Просмотр содержимого документа
«Основные задачи работы социального педагога с родителями»
Основные задачи работы социальных педагогов с родителями
Понимание, великодушие, милосердие,
терпимость и вера в ребёнка -
вот наши главные лекарства.
И ещё – полнокровная, радостная,
яркая, наполненная трудом,
общением и заботой о других, жизнь.
Дубровский А.А.
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания".
С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:
· Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
· Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
· Формирование у родителей потребности в самообразовании.
Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:
I. Ф.И.О родителей.
1. Возраст
2. Образование
3. Место работы, телефон
4. Общественная работа
5. Квартирные условия
6. Общий заработок семьи
7. В каких мероприятиях вы хотели бы участвовать
II. Ф.И.О ребенка.
Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?
2. Какие игры предпочитает?
3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?
4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?
Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)
Какие обязанности имеет дома?
Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.
III. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка?
Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?
3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?
4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родители систематически знакомятся с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.
Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.
В план работы социального педагога входит такие виды совместной деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией, которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.
Формы и методы работы с родителями:
· Организуется работа "Телефона доверия".
· Консультации для родителей по определенному графику.
· Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.
· Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания.
· Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.
· Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д.
· Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д.
Родители могут наносить визит социальному педагогу (или другим педагогам) и в ходе его:
· родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);
· соц. педагог отвечает на вопросы родителей, объясняет;
· родители посещают заседания комиссии;
· родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания его ребенка.
· контакты по телефону;
· родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
· родителям рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
· родителям предоставляется информация о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор).
С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:
Информационно – просветительская работа:
индивидуальные тематические консультации с психологом, социальным педагогом, психотерапевтом, нарколога
классные часы и открытые уроки;
выступления на родительских собраниях инспектора ПДН, психолога, социального педагога, врача – нарколога и других специалистов;
лекции для родителей.
Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс
родительские собрания;
помощь родителей в укреплении материально – технической базы лицея;
родительский патруль, позволяющий снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций среди подростков в лицее
участие родителей в творческой деятельности класса, лицея.
Участие родителей в управлении лицея:
· классные родительские комитеты;
· родительский комитет;
· попечительский совет;
· благотворительная деятельность.
· вовлечение родителей в совместную досуговую деятельность (огоньки, экскурсии, праздники, КВНы, конкурсы, походы и т. д.).