста не разгадан до сих пор. Его картины покупал сам Третьяков, а коллега по цеху Илья Репин восхищался его талантом.
ОТВЕТ: Куинджи Архип – алхимик цвета
• Он – народный артист Украины, художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета. Он объехал с гастролями около 70 стран мира, его неоднократно приглашали работать в лучших театрах Европы, но он остался в Донецке. В 1994 году организовал фестиваль «Звёзды мирового балета», ставший традиционным. Король техники прыжка кабриоль.
ОТВЕТ: Вадим Писарев – звезда мирового балета.
• Будущий оперный певец окончил Донецкий политехнический институт, затем работал там же преподавателем на кафедре инженерной графики. Может быть, мир так и не услышал бы его великолепный голос, если бы молодой человек не начал брать уроки вокала у знаменитого педагога Александра Коробейченко. В 1962 году он в составе донецкой делегации поехал в Киев на творческий отчёт. Его выступление произвело такой фурор, что после прослушивания его приняли в труппу Киевского оперного театра. Это был беспрецедентный случай, ведь золотоголосый дончанин на тот момент не имел музыкального образования. Два года он проходил стажировку в «Ла Скала». Дончане прозвали его «Золотым мальчиком».
ОТВЕТ: Анатолий Соловьяненко – золотоголосый преподаватель ВУЗа.
• Он мечтал стать лётчиком, но из-за маленького роста (136см) из лётной школы его отчислили. Это кажется невероятным, но на вступительных экзаменах в Киевскую школу актёров он с треском провалился. Однако в донецком характере сдаваться. Он поехал в Харьков и не прогадал. Он снялся в 22 фильмах, а 4 снял сам. Когда ему было 50 лет, он погиб в автокатастрофе под Киевом. Предчувствуя свою смерть, он написал в завещании: «Скажите только «прощай» и спойте мою любимую песню «Смуглянку».»
ОТВЕТ: Быков Леонид – народный любимец.
• За свою спортивную карьеру он смог 44 раза прыгнуть выше 6 метров. 35 раз бил мировой рекорд. Его знаменитые 6,15 м не побиты до сих пор. Он смог завоевать лишь одну золотую медаль, но это не помешало ему золотыми буквами вписать своё имя в историю лёгкой атлетики. Когда проводили первые выборы действующих спортсменов в исполком Международного олимпийского комитета, он получил больше всех голосов. На вопрос, не обидно будет, если побьют его рекорд, спортсмен отвечает так: «Мне кажется, для того, чтобы это произошло, нужны какие-то радикальные изменения. Скажем, новые, более совершенные шесты… А вообще-то, они, конечно, будут побиты. Когда-нибудь.»
ОТВЕТ: Бубка Сергей – человек-птица.
• Кира из «Не родись красивой» - коренная дончанка. Актриса никогда не скрывала, откуда она родом, и в интервью с удовольствием рассказывает о своем детстве, постоянно работающих родителях и бабушке, которая ее воспитывала. Мама её мечтала стать балериной, но исполнить эту мечту дано было дочери. В 1998 году наша героиня окончила Киевское хореографическое училище и уехала в Москву. В столице у неё сложилась карьера. Она много гастролировала с балетной труппой, но из-за травмы вынуждена была завершить балетную карьеру. На этом жизнь не закончилась - она поступила в Щукинское театральное училище. На улице ее стали узнавать после роли Киры в сериале «Не родись красивой». Сейчас она одна из самых снимаемых актрис: «Богиня прайм-тайма», «Чизкейк», «Роман выходного дня»… Актриса вместе с любимым человеком, известным театральным режиссером Павлом Сафоновым, воспитывают дочь Варю, мечтает купить загородный дом и очень хочет, чтобы дочь осуществила ее мечту и стала художницей.
ОТВЕТ: Ольга Ломоносова
"Человек, спевший «День Победы»" (11 сентября 1937 г., Часов Яр, Донецкая область)
Перед самой войной его семья переехала во Львов. Оттуда отец ушел на фронт политруком, а мать с тремя детьми, бабушкой и братом-инвалидом отправились в эвакуацию в Узбекистан. Конечным пунктом их назначения оказался город Янгиюль, под Ташкентом. В 1944 году он вместе с семьей вернулся в Украину, в город Краматорск. В Донецке в 2003 году был установлен памятник при жизни этому человеку. Кстати, изначально певец был против этой идеи. Он выложил свою судьбу из песен, которые стали судьбоносными для великой страны СССР. Именно он спел легендарные «День Победы», «Не думай о секундах свысока». Он навсегда занял место патриарха советской эстрады. Его авторитет на музыкальном, да и не только музыкальном Олимпе до сих пор остается недосягаем. Сила воли этого человека поражает. Превозмогая смертельный недуг, он уже однажды вышел на сцену. И сцена его исцелила. Несколько лет назад в ходе своего турне он дал потрясающий концерт в Донецке. Оказалось, эти песни знают все поколения. Зал вставал и пел вместе с ним. И «Смуглянку», и «Хава нагилу», и «Рідна мати моя». Настоящий сын Донбасса – без национальности, с любовью к Родине. В 2014 году резко негативно высказался в адрес новой украинской власти и поддержал ДНР, спев в сентябре гимн Новороссии. Лишен многих государственных званий Украины.
ОТВЕТ: Иосиф Кобзон
Учитель Можно ли выше перечисленных людей назвать выдающимися личностями, почему?
Ученик Можно потому, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.
Учитель Благодаря чему они стали выдающимися личностями?
Ученик Выдающими не рождаются, выдающаяся личность делает себя таковой сама – путём упорного труда, самообразования и самовоспитания. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в детстве, в юности ум человека наиболее восприимчив к изучению языков ( что крайне важно), к математике, усвоению просто знаний.
Согласны ли вы с тем, что в XXI веке знания будут играть одну из определяющих ролей в жизни человека?
Ученик. Да,я согласен с этим мнением. Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что-то делать, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет «Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны», - сказал древний философ Эсхил. А И.В. Гёте по этому поводу думал, что … «недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать».
УчительПочему только общее образование, а не узкоспециальное, формирует всесторонне развитого человека ?
Ученик По моему мнению каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Знания – это не только формулы и правила, почерпнутые из толстых научных книг. Надо знать, как приготовить обед и ухаживать за домом. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.Знания позволили нам перемещаться на огромные расстояния, передвигать тяжелейшие предметы, переплывать океаны, летать по воздуху, побороть многие болезни.В школе вы получаете основные знания по всем предметам. Учиться, конечно, не всегда просто. Каждый человек индивидуально воспринимает и усваивает информацию. Но когда осваиваешь что-то новое, это значит, что ты развиваешься. Когда для тебя открывается что-то неизвестное, когда получается то, чего раньше не мог сделать, это вызывает чувство самоуважения.Учиться трудно, но необходимо и интересно!
Учитель Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. И всякий труд бывает вознагражден. Поэт Расул Гамзатов сказал: «Мы родились, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово». Подумайте, так какой же след должен оставить на Земле каждый из вас?
Мини-проект «Мой след на Земле»
(заранее нарисована ступня, на которой каждый ученик пишет, как он может прославить свой родной край.)
Учитель Да! Поистине богата наша земля талантами. Каждый из вас несет в себе крупицу таланта родной донбасской земли. Перед вами большое светлое будущее. И от того, каким оно будет, зависит только от вас. Ребята, вы должны идти в ногу со временем, чтобы ощутить в себе возможности и силы изменить своё будущее и будущее Донецкой Народной Республики к лучшему. Вы должны учиться с осознанием, что такие изменения возможны лишь благодаря целенаправленному и упорному труду, необходимо развивать данные вам природой способности и таланты. И имя этому труду – учение. Учение с увлечением, учение с любовью, учение во имя будущего.
Чемодан. Вы собрались в дальнюю дорогу, которая называется “старшая школа”. Вот у нас чемодан. Давайте его соберем. Возьмем с собой то, что необходимо для успешного завершения пути. Нужно написать на чемодане надежные друзья, хороший коллектив