kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему С.Есенин «Береза», М.Пришвин «Деревья в плену»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. познакомить учащихся с произведениями о природе Есенина и Пришвина;

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 

3.воспитывать у учащихся  эстетический вкус

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,  портреты С. Есенина и М. Пришвина

Ход урока:

1.Организационный момент.

Деление на три группы. 1-группа-Знатоки, 2-группа-Эрудиты, 3-группа-Исследователи.  

2.Опрос домашнего задания.

 Л.Бромлей «Для всех», С.Есенин «Ночь» чтение наизусть, Мозаика.

 II. Мотивационный этап.
Сегодня на уроке мы узнаем, как увидели и услышали зиму великие мастера слова: Сергей Есенин и Михаил Пришвин. С их произведениями о зиме мы познакомимся на уроке. Эти произведения написаны в разное время. Каждый автор по- своему описал зимнюю природу. Но в их творениях есть что- то общее. Попробуем разобраться в художественных особенностях этих шедевров. Это стихотворение Сергея Есенина «Берёза» и рассказ Михаила Пришвина «Деревья в плену».
Поэтому мы на уроке будем читать, словесно рисовать, исследовать, анализировать.
IV.Знакомство с авторами: рассказы учащихся о С.Есенине и М.Пришвине.

С.Есенин «Береза», М.Пришвин «Деревья в плену» (аудиозапись)

3.Изучение нового материала

 Рассказ учащихся о С. Есенине (показ портрета)

1-группа:
3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин.
Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его называли певцом русской природы.

Учитель: Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, и глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.

*Рассказ учащихся о М.Пришвине

2-группа:
        Творчество Михаила Михайловича Пришвина (1873 -1954) проникнуто размышлениями о сущности человеческой личности и её взаимоотношениях с окружающей природой. Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях, даже просто в названиях рассказов.

Учитель: Обращаясь к юному читателю, писатель утверждает, что мир полон чудес. Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед ребёнком. Звери и птицы у Пришвина «шипят», «гудят», «орут», «кукуют», «свистят», «пищат». Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми.

3-группа: Пословицы и поговорки о природе.

Лето - припасиха, а зима - подбериха. 

Ласточка весну начинает, соловей кончает.

Дважды в год лето не бывает. 

Летом не припасешь, зимой не принесешь. 

Придет осень, за все спросит.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Застает зимушка в летнем платьице.

V. Работа по новой теме.

1.Чтение стихотворения учащихся «Берёза».

Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза».
(Читает наизусть заранее подготовленный ученик).

2. Краткий пересказ учащихся «Деревья в плену»

VI. Литературоведческий комментарий.
Ребята, нам предстоит творческая работа – анализ стихотворения. Поэтому мы повторим литературоведческие понятия. Олицетворение, тропы, метафора, сравнение, эпитет.
ТРОПЫ - это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого – либо явления 
Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства 
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. 
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия). 

Эпитет-определение придающее выражение образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно впечатлений о предмете. 
VII. Словарная  работа.

Кайма-жиек, әдіп, қима

Бахрома-шашақ

Принакрылись снегом-қармен оранған

Ком-кесек          

Оттепель-жылымық

Погрузилась-батып кетті

Арка-биік қақпа

Множество-көп, біршама

Развитие речи. Принакрылась, на пушистых, бахромой, обсыпает.

 По широкой дорожке, согнутые деревья, как ладонью, падающий, оттепель, примерзла, выламываю, по склоненному дереву, освобождаю множество деревьев.

VIII.Анализ стихотворения С.Есенина «Берёза».
Какая берёза у Есенина?
Белая, серебряная, золотая.
Для чего нужно такое многоцветье при описании заснеженной берёзы?
Чтобы читатели могли лучше представить зимнюю берёзу.
В стихотворении поэт дважды сравнивает снег с серебром. Но при этом использует разные приёмы.
Прочитайте первое четверостишие.
Принакрылась снегом, точно серебром. Какой троп используется?
Сравнение.
Давайте прочитаем последнее четверостишие. В этих строках заря обсыпает ветки новым серебром. Это сравнение, но оно как бы скрыто. Как называется этот троп?
Метафора.
Найдите в тексте другие метафоры.
Распустились кисти, горят снежинки, золотой огонь.
Найдите в тексте олицетворения.
Принакрылась снегом, стоит в сонной тишине, лениво обходя, обсыпает ветки.
Таким образом, какие художественные средства использует Есенин в стихотворении?
Метафора, сравнение, олицетворение.
IX. Анализ рассказа.
На сколько частей можно разделить рассказ?
На две части.
Как называет Пришвин зимние берёзы?
Кружевные арки.
Как вы озаглавили бы первую часть рассказа?
«Лес зимой», «Деревья в плену».
В каком плену оказались деревья?
В снежном плену.
Как вы озаглавили вторую часть рассказа?
«Освобождение от зимнего плена», «Волшебный удар».

X. Коллективное творчество. (Составление кластера).
Главными словами урока являются «берёза», «чувства, настроения» «Чему учат произведения?». Поэтому на них составим кластер. Каждая группа получает своё ключевое слово. Надо составить кластер на основе произведений С.Есенина и М.Пришвина.
I группа

ІI группа

III группа

Метод Синквейн. Береза, лес, зима.

Учитель:Какие явления природы вам знакомы?

Ветер, солнце, вода.

Творческая работа. «ЭКСПО-2017»

XI. Рефлексия.
1. Что нового узнали?
2. Чему научились на уроке?
3. Что понравилось?
Учащиеся по кругу отвечают на эти вопросы.
XII. Заключительное слово учителя.
      О берёзе слагали стихи и песни, рисовали её художники. Послушайте эти строки писателя В.П.Астафьева: «Бродил я по приморскому парку… и вдруг увидел среди заморских кущ три березки. Глазам своим не поверил… От них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени листьев было так хорошо, покойно взгляду. Чем пахнут березы? Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу мою, ворота, резные наличники окон и березку под ними в зеленой тени листвы. Березы пахнут Родиной!»
      Ребята, эти замечательные строки помогут нам понять суть есенинского и пришвинского образов берёзы. Теперь вы понимаете, что и для Есенина, и для Пришвина берёза – символ Родины. В своих произведениях авторы выражают свою любовь к родной природе, к Родине. Читая такие стихи и рассказы, вы учитесь видеть необычное в обычном, делать открытия прекрасного, любить природу, Родину.

«Казахстан-наша Родина. Каждый кусочек родной земли с ее природой и погодой-это Богом данная судьба. У Родины не бывает плохих или хороших мест. Родину любят такой, какая она есть. Какой ее оставили наши предки» Н.А.Назарбаев.
XIІІ. Выставление оценок.
XІV. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение, сделать рисунки к произведениям, составить диаграмму Венна. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему С.Есенин «Береза», М.Пришвин «Деревья в плену»»

Тема урока: С.Есенин «Береза», М.Пришвин «Деревья в плену»

Цели урока:

1. познакомить учащихся с произведениями о природе Есенина и Пришвина;

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 

3.воспитывать у учащихся  эстетический вкус


Тип урока: изучение нового материала

 

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,  портреты С. Есенина и М. Пришвина

Ход урока:

 

1.Организационный момент.

Деление на три группы. 1-группа-Знатоки, 2-группа-Эрудиты, 3-группа-Исследователи.

2.Опрос домашнего задания.

 Л.Бромлей «Для всех», С.Есенин «Ночь» чтение наизусть, Мозаика.

 II. Мотивационный этап.
Сегодня на уроке мы узнаем, как увидели и услышали зиму великие мастера слова: Сергей Есенин и Михаил Пришвин. С их произведениями о зиме мы познакомимся на уроке. Эти произведения написаны в разное время. Каждый автор по- своему описал зимнюю природу. Но в их творениях есть что- то общее. Попробуем разобраться в художественных особенностях этих шедевров. Это стихотворение Сергея Есенина «Берёза» и рассказ Михаила Пришвина «Деревья в плену».
Поэтому мы на уроке будем читать, словесно рисовать, исследовать, анализировать.
IV.Знакомство с авторами: рассказы учащихся о С.Есенине и М.Пришвине.

С.Есенин «Береза», М.Пришвин «Деревья в плену» (аудиозапись)


3.Изучение нового материала

 Рассказ учащихся о С. Есенине (показ портрета)

1-группа:
3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин..
Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его называли певцом русской природы.

Учитель: Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, и глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.

*Рассказ учащихся о М.Пришвине

2-группа:
Творчество Михаила Михайловича Пришвина (1873 -1954) проникнуто размышлениями о сущности человеческой личности и её взаимоотношениях с окружающей природой. Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях, даже просто в названиях рассказов.

Учитель: Обращаясь к юному читателю, писатель утверждает, что мир полон чудес. Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед ребёнком. Звери и птицы у Пришвина «шипят», «гудят», «орут», «кукуют», «свистят», «пищат». Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми.

3-группа: Пословицы и поговорки о природе.

Лето - припасиха, а зима - подбериха. 

Ласточка весну начинает, соловей кончает.

Дважды в год лето не бывает. 

Летом не припасешь, зимой не принесешь. 

Придет осень, за все спросит.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Застает зимушка в летнем платьице.

V. Работа по новой теме.

1.Чтение стихотворения учащихся «Берёза».

Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза».
(Читает наизусть заранее подготовленный ученик).

2. Краткий пересказ учащихся «Деревья в плену»

VI. Литературоведческий комментарий.
Ребята, нам предстоит творческая работа – анализ стихотворения. Поэтому мы повторим литературоведческие понятия. Олицетворение, тропы, метафора, сравнение, эпитет.
ТРОПЫ - это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого – либо явления 
Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства 
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. 
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия). 

Эпитет-определение придающее выражение образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно впечатлений о предмете.
VII. Словарная работа.

Кайма-жиек, әдіп, қима

Бахрома-шашақ

Принакрылись снегом-қармен оранған

Ком-кесек

Оттепель-жылымық

Погрузилась-батып кетті

Арка-биік қақпа

Множество-көп, біршама

Развитие речи. Принакрылась, на пушистых, бахромой, обсыпает.

По широкой дорожке, согнутые деревья, как ладонью, падающий, оттепель, примерзла, выламываю, по склоненному дереву, освобождаю множество деревьев.

VIII.Анализ стихотворения С.Есенина «Берёза».
Какая берёза у Есенина?
Белая, серебряная, золотая.
Для чего нужно такое многоцветье при описании заснеженной берёзы?
Чтобы читатели могли лучше представить зимнюю берёзу.
В стихотворении поэт дважды сравнивает снег с серебром. Но при этом использует разные приёмы.
Прочитайте первое четверостишие.
Принакрылась снегом, точно серебром. Какой троп используется?
Сравнение.
Давайте прочитаем последнее четверостишие. В этих строках заря обсыпает ветки новым серебром. Это сравнение, но оно как бы скрыто. Как называется этот троп?
Метафора.
Найдите в тексте другие метафоры.
Распустились кисти, горят снежинки, золотой огонь.
Найдите в тексте олицетворения.
Принакрылась снегом, стоит в сонной тишине, лениво обходя, обсыпает ветки.
Таким образом, какие художественные средства использует Есенин в стихотворении?
Метафора, сравнение, олицетворение.

IX. Анализ рассказа.
На сколько частей можно разделить рассказ?
На две части.
Как называет Пришвин зимние берёзы?
Кружевные арки.
Как вы озаглавили бы первую часть рассказа?
«Лес зимой», «Деревья в плену».
В каком плену оказались деревья?
В снежном плену.
Как вы озаглавили вторую часть рассказа?
«Освобождение от зимнего плена», «Волшебный удар».

X. Коллективное творчество. (Составление кластера).
Главными словами урока являются «берёза», «чувства, настроения» «Чему учат произведения?». Поэтому на них составим кластер. Каждая группа получает своё ключевое слово. Надо составить кластер на основе произведений С.Есенина и М.Пришвина.

I группа


II группа


III группа

Метод Синквейн. Береза, лес, зима.

Учитель:Какие явления природы вам знакомы?

Ветер, солнце, вода.

Творческая работа. «ЭКСПО-2017»

XI. Рефлексия.
1. Что нового узнали?
2. Чему научились на уроке?
3. Что понравилось?
Учащиеся по кругу отвечают на эти вопросы.

XII. Заключительное слово учителя.
О берёзе слагали стихи и песни, рисовали её художники. Послушайте эти строки писателя В.П.Астафьева: «Бродил я по приморскому парку… и вдруг увидел среди заморских кущ три березки. Глазам своим не поверил… От них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени листьев было так хорошо, покойно взгляду. Чем пахнут березы? Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу мою, ворота, резные наличники окон и березку под ними в зеленой тени листвы. Березы пахнут Родиной!»
Ребята, эти замечательные строки помогут нам понять суть есенинского и пришвинского образов берёзы. Теперь вы понимаете, что и для Есенина, и для Пришвина берёза – символ Родины. В своих произведениях авторы выражают свою любовь к родной природе, к Родине. Читая такие стихи и рассказы, вы учитесь видеть необычное в обычном, делать открытия прекрасного, любить природу, Родину.

«Казахстан-наша Родина. Каждый кусочек родной земли с ее природой и погодой-это Богом данная судьба. У Родины не бывает плохих или хороших мест. Родину любят такой, какая она есть. Какой ее оставили наши предки» Н.А.Назарбаев.
XIІІ. Выставление оценок.
XІV. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение, сделать рисунки к произведениям, составить диаграмму Венна.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Открытый урок на тему С.Есенин «Береза», М.Пришвин «Деревья в плену»

Автор: Мамашева Катира Абдуллаевна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 386715


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства