Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматики"
Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматики"
Костюмированная игра "Путешествие по стране Грамматики"между 2-3 командами, желательно 5-6 классов. В игре могут принимать участие учащиеся старших классов. Они будут исполнять различные роли: Королева Грамматики, Лексики, Члены предложения, Знаки препинания. В процессе игры ребята в сопровождении Королевы Грамматики пройдут испытание в 6 конкурсах ( Приветствие, Придорожный камень, Словообразовательный лес, Океан Лексики, Синтаксический бал- маскарад, Грамматическая сказка). Их цель- добраться до дворца Грамматики, где находится клад. Игру судит компетентное жюри из других учителей школы, а чтобы было более демократично,одним из участников жюри должен быть старшеклассник.
Эта игра дает возможность в игровой форме проверить знания учащихся, развивать логическое и абстрактное мышление, творческие способности и актерское мастерство, умение работать в команде, воспитывать толерантность, сопереживание.
Это костюмированное представление с танцами, небольшими театральными миниатюрами. В мероприятия использовано музыкальное сопровождение, презентация.В процессе игры вы также проводите игру со зрителями, при этом участники получают жетоны- бонусы, которые смогут отдать понравившейся команде.Участники игры вспомнять и орфографию, словообразование, синтаксис, лексику, морфологию. Думаю, что скучать не придется
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматики" »
КОСТЮМИРОВАННАЯ ИГРА
« ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ГРАММАТИКИ».
Разработано
учителем русского языка и литература
структурного подразделения №1
«Астраханский губернский техникум» города Астрахань
Мишуровой Натальей Николаевной.
Здравствуйте, ребята!
Королева Грамматики: Я королева страны Грамматики и приглашаю вас совершить путешествие по необыкновенной и интересной стране Грамматики.
В вашей школе нашлись смельчаки, которые готовы к сложным испытаниям.
Представляю вам команду 5 класса. Капитан-
Воспитатель-
Представляю вам команду 6 класса. Капитан-
Воспитатель-
Представляю вам авторитетное жюри, которое поможет нам выявить, кто лучше справился с заданиями.
В проведении нашей игры нам будут помогать ученики 7 и 8 класса.
Цель вашего путешествия –мой дворец, где находится клад, но для этого надо пройти ряд испытаний.
I. Конкурс «Приветствие»
II.Отправитесь в путь вы от этого придорожного камня (Слайд. Изображение придорожного камня).
Чтобы пройти в нашу страну,
надо слова вам верно писать,
не на "4", а на "5".
(От каждой команды приглашаются по одному представителю).
(Задание — на доске они должны записать слова, являющиеся отгадками к предложенным загадкам.)
Королева Грамматики: Я вам читаю загадки, а вы должны орфографически верно записать отгадки.
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон).
Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом … (аккуратный).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …(хоккей).
На большие расстоянья
Мчится он без опозданья,
Пишется в конце два С,
Называется …(экспресс).
Ребята, вы молодцы, хорошо справились с заданием.
III. Первым вашим препятствием будет Словообразовательный лес.
(музыка –шум леса)(Слайд. Лиственный лес)
Королева Грамматики: Деревья, растущие в этом лесу не простые, а словообразовательные. У каждого дерева есть свой корень, а листочки - это его однокоренные слова. Но вот беда, два красивых дерева заболели и все листочки облетели, помогите им. У вас есть корень, а каждый листочек – это новое слово, образованное от этого корня, не путайте однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Рисунок 2 словообразовательных деревьев.
Королева Грамматики: А пока ребята работают, я проведу игру со зрителями. Свои заработанные очки вы можете отдать полюбившейся команде.
1. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду. Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
2. У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть
и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами
смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?
3. В книге К. Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.
4. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила?
5. Назовите слова, лексическое значение которых :
1) раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. (фонетика)
2) главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (корень)
3)Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?(причастие)
4) Эти предложения состоят из 2 или нескольких простых, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно.(сложное)
6. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается
звук [с].
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
7. Определите, сколько звуков в словах я, он, мал, солью, яма, юг, подъезд.
8. Какие свойства русской лексики использует поэт О. Григорьев
создания комического эффекта? (многозначное слово)
1) Велосипед меня понес,
Понес куда-то под откос.
Он там остался без колес,
А дальше я его понес...
2) Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат ее мальчик Иван
Тоже разбил... стакан!
9. Какие свойства русской лексики использует автор
стихотворения? (омоним)
Нес Медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на Мишку — вот напасть —
Пчелы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало. (Я. Козловский)
10. Выделите значимые части слов приморский, переоценка,
IV. Королева Грамматики: А вот перед вами океан Лексики. (музыка – морской прибой) (Слайд. Бушующее море)
Лексика: - Помогите! Помогите! Я — Лексика, на мой океан напали пираты, перепутали все антонимы и синонимы.
Королева Грамматики. - Успокойся, Лексика, мы тебе поможем! Ребята всё знают. Поможем, ребята, Лексике?
Задание — придумать как можно больше синонимов к слову, записанному на листочке.
Лексика: А пока ребята работают, остальные помогут мне разобраться с антонимами. Я читаю стихотворение-загадку, а вы в рифму должны найти отгадку.
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима).
Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех —
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (плач).
Я антоним к слову зной,
Я в лесу, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Да и в школе я нужна.
Называюсь … (тишина).
Лексика.Ой, какие вы, ребята, молодцы. Вы настоящие знатоки русского языка!
Грамматика. До свиданья, Лексика. Нам пора продолжить путешествие по стране Грамматики.
V. Синтаксический бал- маскарад. Классическая музыка. (слайд. Изображение бала-маскарада)
Королева Грамматики: - Наконец, мы добрались до моего дворца. Принц Синтаксис дает сегодня бал- маскарад. Давайте посмотрим, кто приглашен на него.
Каждая маска изображает какое-либо синтаксическое явление.
К нам на бал пришли некоторые члены предложения. Угадайте, кто они?
Маска «Сказуемое»
Я весь надут от важности
И очень знаменит.
Люблю я Именительный,
А без него молчу.
Без меня в предложении
Ничего не случается,
И само Подлежащее
С моей формой считается.
Маска «Определение».
Мне со Сказуемым неинтересно,
Стоять рядом с ним неудобно и тесно.
Ко всем другим хорошо отношусь
И распространять их всё время прошусь."
Маска «Обстоятельство».
На многие вопросы Готов я дать ответ.
Сказуемое просит,
Ему не скажешь «нет».
Когда, и как, и почему,
Ему известно одному!
В середине зала крутится карусель из одинаковых масок.
— Кто вы? –спросила Королева.
— Мы связаны с одним и тем же членом предложения, — весело, не останавливаясь, прокричали маски.
— Мы играем совершенно одинаковую роль в предложений
— У нас одинаковые имена!
— Между нами нет главных и зависимых: мы все равны!
- Вам ясно, ребята? Кто это?
— А вот там стоит представительница слов, не являющихся членами предложения.
— Маска, кто вы? — обратилась к ней Королева.
— Вы хорошо задали вопрос. И потому найдёте ответ на него в своём вопросительном предложении.
— Так вас зовут...
Королева Грамматики: А вот и знаки препинания. Ребята, отгадайте кто они.
Восклицательный знак.
На странице вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь, возмущаюсь
И кричу!
Ребята! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести ложны!
Вопросительный знак.
На странице и стою
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу —
Разогнуться не могу.
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Запятая
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
Выйдет на дорожку
- Всем подставит ножку!
Тире
Ляжет пало
На строчку
Проходите
По мосточку.
Я — минус в математике
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе.
Меня зовут…..
Многоточие
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но — тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками...
Кавычки
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят...
VI. Грамматическая сказка.
Королева Грамматики: И последнее испытание. Чтобы попасть в главный зал, где хранится клад, команды должны рассказать и показать какую-нибудь грамматическую сказку.
(Показ домашних заданий).
Королева Грамматики: Дорогие ребята!
Вам в руки попал самый большой клад, каким только может владеть человек. Этот клад — русский язык. Он приведёт вас к новым открытиям безбрежных знаний, он поможет вам в безвыходных ситуациях, он ваш друг, наставник, советчик. Учите русский язык, любите русский язык — и он ответит вам тем же.
Приказ по стране Лингвистике
Учащихся 5... класса за особые успехи в изучении русского языка признать начинающими знатоками русского языка и вручить им почётные грамоты.
А теперь, уважаемое жюри подведет итоги и объявит результаты. Кто же был лучшим в нашей игре?