В проекте Государственного Стандарта общего образования нового поколения отмечается, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает «воспитанием развитие качеств личности». Сейчас такое время, когда всем нам очень не хватает толерантности, общественная атмосфера наэлектризована, поэтому что в изменившихся условиях жизни люди сталкиваются с различными проблемами. Особенно остро стоит вопрос подростковой преступности, растет количество молодежных антиобщественных организаций, носящих экстремистский характер.
Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Наиболее эффективным методом формирования толерантного сознания у учащихся является организация проектной деятельности детей и подростков. Пример такой деятельности - социально значимый проект «Классный час «МОИ СОСЕДИ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект классного часа "Мои соседи" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«Классный час «МОИ СОСЕДИ»
Автор проекта:
Дерябина Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г. Югорск
2014г.
Актуальность:
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иных национальностей, культуры, взглядов и традиций.
Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательного – терпимого отношения друг к другу.
Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое. Но почему-то не так.
В проекте Государственного Стандарта общего образования нового поколения отмечается, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает «воспитанием развитие качеств личности». Сейчас такое время, когда всем нам очень не хватает толерантности, общественная атмосфера наэлектризована, поэтому что в изменившихся условиях жизни люди сталкиваются с различными проблемами. Особенно остро стоит вопрос подростковой преступности, растет количество молодежных антиобщественных организаций, носящих экстремистский характер.
Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Наиболее эффективным методом формирования толерантного сознания у учащихся является организация проектной деятельности детей и подростков. Пример такой деятельности - социально значимый проект «Классный час «МОИ СОСЕДИ».
Цели и задачи проекта:
Формирование позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей;
воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; достижения необходимого уровня правовой культуры граждан как основы толерантного сознания и поведения;
развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
Подготовительный этап:
Обучающимся класса было предложено проектное задание: познакомить ребят класса с культурными традициями разных народов, живущих на территории России, в городе Югорске, и представить в виде презентаций и творческих проектов. Ребята образовали микрогруппы, каждая группа готовилась к мероприятию автономно.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, тканевые лоскутки разных цветов, раздаточный материал, оборудование рабочих мест (парты расставлены для работы в микрогруппах).
Ход мероприятия (проектный этап):
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
Учитель:
- Сегодня в рамках месячника правовых знаний и здорового образа жизни мы проведем классный час «Мои соседи».
- Все знают, что в притчах и древних легендах заложена многовековая народная мудрость, так давайте обратимся к древней притче…
Внимание видео ролик.
Видеоролик:
Звучит начало притчи о Лоскутном одеяле, затем учитель останавливает видео ролик и задает ключевой вопрос: «Зачем мудрец посоветовал сшить лоскутное одеяло?» (вопрос записывается на доске).
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, мы тоже, по совету мудреца, сегодня сошьем с вами лоскутное одеяло. Вам было предложено выполнить мини-проекты, и каждая группа получила свой лоскуток с заданием, итак, начнем …
Ученики представляют свои мини - проекты.
Все лоскутки по мере выступлений микрогрупп вывешиваются на доску в виде лоскутного одеяла
Красный лоскуток:
Ребята в русских костюмах приветствуют всех гостей и угощают хлебом с солью.
По обычаям российским
Всем поклон мы шлем Вам низкий,
С добрым словом и любовью,
С хлебом, солью.
Россия всегда славилась своим хлебосольством и гостеприимством, много пословиц сложено на эту тему, а вот знаем ли мы эти пословицы?….
Игра закончи пословицу…
Изба красна углами, …(обед – пирогами).
Гость не кость, за дверь…( не выкинешь).
Хоть не богат,..( а гостям рад).
Что поставят, то и кушай, а хозяина…( в домеслушай!).
Зеленый лоскуток:
Учитель:
Обычай древний, чистый и прекрасный,
Волнующий, как первый поцелуй.
Собраться миром и устроить праздник
А лучший праздник – это сабантуй!
Обучающиеся - представители татарской национальности рассказывают о народных праздниках.
Презентация о татарском народном празднике Сабантуй(см. Приложения).
Голубой лоскуток:
Учитель:
Велика наша страна - Россия!
Много народов населяют её.
И у каждого из них есть
Свои обычаи, песни, танцы.
Дети украинской национальности приветствуют всех присутствующих и рассказывают об украинском народном костюме.
Исполняется украинский народный танец «Гопак».
Синий лоскуток:
Учитель:
- Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков. В духовной культуре ханты и манси большое значение имеют народные праздники, эти праздники неразрывно связаны с природой: Медвежий праздник, Вороний день, День лебедя. Все жители собираются вместе, поют песни, приносят угощения, веселятся, устраивают игрища.
Ученики – представители народов ханты – манси проводят со всеми национальную игру.
Желтый лоскуток
Русские, казахи, татары и армяне, Мы черные, и русые, и смуглые, и белые. В России — на земле родной, Живем мы все большой и дружной семьей.
Учитель:
- В нашем классе учатся дети разных национальностей, это украинцы, буряты, татары, башкиры, а еще в нашем классе есть ученик, который приехал в Россию из солнечного Азербайджана, и сейчас Ниджад угостит нас азербайджанским национальным блюдом, которое называется «Долма» и поделится рецептом приготовления этого вкусного блюда восточной кухни.
Выступление ученика.
Учитель:
На просторах российской страны
Много разных народов живут
Все народы как братья равны
Всем народам – любовь и почёт.
- Вот и закончились наши лоскутки, посмотрите, что получилось …маленькое лоскутное одеяло, и каждый лоскуток – это своя история…
- Вернемся к нашему ключевому вопросу, ведь, наверняка, уже есть ответ на главный вопрос. Так зачем мудрец посоветовал сшить человеку лоскутное одеяло?…
Почему именно лоскутное одеяло?
Дискуссия: каждая микрогруппа дает свой ответ на поставленные вопросы.
В ходе дискуссии ученики приходят к выводу: все мы разные, как эти лоскутки, но мы должны относиться друг к другу с пониманием, уважать традиции разных народов, быть толерантными.
Учитель:
- А как вы понимаете слово - толерантность?
-Давайте уточним значение этого слова по словарю.
Один обучающийся зачитывает значение данного понятия из Толкового словаря. Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) —терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
-А как вы думаете, какими словами закончилась эта древняя легенда?
-Вам несколько минут для размышлений.
Задание: Закончить легенду…
Ребята зачитывают концовку притчи, каждая группа предлагает свой вариант заключения притчи.
А вот так заканчивается наша притча: вновь включается видео ролик и звучит окончание притчи.
Учитель:
- Посмотри, в какой гармонии уместились лоскутки на твоем одеяле, также совсем разные люди могут уместиться в твоем сердце…
- Народнаяпритча— это искусство слов попадать прямо в сердце. Какой нравственный урок сегодня запал в ваше сердце?
Рефлексия: Каждая группа высказывает свои впечатления
А сейчас я приглашаю Вас всех в Хоровод Дружбы. Ребята становятся в большой хоровод и читают стихи:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Учитель:
- Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
В заключение я предлагаю вам друг другу пожелать здоровья, счастья, мира, добра на разных языках народов, населяющих нашу огромную страну.
Ребята на разных языках говорят друг другу свои пожелания.
Аналитический этап:
По результатам анкетирования учащихся после проведения классного часа 97% ребят узнали много нового о культуре разных национальностей. Все учащиеся пришли к выводу, что необходимо терпимо относится друг к другу и уважать обычаи и традиции разных народов.
Практическая значимость проекта: данный социально значимый проект «Классный час «МОИ СОСЕДИ» актуален и реалистичен с точки зрения достижения цели. Его можно реализовать в любом коллективе детей и подростков.