Урок литературного чтения по творчеству С. А. Есенина предназначен для обучающихся 9 класса коррекционной школы. Творчество поэта всегда интересно обучающимся, так как в нем чувствуется чистая, добрая, лирическая душа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Он поэт родной земли".»
« Он поэт родной земли ».
(открытый урок по литературному чтению)
Цель:
Формирование знаний учащихся о биографических данных и творческих направлениях работы поэта С. А. Есенина.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся о различных периодах жизни С.А. Есенина, влиянии деревенской жизни на творчество поэта.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать пассивный словарь учащихся, развивать выразительность речи, произвольное внимание и точность воспроизведения.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к творчеству С. А. Есенина.
- воспитывать любовь к Родине, природе, поэзии.
Оборудование и материалы:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, выставка его произведений, стихи и романсы на слова поэта в грамзаписи.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
Психологический настрой на урок, организация внимания (коррекционная игра).
Игра «Думающая шапочка».
Слайд.
- Отгадайте, о чем говорится в этой загадке.
Это имя - В лесах родной моей России, В березах нежных и осинах, В сережках желтовато-синих, В лугах из зелени весенней, В стихах твоих….. (Сергей Есенин!)
- О ком это стихотворение?
- Как вы догадались?
(Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов.)
- Творчество какого поэта мы сейчас с вами изучаем?
Учитель:
Давайте прочитаем тему нашего урока……. « Он поэт родной земли».
Как вы думаете, глядя на тему, какая цель нашего сегодняшнего урока?......
(ответы детей)
Слайд.
- Сегодня наш разговор посвящён творчеству великого мастера пера Сергею Есенину.
- Мы вспомним биографию поэта;
- Прочитаем стихотворения выразительно наизусть;
- Проанализируем тексты стихотворений.
(Беседа с учащимися с использованием презентации о поэт).
Учитель:
- Кто такой Сергей Есенин?
Сергей Есенин – великий русский поэт, его имя в ряду гениев русской литературы Пушкина, Лермонтова, занимает особое место. Есенин один из самых читаемых поэтов в России, его стихи знают, любят и помнят наши дедушки и бабушки, папы и мамы, их изучаем и мы.
Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Истоки своей поэзии он видел в жизни русской деревни, в богатом духовном мире русских крестьян, среди которых он вырос.
Поэтому давайте с помощью презентации совершим заочное путешествие на родину поэта и вспомним, как прошли детство и юность поэта, чтобы увидеть, как зародилась неугасимая любовь Сергея Есенина к Родине, её природе, народу.
Слайд.
- Где родился поэт?
(С.А. Есенин родился в 1895году, 21 сентября, в селе Константиново Рязанской губернии).
-Где располагалось Село Константиново?
( Село располагалось на высоком берегу реки Оки, откуда открывался красивый вид. Именно здесь зародилась любовь к родной природе, которая вдохновляла его на создание прекрасных стихотворений).
Слайд.
Рождение Есенина было отмечено историческим для России событием. 20-21 сентября 1895 г. Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола, шумели народные гулянья, так древняя русская земля приветствовала рождение своего гения.
Слайд.
- Кто родители поэта?
(Поэт называет свою семью "простой крестьянской", хотя это не совсем так. Отец поэта, Александр Никитич, жил и работал в Москве, в мясной лавке. Приезжая домой только в отпуск, он не умел ни косить, ни пахать. Понимая, что и детям землей не прожить, старался им дать образование.
Мать, Татьяна Федоровна, была неграмотна, но считалась лучшей песенницей на селе, красиво пела, знала много народных песен. Некоторое время тоже жила в Москве, работала в кондитерской фабрике).
Слайд.
-Где воспитывался Сергей с двух лет ?
(Есенин же был отдан на воспитание деду, Федору Андреевичу Титову. Он был умным, общительным, веселым, учил внука быть сильным, чтобы его никто не поборол. Бабушка, Наталья Евтихиевна, напротив, была человеком кротким, набожным и ходила с внуком по церквам и монастырям).
Слайд.
Большое участие в воспитании племянника принимали дяди по материнской линии. Отчаянные и озорные, они сажали трехлетнего Сергея на лошадь и пускали вскачь или учили плавать, бросая как щенка в воду.
Читать научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало для него одним из любимых занятий. "Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам", - вспоминал поэт.
Слайд. Ранние стихи Есенина, которые появились в 1914 году, звучат как признание в любви родной природе. Есенин рос в деревне, поэтому с ранних лет ему запали в душу народные сказания, пословицы, поговорки, песни. Народное творчество укрепило песенную основу его лирики.
1-е напечатанное стихотворение Есенина - "Береза", которое появилось в январе 1914 г. в журнале "Мирок" с подписью "Аристон" (что в переводе с греческого означает "самый лучший")
Читает Ангелина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно в серебре
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- О чем это стихотворение ?
(стих-е посвящено красавице – березе. Оно выражает любовь поэта к природе родного края. Ведь для поэта Россия и образ березы неразрывно связаны)
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
В образ березы он включил всю красоту русской зимы, которая действительно заслуживает восхищения. Так же автор передает то, насколько сильно он скучает по тем временам, когда будучи ребенком, он мог ежедневно наблюдать ту самую березу за своим окном. В каждое время суток она была по-своему прекрасна. Он мог смотреть на неё с вечера до зари, любуясь её красотой.
Жизнь начинается с любви к матери и отцу, к родной стороне, ко всей стране и её народу, без этого человек не может быть счастлив – вот главная мысль произведения.
Физкультурная минутка.
(Упражнения на снятие эмоционального напряжения).
Слайд:
Большой след в памяти Есенина оставили деревенская улица, дружба с мальчишками и, конечно же, его родные, особенно мать, которой впоследствии он посвятит не одно свое стихотворение.
Мать для поэта это все – родительский дом, природа, Родина, жизнь, Бог.
Учитель: Это стихотворение – одно из самых любимых у С. Есенина.
(ученик читает наизусть отрывок).
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, — Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
Стихи С. Есенина имеют мировую славу. Певцы исполняют романсы, написанные композиторами на его стихи, мастера слова читают его стихи на сценах театров.
Послушайте, пожалуйста, романсна слова С. Есенина «Письмо матери».
- О чем оно?
- Как вы поняли его смысл? (После долгой разлуки он хочет домой, к родным, к матери.)
- Какая главная идея стихотворения?
Чувство любви к матери неразделимо связано с чувством любви к Родине «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»
Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов.
Слайд.
-Что такое Родина?
Родина – это понятие всеобъемлющее: это и место, где ты родился, это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы, которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина.
Лучшие свои произведения Есенин посвятил России.
Я предлагаю послушать в исполнении М. Рычкова стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!».
Словарные слова: Хаты — в ризах образа…, корогод.
Гой ты, Русь, моя родная…
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
-О чем это стихотворение?
- Какая главная идея?
Ученик:
Стихотворение искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родине. Родина для автора нечто очень дорогое, святое, поэтому звучат такие слова, как ризы, образа, богомолец, рай. Ему любо все: и хаты, и поля, и луга, и синее небо: Он ощущает себя частью своей родины и ни на что ее не променяет. "Я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою", - говорит поэт. И это выражение самое главное в этом стихотворении.
- Чему учит это стихотворение?
Учитель:
Любовь к родному краю немыслима без любви к природе. "До радости, до боли" близки поэту российские просторы. Деревья, цветы, травы, реки, зори - во всем открывает Есенин "душу живую".
Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной.
Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.
Ученик:
Стихотворение радостное, весеннее. Природа у Есенина живая. Он описывает цветущую черемуху, сравнивает ее с невестой. Также передает запах черемухи, свежей зелени, дубравы: Запахи так сильны, что кружится голова. Стихотворение красивое, душевное. Этим оно мне и понравилось.
- Чему учит это стихотворение?
(Стихотворение учит нас не только созерцать красоты природы, но и ценить все, что нас окружает, а также беречь и защищать природу.Стихотворение учит видеть красоту природы, созерцать, наблюдать).
Учитель:
Слайд.
Особое место в лирике Есенина занимает образ дерева. Подсчитано, что в его поэзии более 20 пород деревьев. Самым любимым из них является береза.
- Ребята посмотрите на эту замечательную природу, какие деревья здесь изображены?
У Сергея Александровича есть несколько стихотворений об этом дереве, которое считается Символом России.
(Следующее подготовленное стихотворение - "Мелколесье. Степь и дали"
Читает Саша Г.).
В стихотворении встретятся такие слова: венка – гармошка.
Мелколесье. Степь и дали…
Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец — крестьянин, Ну, а я — крестьянский сын.
Наплевать мне на известность И на то, что я поэт. Эту чахленькую местность Не видал я много лет.
Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться, Если с венкой в стынь и звень Будет рядом веселиться Юность русских деревень.
Эх, гармошка, смерть-отрава, Знать, с того под этот вой Не одна лихая слава Пропадала трын - травой.
- О чем это стихотворение?
( Есенин дает описание зимний природы родного края. Именно огромное чувство любви к родной земле толкает поэта на то, чтобы целовать ножку каждой березке.Себя поэт зовет просто крестьянским сыном. Он прежде всего просто человек, который любит родину, а только потом поэт.)
- Какая главная мысль стихотворения?
(Идея – показать, кем бы ни был человек, чего бы он ни достиг в жизни, место, в котором он жил будет родным).
- Чему учит нас это стихотворение?
(Учит любить свою родину, родную землю).
Анализ стихотворения.
Поэт говорит о неказистом, незатейливом пейзаже: "неприглядная дорога", "чахленькая местность". Но стихотворение не грустное, а наоборот, веселое: слышно, как "разливаются бубенцы, играет гармошка. В душе поэта - радость: он едет в родные края, где, видимо, давно уже не был. Поэтому "березке каждой ножку рад поцеловать". Также готов забыть все ради поездки в дорогое его сердцу Константиново. "Наплевать мне на известность и на то, что я поэт",- говорит он. Это стихотворение еще раз доказывает, что тема родины, основная в творчестве Есенина.
Есенин затрагивает тему любви к своей родине, к тем пейзажам, которые ему знакомы с детства.
Учитель:
- Немало хороших стихотворений у Есенина о животных, о "братьях наших меньших" (кстати, это выражение - строка из его стихотворения): "Корова", "Песнь о собаке", "Лебедушка" и др.
Стихотворение прочитает …… (имя ученика).
Собаке Качалова (Дай, Джим, на счастье лапу мне)
Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.
Ученик:
Милосердие, сочувствие, любовь ко всему живому ясно видно в этом стихотворении.
-Какая идея стихотворения?
( Идея стихотворения состоит в том, что дружба человека и зверя может быть не менее крепкой, чем отношения человека с человеком. Это гимн преданной собачьей душе, с первого взгляда полюбившей ласковую и добрую душу поэта).
Дружба с Джимом – что-то естественное и радостное, на что можно положиться в хрупком изменчивом мире.
Ученик: Милосердие, сочувствие, любовь ко всему живому ясно видно в этом стихотворении.
Учитель:
Безграничной была любовь С.А.Есенина к Родине. Безграничны и наша любовь и наша память о поэте. Его стихи учат нас бережному отношению к Родине, любви к ней. Сергей Есенин ушел из жизни, но его поэзия волнует и тревожит сердца читателей и сегодня.
-Почему Есенина называют поэтом родной земли?
( Он остается всегда современным, потому что близок к народу. Есенина по праву считают самым народным, самым русским поэтом.
Лирика Есенина повествует о любви к родной природе, родной стране, к близким людям.
С. А. Есенин, родившийся в Рязанской губернии, в крестьянской семье, как русский человек и поэт очень любил свою родину, свою страну. Он глубоко чувствовал её душу, жизнеуклад и менталитет русского человека. Он необычно и по-новому, для своего времени, изобразил красоту природы и сельской жизни. Есенин, который с детства впитывал быт и традиции русской народной жизни, очень точно, многообразно и естественно отобразил культуру и важные моменты жизни человека. И, конечно, он необычайно красиво и одухотворённо писал о природе России.
Я думаю, что сегодня мы доказали справедливость слов нашего урока: «Он – поэт родной земли», благодаря чудесным стихотворениям поэта.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства они пробуждают?
(Произведения Сергея Есенина пробуждают в душе и сознании читателей, поистине искренние и добрые чувства. Поэзия Сергея Есенина пропитана чувством патриотизма и любви к своей родине. ... Стихи Есенина о природе никогда не перепутаешь со стихами других авторов.)
- Чему учат стихи поэта ?
- Какие чувства воспитывают?
( учат любить всё живое вокруг себя. Его стихи учат нас бережному отношению к природе, животным, Родине, любви к ней)
-Ребята, сегодня на уроке, посвящённом творчеству С. Есенина, мы получили заряд лирического вдохновения, бодрости от творчества замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. С его стихами мы ещё встретимся на страницах книг, представленных на этой выставке. Познакомиться с этой выставкой можно будет после урока.
- Наш урок подошел к концу. Все ребята активно отвечали на вопросы и старались выразительно читать стихи, выученные к этому уроку наизусть. (Выставление оценок, комментарии, рефлексия)).
Учитель:
Стихи Есенина мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы, одним из них мне и хотелось закончить наш сегодняшний урок.