Просмотр содержимого документа
«Память в интеллектуальном развитии школьника»
Память в интеллектуальном развитии школьника
Память человеку необходима для проявления
души.
Блез Паскаль
Без памяти человек не может ничего
изобразить, не может скомбинировать и двух
идей.
Вольтер
Форма проведения: семинар-практикум
Задачи:
Показать родителям результаты работы памяти учащихся в учебной деятельности.
Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.
Вопросы для обсуждения:
Значение памяти в учебной деятельности.
Методы и приемы развития памяти ребенка.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
Проведение анкетирования родителей и учащихся.
Проведение тестирования и выявление уровня развития памяти учащихся.
Подборка упражнений для развития различных видов памяти у учащихся.
Анкеты
Для учащихся:
Легко ли тебе заучивать стихи?
Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
Ты быстро вспоминаешь заученное – или с трудом?
Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Для родителей:
Какой вид памяти преобладает у вашего ребенка?
Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
Необходимо ли вам помочь в обучении приемам тренировки памяти?
Тестирование учащихся
Для того чтобы не быть голословным, классный руководитель должен показать родителям реальные результаты памяти учащихся.
Для этого, готовясь к собранию, классный руководитель совместно с педагогом-психологом может провести исследования функций памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвертого класса необходимо еще и для того, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут работать с детьми, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников не неспособность и отсутствие интеллектуальных данных. Исследования можно провести следующие:
Числовые ряды
Учащимся представляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведенные числа учащиеся зачеркивают. Пропуски числе в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7+2)
2.Проверка зрительной памяти при помощи
карты Сперлинга
Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображенных знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги. Анализ полученных результатов позволяет судить об объеме зрительной памяти.
9 2 WG
AR 6 4
C 5 XB
3 Проверка слуховой памяти
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму.
Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.
Если во всех трех случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
Если в двух случаях из трех – то как хорошая.
Если в одном – то как удовлетворительная.
4 Выставка рисунков детей
«Рисование по памяти натюрморта»
Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители!
Я хочу начать нашу встречу вот с такого подслушанного разговора:
- Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память , мог ее развить с помощью специалистов школы и своих родных. Проблемы с памятью накладывают
серьезный отпечаток на успешность учебы ребенка. Школьник много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.
Анализ тестирования учащихся
Классный руководитель проводит анализ анкетирования учащихся и родителей. Результаты анкетирования могут быть представлены на диаграммах. Затем педагог знакомит родителей с результатами проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной. Характеризует общее состояние по классу, выделяя лучшие результаты. Целесообразно подготовить результаты исследования по каждому учащемуся и выдать этот материал родителям.
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
Далее классный руководитель (или педагог-психолог) предлагает родителям познакомиться с упражнениями по развитию различных видов памяти. Часть этих упражнений можно выполнить с родителями. После выполнения упражнения рекомендуется обсудить, на развитие какого вида памяти направленно данное упражнение, как его можно изменить, модифицировать.
Главное условие работы с ребенком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания, - они должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один. Ребенка необходимо хвалить за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Родители должны помнить, что заниматься с ребенком 2-3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов. Главным достижением занятий будет формирование у него интереса к развитию самого себя. Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без помощи родителей – в таком случае, они добились настоящего успеха.