Сегодня существуют разные мнения по поводу необходимости классного руководства в школе. Интересны результаты социологических исследований по этой проблеме. Всего опрошено 1200 человек. 80% ответов говорят о том, что роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты поддержанием материального положения семьи.
В выборе вида деятельности классный руководитель практически не ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу учащихся. Положительные эмоциональные переживания самым благотворным образом влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют положительный стереотип поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа классного руководителя в 9 классе»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 города Усмани Липецкой области
Выступление на тему
«Работа классного руководителя в 9 классе»
Подготовила
классный руководитель 9 А класса
Лазарева Н.Н.
Старший подростковый возраст (13-15 лет)– переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий. В этом возрасте происходит бурный рост и происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. Который должен осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге, классном руководителе. «Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские тайны».
Сегодня существуют разные мнения по поводу необходимости классного руководства в школе. Интересны результаты социологических исследований по этой проблеме. Всего опрошено 1200 человек. 80% ответов говорят о том, что роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты поддержанием материального положения семьи.
В выборе вида деятельности классный руководитель практически не ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу учащихся. Положительные эмоциональные переживания самым благотворным образом влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют положительный стереотип поведения.
Многие веские причины затрудняют процесс перебора методов воспитания и определения оптимальных. Примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.
Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем, связанных с успешной учебной деятельностью, с общением, с самоопределением.
Превентивная помощь реализуется рядом педагогических средств, в частности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение). Сюда же относится воспитание у детей положительных привычек. Привычки ребенка полностью обуславливаются личностью педагога, определенностью, постоянством и последовательностью его действий и личным примером. К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека.
Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей вопросах, обсуждение фильмов, книг, каких-либо жизненных коллизий. Большую роль в превентивной помощи играет творческая работа: выпуск литературных журналов, альманахов, школьных газет.
Оперативная помощь заключается в конфиденциальной беседе классного руководителя с учеником. При её проведении не надо ни на чем настаивать, лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, предложить ему подумать. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической метафоре». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование и бессознательное обучение адекватному поведению. Она показывает, ребенок сам может справиться со своими проблемами. Это пробуждает потребность в самовоспитании. Классный руководитель может попросить школьного психолога поработать с ребенком. Если в школе есть социальный педагог, то надо обратиться к нему с просьбой, поработать с семьей ученика.
Существует еще одна форма педагогической поддержки – превентивно-оперативная. К ней относятся обучение методам и приемам психической саморегуляции.
Многие из этих методов были известны в глубокой древности. Ими пользовался, например, знаменитый персидский врач Раза (18 век), которому приписывают введение термина «психотерапия».
К формам превентивно-оперативной помощи детям относятся ролевые игры. Они формируют соответствующий принятым нормам способ поведения.
Особое место в воспитательной работе классного руководителя занимает работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми. Она имеет свою специфику.
Социокультурная запущенность – недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентаций, потребностей, минимальный социальный опыт, низкий культурный уровень, как производное от низкого образовательного уровня родителей.
Педагогическая запущенность – это следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей алкоголем, влияния асоциального опыта родственников (совершивших преступления), а также следствие педагогических ошибок профессиональных педагогов, начиная с детского сада. Следствием этого является аберрация (отклонение) в поведении, общении, ведущих видах деятельности.
Жесткий педагогический прессинг, авторитарный стиль работы могут только усугубить ситуацию. Детям нужна помощь и поддержка. Надо дать почувствовать ребенку, что его уважают и признают его права. Надо предоставлять детям самостоятельность, конечно, в рамках допустимого. Тогда они сами откажутся от негативных и нелепых выходок, которыми пытались доказать свою значимость.
Моя работа с 9 классом направлена на :
Обучение поиску информации о конкретной профессии и путях её получения;
Диагностика интересов и склонностей, индивидуальных особенностей, профконсультации;
Обучение формам самоконтроля, саморазвития, реагирования в сложных ситуациях, в общении;
Обучение формам самораскрытия
Расширение социального опыта;
Развитие интереса к собственной интеллектуальной деятельности и способам её организации;
Диагностика развития логического мышления.
Но помимо этого в моём классе есть подростки,с аддиктивным поведением – это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление психоактивных веществ, алеогольных и табачных издеоий с целью изменения своего психического состояния с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий до стадии формирования зависимости. Это такие подростки, как Сурман Валерий, Салмин Степан, Литвинов Дмитрий, Аксенов Кирилл.
В прошедшем учебном году работа по профилактике и пресечению курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива и энергетиков велась непрестанно. Мною были запланированы и проведены следующие классные часы
«Первая проба»
« Кодекс РФ об употребление алкогольной продукции »,
«Алкоголь и здоровье»,
«Вредные привычки и борьба с ними»
«Почему люди курят и употребляют алкоголь?»,
«Что такое здоровье и как его укреплять».
«Как правильно выбрать секцию»
Совместно с психологом школы было проведено анкетирование на выявление в классе подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, ПАВ, табакокурения или вовлеченных в употребление. Результаты были обработаны и с учащимися группы «риска» прошли профилактические индивидуальные беседы.
В течении года мы посетили все школьные мероприятия по данной тематике«За здоровый образ жизни».Помимо этого мы посетили несколько мероприятий в районной библиотеке, где с учащимися были проведены интерактивные мероприятия о вреде употребления наркотиков, алкоголя и курения. Мы посетили районное мероприятие «Подросток и закон», а также постоянно принимали участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях: кроссах, велосипедных и лыжных марафонах, нормах сдачи ГТО. Учащиеся постоянно вовлекались в спортивные секции.
Перед каждыми каникулами и также городскими праздниками с учащимися проводились подробные инструктажи о правилах поведения несовершеннолетних в общественных местах, а запрете употребления и приготовления к употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, а также о курение в общественных места. Мы посетили все мероприятия, на которых выступали инспектора ОДН и ГИБДД.
Мой класс принимал активное участие во всех школьных районных и конкурсах по данной тематике. Так мы приняли участие в конкурсе «Липецк- здоровый регион» Выступление агитбригады МБОУ СОШ № 3 города Усмани Липецкой области «Здравие желаем» в номинации «Организация волонтерской профилактической работы» , где заняли в районе 3 место и в области 2.
В третьей редакции проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 41 "Охрана здоровья обучающихся") говорится о том, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, создает условия для охраны здоровья обучающихся. Но первыми педагогами являются все-таки родители. "Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте" (ст. 44 ФЗ "Об образовании в РФ"). В основе этой задачи лежит необходимость выстраивания педагогически целесообразных партнерских отношений с семьей - одним из субъектов социализации. Значит, забота о здоровье учащихся невозможна без постоянной и тесной связи с родителями. За прошедший год в классе прошло 4 родительских собрания на различные темы, но на каждом из них мы обсуждали с родителями причины возникновения желания попробовать алкогольную продукцию и меры их пресечения. Родители также были ознакомлены со статьями 20.20, 20.22 и 6.24 КоАП РФ и изучили нормативные документы по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения и употребления ПАВ. В классе прошел родительский лекторий «Алкоголизм. Физическая и психическая зависимость», «Сила родительского авторитета», «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике вредных привычек» беседы с родителями учащихся «группы риска». Совместно с родительским комитетом мы неоднократно посещали семьи подростков, находящихся в социально-опасном положении, где беседовали индивидуально с детьми и родителями на данную тему.
В новом учебном году также запланировано очень много мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Уже состоялась встреча с инспектором ОДН Кузнецовой Л.М., на которой дети еще раз были уведомлены о запрете употребления алкоголя. Мой класс принял участие в сдачи норм ГТО, осеннем кроссе. На классных часе перед днем города все учащиеся под роспись были ознакомлены со статьями 20.20, 20.22 и 6.24 КоАП РФ.