"Путешествие в страну Грамматики".
Цель: развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности, формировать навык коллективной работы.
Ведущая 1. Дорогие друзья! Сегодня мы продолжаем неделю русского языка. Много было интересного на этой неделе. Вы были очень активны и во всем помогали своим учителям. Ребята узнали много нового. Но праздник продолжается! И сегодня мы отправляемся в далекий путь – царство Королевы Грамматики. (слайд 1) Мы благодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания!
- Посмотрите, какой славный паровозик ожидает нас! Давайте споём песенку друзей Грамматики. (слайд 2).
Песня.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.
Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим, друг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
- Где вы, интересные задания?
Станция «Алфавит». (слайд 3)
Ведущая. Ребята, вы прибыли на станцию «Алфавит».
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри!
Ну, а ты теперь сумеешь.
1 команда. Записать алфавит на листочке.
2 команда. Выбрать правильную букву.
ГОРО(Д,Т) ЛАНДЫ(Ш,Ж) ПОЕ (Д,Т) ДОРО(Ж, Ш)КА ДУ(Б, П) СКА(З, С)КА
3 команда. Расположи сказочных героев в алфавитном порядке.
Мальвина, Буратино, Чипполино, гномы, Незнайка, Колобок, Дюймовочка, Емеля, Хоттабыч, Кощей.
4 команда. « Поиграем в ШИФРОВАЛЬЩИКОВ»
- Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.
- Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.
ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГЫ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ, ФЁД ГЯГ, ФЁД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫК.
(Ответ: «Жил – был у бабушки серенький козлик». Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква Р заменяется на Л, М – на Н, и наоборот; буква Й остается неизменной; гласные А, О, У заменяются на Я, Ю,Е и наоборот.)
Ведущая 1: Молодцы, ребята, знаете буквы, не забывайте их. А то они такие хитрые! Так и хотят вас запутать.
(Звучит песенка, дети поют)
Станция «Почтовая» (слайд 4)
Ведущая 2. Ребята, вы справились с заданиями, но наше путешествие продолжается. Вы прибыли на станцию «Почтовая».
- Ребята, как вы думаете, почему эта станция называется «Почтовая»? (Ответы детей)
- На этой станции всегда много писем и почтовых отправлений. Люди живут в разных городах, скучают и не всегда могут встретиться друг с другом. И вы можете написать письма своим родным и близким. Но для этого нужно научиться писать красиво и грамотно.
-А еще здесь живут буквы – озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами!
Ты лети, письмо, скорей
От моих больших друзей.
Буквы учимся писать,
Чтоб друзей не забывать.
- И вот для 1 команды пришло письмо от озорных букв.
Отгадайте буквы:
Эта буква широка
И похожа на жука. (…….)
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3. (……)
Вот два столба наискосок
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква. (….)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними - поясок,
Натянутый наискосок. (….)
В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла,
Укатиться бы могла. (…)
А для ребят 2 команды от озорных букв задание посложнее.
Найдите ошибку в словах.
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
А 3 команде я хочу вручить письмо от Незнайки. Незнайка допустил так много ошибок. Давайте пожжем найти эти ошибки.
Найдите ошибки в тексте.
Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была улеса. Утром я пошел на речьку. Над водой кружылис чяйки я поймал щюкуидвалещя.
А герои из какой книги принесли письмо 4 команде они нам расскажут, когда выполнят задания.
- Сова, поросенок, медвежонок, ослик.
В какой книге встречаются эти герои? (А. Милн «Винни – Пух и все-все-все»)
- На двери одного из домов было написано объявление
ПРАШУ ПАДЕРГАТЬ
ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ
Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова?
- Вставьте и объясните орфограммы в предложении.
Друзья добрались (до)опушки.
Ведущая 2. На уроках русского языка будем внимательно изучать орфографические правила. Не следует забывать их.
Ведущая 1. Мы прощаемся со станцией «Почтовая» и въезжаем в дремучий лес. Но что это?
Медвежонок предлагает нам размяться. (слайд 5)
Мишка шел, шел, шел,
Земляничку нашел.
Сел, поел и дальше пошел.
Мишка шел, шел, шел,
Мишка мишку нашел.
Стали прыгать да плясать,
Громко лапами топтать.
Станция «Лесная» (слайд 6)
Ведущая 1. Кто же встречает нас на станции «Лесная»?
Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.………(ёжик)
- Здравствуй, ёжик! Почему ты такой печальный? (слайд 7)
Ёжик: Под ольхой в тени ветвей
Я созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!
Для 1 команды. МЕД ДЯ СУК БАР ЛИ ВЕДЬ ЯЦ ТЕЛ ЗА СА
Для 2 команды. Расставьте знаки препинания в предложениях:
Медведь ловил рыбу _
Догонит лиса зайца _
Дятел, дятел, прилетай,
Червяков моих съедай _
3 команда. Определите, в каком случае слово употреблено в прямом, а в каком – в переносном значении.
Золотое кольцо. Глухой человек. Медвежья услуга.
Золотые руки. Глухой лес. Медвежья берлога.
Золотой человек. Глухая стена. Медвежья лапа.
Золотое сердце.
4 команда. Разгадай анаграммы:
1. Тапир - пират
2. Чурка - ручка
3. Роман - норма
4. Ропот - топор
5. Атлас - салат
6. Тёрка - актёр
7. Мазок - замок
8. Барон - набор
9. Товар - автор
10. Среда - адрес
Ведущая 1. Ну что же, ёжик, нам пора, а тебя ждут тебя твои друзья.(Звучит песенка паровозика)
Ведущая 2. А вот и станция «Словарная». (слайд 8)
«Усердней каждый день смотрю в словарь». (С. Я. Маршак) (слайд 9)
- А вы, знатоки, любите заглядывать в словарь?
- А какие бывают словари? (Ответы детей)
- Словари помогают нам учиться?
- Мне очень интересно узнавать значения слов, выражений. Вот хочу спросить у вас, как вы понимаете выражение, за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны: (слайд 10)
- Сегодня в автобусе пассажир сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки». А как он мог это сделать? Объясните.
- А еще я слышала, как доктор говорил одной больной: «Больная держите себя в руках». Как это можно сделать?
- Я знаю, что слова базар и рынок – синонимы. Значит, выражения «птичий базар» и «птичий рынок» означают одно и тоже?
- Скажите, что означают следующие фразеологизмы? (слайд 11)
1. Диву даваться - удивляться
2. На ночь глядя - поздно
3. Выходить из себя - сердиться
4. Водить за нос - обманывать
5. Капля в море - мало
6. Куры не клюют - много
7. Ни свет ни заря - рано
8. Надуть губы - обидеться
9. Повесить нос - грустить
10. Яблоку негде упасть - тесно
Ведущая 1. Вас ждут еще испытания. Один древний мудрец говорил: «Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают, - так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие» (Гораций) (слайд 12)
- Слова, как люди, бывают старые и молодые. Наш язык постоянно пополняется новыми словами – неологизмами. А некоторые слова устаревают и уходят из нашей речи. Устаревшие слова называют архаизмами. (слайд 13) Попробуем распределить слова на 2 группы.
(слайд 14)
Продленка, гимназист, этажерка, водолазка, воевода, сударь, шейпинг, плеер, октябрята, миксер.
Объясните смысл пословиц. (слайд 15-16)
Ведущая 1: А для 1 и 2 команды мы приготовили интересное задание. Вам нужно подобрать слова противоположенные по смыслу. (слайд 17)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только КОНЬ сказал,
Что низко.
А МЫШОНОК …… (высоко)
ВОРОБЕЙ сказал, что близко,
А УЛИТКА - ….(далеко).
А ТЕЛЕНОК – озадачен
Тем, что яблоко мало.
А ЦЫПЛЕНОК – тем,
Что очень тяжело и …(велико).
А КОТЕНКУ все равно:
Кислое – зачем оно?
- Что Вы! – шепчет ЧЕРВЯЧОК –
…(Сладкий) у него бочок.
Ведущая 1. Молодцы, ребята! Вы все слова услышали и назвали. Значит, Вы были очень внимательными. Ну, до свидания, местные жители! А наш путь продолжается.
(Звучит музыка. Появляется Королева Грамматика)
Грамматика: Здравствуйте, дорогие ребята! Я за вами наблюдала во время вашего путешествия в свое волшебное зеркало. Какие же Вы умелые, сообразительные! Вы все выполняли правильно! Невозможно объехать всю мою страну. Но то, что вы уже знаете, меня очень радует!
Ведущая 1. Спасибо, дорогая Грамматика, за знания наших ребят! Не покидай их в трудную минуту, будь всегда рядом, чтобы они выросли умными и грамотными!
- Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
- За буквы, слова, предложения ясные.
- Где трудное место с словах –
Ты же рядом.
- И с правилом четко подскажешь, как надо
- Писать, говорить, размышлять
И трудиться –
- Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!
Грамматика: Спасибо, вам, ребята, за теплые слова! Я не прощаюсь, а говорю вам «до свидания»!
Ведущая: А наше путешествие завершено, Надеемся, ребята, Вы ничего не забудете из сегодняшней встречи. Удачи Вам во всем!
Жюри подводит итоги. Награждение самых активных участников дипломами и грамотами.