Тема: «Развитие познавательной активности школьников во внеурочное время»
Для развития познавательной активности школьников главным является создание творческой среды.
Развивающая игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствовании школьнозначимых психических и психофизических функций. И хотя игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, мощнейшим потенциалом оптимизации процесса образования школьников, но на сегодняшний день используется не весь потенциал возможностей развивающих игр.
Рассматривая вклад игры в познавательное развитие детей, современные ученые-педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новой информации, сколько «механизмом» перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень опыта ребенка. При условии правильной методической инструментовки игра является тем средством воздействия, которое побуждает у учеников усилие мысли, стимулирует их к познанию мира.
Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между взрослыми и детьми.
Результатом воспитательной работы становится формирование творческой (креативной) личности.
И, как следствие, выявляются особенности:
1) инструментальные, к которым относятся такие параметры:
• специфические стратегии деятельности (быстрое усвоение информации, высокая успешность действий, выдвижение новых целей активности, изобретение новых способов деятельности);
• индивидуальный стиль деятельности;
• самодовлеющая система саморегуляции субъекта;
• высокая структурированность информации
2) мотивационные, что включают такие параметры, как:
• повышенная избирательность, чувствительность;
• увлечение определенным делом;
• познавательная потребность;
• заинтересованность парадоксальной информацией;
• непринятие стандартных задач и готовых ответов;
• высокая критичность;
• стремление к совершенству.
В современных исследованиях подчеркивается, что наличие хотя бы одного из выделенных параметров разрешает констатировать определенный уровень развития творческих способностей личности, способность к интеллектуальному творчеству. Все больше осознается потребность сосредоточить особое внимание на решении проблемы развития и формирование творческих способностей школьника.
Воспитательная работа включает:
1. Развитие интеллектуально-творческих способностей: диагностика, игры, упражнения.
2. Исследовательская деятельность: виды исследования, целеполагание, построение гипотезы, работа с литературой, анализ результатов.
3. Развитие навыков самопрезентации: речевое мастерство, способы снятия напряжения.
Развитие познавательной активности является движущей силой функционирования ученического самоуправления.
В нашей школе, действуют две детских общественных организаций. Это организация «Истоки» и «Лист». По названиям организации хоть и разные, но нам пришлось постараться объединить их. В каждой самоуправление строится на двух ступенях развития школьников: средние и старшие школьники.
В среднем звене «Центр школьника». Также в старшем звене разработана программа Совета старшеклассников .
В детских объединениях проходит:
* обсуждение правил взаимодействия всех участников;
* самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;
* обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении;
* выбор детского актива;
* распределение разовых и постоянных поручений;
* формирование системы передачи информации.
Данная работа направлена на:
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
- понимание детьми взаимной ответственности;
- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
- работу по формированию системы детского самоуправления.
В ходе воспитательной работы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в детском объединении.
Следует также дать понять школьникам, как знания и умения, полученные в детском объединении, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Мы проводим:
* выставки детских творческих работ;
* выпускаем стенгазеты, санбюллетени, агитплакаты, буклеты;
*с 2008 года ежемесячно выходит школьная газета «Школьная пора», в которой учащиеся печатают свои заметки, корреспонденты детского объединения пишут статьи о школьной жизни, о праздниках.
*ведется альбом-летопись школы;
*постоянно обновляется информационный стенд.
Ребята с удовольствием принимают участие в данной работе. Они учатся писать статьи, работать над созданием мини-проектов с использованием мультимедийных технологий.
Другим инструментом является вовлечение школьников в проектную деятельность. Исследовательская работа также дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к познанию, развивает мышление. Исследовательской работой учащиеся занимаются во внеурочное время.
В нашей школе создана и эффективно работает творческая группа детей «Память». Разработаны 2 проекта: «Огненный след войны» и «Пусть память делом прирастает». В 2010 году, участвуя в областном конкурсе «Подрост» исследовательских работ, мы стали призёрами .
В план воспитательной работы, работы детских объединений нашей школы включены творческие внеклассные занятия, разработанные на основе развивающих игр.
Предлагаемые занятия с детьми, создавая творческую атмосферу, призваны развивать у них мышление, восприятие, память и другие психические процессы.
Мы используем игры занимательного характера:
«Головоломки»
«Ребусы»
«Анаграммы»
«Аналогии»
Интеллектуальные игры.
«Кроссворды»
«Перевертыши»
«Логические цепочки»
«Викторины»
«Задачи-шутки»
Игры подобного вида, развивая творческое воображение, повышают познавательный интерес, развивают слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
При построении занятий используются:
- принцип использования максимально разнообразного материала, относящегося к различным областям знаний и различным школьным предметам;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. (В процессе совместной деятельности взрослый помогает при выполнении заданий, контролирует и оценивает правильность их выполнения). Кроме того, создает положительную мотивацию, оказывает поддержку и стимулирует деятельность школьников);
- принцип совместной деятельности учащихся. Взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, соревнования облегчает решения познавательных и творческих задач.
Школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности и т.д.