kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оптимизация здоровьесберегающей среды школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО ВР:ИШИМНИКОВОЙ. И.Б.

 

Тема: Оптимизация  здоровьесберегающей  среды  школы.

 

 

Все возрастающее внимание общества к вопросам формирования здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения обусловлено обострением глобальных проблем цивилизации и ухудшением состояния здоровья школьников.

Не  случайно  самой  большой  ценностью  каждого  человека  считается  его  здоровье. К  сожалению,  существует слишком  много  объективных  и  субъективных  причин, заставляющих  забывать  о  том,  что  здоровье – индивидуальное  и  общественное  - необходимо беречь  и  приумножать.

   Темпы  современной  жизни, социальные  проблемы,  нервные  перегрузки, неблагополучная  экологическая  среда,  природные  катаклизмы, гиподинамия,  вредные  привычки (табакокурение,  наркомания,  алкоголизм) все  эти  факторы  ухудшают  состояние  здоровья  не  только  взрослых  людей, но  и  подрастающего  поколения.

Таким образом, следует отметить всем понятные вещи: здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Значит необходимо к этому стремиться. На сегодняшний день картина состояния здоровья подростков не придаёт оптимизма.

По данным  Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора РФ, лишь 14% детей практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения и 30-40% - хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. К моменту окончания школы каждый четвёртый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий близорукость, нарушение осанки».  Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды: - переуплотнённость классов; - недостаточное освещение; - перегруженность основными и дополнительными знаниями; - неблагополучие психологического климата школьных коллективов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оптимизация здоровьесберегающей среды школы. »

ДОКЛАД

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО ВР:ИШИМНИКОВОЙ. И.Б.


Тема: Оптимизация здоровьесберегающей среды школы.


Все возрастающее внимание общества к вопросам формирования здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения обусловлено обострением глобальных проблем цивилизации и ухудшением состояния здоровья школьников.

Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать о том, что здоровье – индивидуальное и общественное - необходимо беречь и приумножать.

Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки (табакокурение, наркомания, алкоголизм) все эти факторы ухудшают состояние здоровья не только взрослых людей, но и подрастающего поколения.

Таким образом, следует отметить всем понятные вещи: здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Значит необходимо к этому стремиться. На сегодняшний день картина состояния здоровья подростков не придаёт оптимизма.

По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора РФ, лишь 14% детей практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения и 30-40% - хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. К моменту окончания школы каждый четвёртый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий близорукость, нарушение осанки».  Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды: - переуплотнённость классов; - недостаточное освещение; - перегруженность основными и дополнительными знаниями; - неблагополучие психологического климата школьных коллективов.

Тема:

Из этого следует, что здоровьесохраняющая модель оптимизации педагогического процесса в школе, разработанная на стыке валеологического обновления условий организации обучения и воспитания внутри уже имеющихся педагогических подходов и концепций:

  • Личностно- ориентированного обучения;



  • Учета интересов, склонностей и познавательных возможностей детей;

  • Развития адаптивности учащегося;

Исходный замысел модели оптимизации формируется следующим образом: сохранению здоровья учащихся будет способствовать оптимизация сочетания способности школьников к обучению и воспитанию и соответствующих их индивидуальным особенностям условий образования. Базисными предлагается считать принципы природосообразности и культуросообразности и приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

В предлагаемой здоровьесберегающей модели акцент делается на профилактику ухудшения здоровья через четыре параллельных и взаимосвязанных процесса:

  • выявление факторов риска здоровья и их своевременная коррекция;

  • развитие внутренних резервов организма (физических и психических)

Здоровьесберегающая работа должна затрагивать все структурные , организационные и содержательные компоненты педагогического процесса. Повышение эффективности учебно – воспитательного процесса, включая его здоровьесберегающий аспект, невозможно силами одного учителя. Поэтому на первом этапе организации работы по оптимизации предлагается :

    • Создание специализированной службы; деятельность которой направлена на психолого – валеологическое сопровождение учеников в процессе обучения и воспитания

    • Как компонент оптимизации Методическая служба, которая бы, работала над проблемой модели учителя как субъекта школы.

    • Творческая группа – для стимулирования творческой активности учителей.

Взаимодействие и содержание работы выше сказанных компонентов регламентируется программой оптимизации педагогического процесса включает:

      • Программу диагностики снижения уровня здоровья;

      • Здоровьесохраняющую программу, включающую мероприятия для учителей, учеников, родителей и администрации школы по профилактике школьных заболеваний, по повышению резервов организма, способствующие выработке индивидуальной стратегии учебного поведения;

      • Систему критериев оптимизации вхождения ребенка в школу: индивидуальных (для учащихся) и системных (для администрации, учителей, родителей)

Программа оптимизации – основной содержательный компонент. Для эффективного решения проблемы здоровьесбережения учитель и ученик должны обладать определенными знаниями. Учителю необходимо владеть знаниями о направлениях оптимизации. Знать возрастные особенности детей, владеть информацией о факторах риска здоровья, уметь пользоваться здоровьесберегающими приемами, методами, технологиями. Ученик должен владеть знаниями о режиме труда и отдыха, о влиянии движений на здоровье, владеть самодиагностикой своего состояния, уметь использовать приемы для снятия утомления, повышения работоспособности.(таб.1)

Последний компонент

  • оценочно – результативный это комплекс показателей, которые позволяют оценить функциональное состояние организма школьников и особенности образовательной среды с позиций системного подхода в ходе мониторинга состояния организма школьников и факторе риска здоровья, анализа сформированности культуры здоровья учителя и ученика и эффективности адаптации к школе.

Предлагаются критерии эффективности здоровьесберегающей модели, затрагивающие основные компоненты педагогического процесса. (таб.2)

На основе принципов оптимизации педагогического процесса, предложена методика реализации здоровьесберегающей модели оптимизации педагогического процесса , состоящая из следующих взаимосвязанных частей:

1.Диагностика исходного состояния школьников и образовательной среды. Анализ полученных результатов позволит определить стратегию индивидуального развития ребенка, выявить факторы риска ухудшения его здоровья, разработать общеклассные и индивидуальные программы, выявить способы оптимизации педагогического процесса.

2.Конструирование работы по здоровьесберегающему наполнению педагогического процесса:

    • создание оптимальных условий для учебной и внеклассной деятельности;

    • организацию системы мероприятий по формированию культуры

    • здоровья и ЗОЖ всех участников воспитательно-образовательного процесса и др.

Основными компонентами задачи создания здоровьесберегающей среды школы также является:

  • оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ученика;

  • оптимизация системы внеклассной и внеурочной деятельности;

  • оптимизация физкультурно-массовых мероприятий, режима двигательной активности;

  • оптимизация системы психолого-педагогического сопровождения;

  • оптимизация психологической помощи родителям;

  • улучшение материально-бытовых условий в школе;

  • достижение эмоционально благополучного микроклимата в школе, классе, на уроке, во внеурочной деятельности;

  • обеспечение развития и роста достижений каждого ученика по достаточному уровню физического здоровья - "Я могу", психологического здоровья - "Я хочу", нравственного здоровья - "Я должен";

  • расширение и углубление знаний о себе, своём здоровье, основахбезопасной жизнедеятельности, ориентированных на формирование общественно значимой системы личностных и социальных ценностей;

  • достижение согласованной деятельности и взаимодействия всех участников целостного образовательного процесса, выстроенной на единых принципах и правилах жизни в школе.

Поэтому:

Нашей общей задачей является привлечение как можно большего количества детей и взрослых  к занятиям физической культурой и спортом. Необходимо выработать  у детей потребность  к систематическим занятиям физическими упражнениями, и если мы этого не сделаем, то все планы на счёт здорового подрастающего поколения останутся всего лишь мечтой.



Приложение.

Таблица 1

Здоровьесберегающее наполнение целостного педагогического процесса



элементы ЦПП

роль учителя

роль ученика

Взаимосвязь педагога с содержанием и средствами образования

Создание разносторонней образовательной среды

Возможность проявлять себя

Взаимосвязь педагога и воспитанников с содержанием образования и между собой

Осуществление индивидуального и

дифференциального подходов,

педагогической поддержки, создание

ситуации успеха, использование

здоровьесберегающих

приемов и подходов, осуществление

профилактической деятельности


Выработка индивидуальной стратегии учебной деятельности

Взаимосвязь педагога и воспитанников не по поводу содержания образования

Осуществление коррекции выявленных нарушений, обучение приемам снятия утомления и повышения работоспособности

Основание приемов снятия утомления и повышения работоспособностями, выбор средств

Взаимосвязь педагога и воспитанников с содержанием образования с использованием различных средств

Индивидуализация домашнего задания

Выбор форм подготовки домашнего задания, использование здоровьесберегающих приемов вне школы

Взаимосвязь педагога с родителями

Знакомство с индивидуальными

особенностями детей и индивидуальными программами, просветительская деятельность

Нормирование режима дня, питания

Взаимосвязь родителей с детьми

Контроль режима труда и отдыха вне школы

Нормирование режима дня, воспитание навыков здорового образа жизни вне школы













Таблица 2


Критерии эффективности здоровьесберегающей модели



компоненты ЦПП

критерии

ученик

Успеваемость



Состояние здоровья школьников


Степень утомления


Сформированность у школьников умений и навыков здоровьесбережения


учитель

Наличие цели и задач сохранения здоровья



Использованиездоровьесберегающих приемо, методов, технологий

Сформированность культуры здоровья


Среда




Наличие здоровьесберегающих условий


Снижение количества факторов риска






















Таблица 3


Критариальное оценивание в основе управления качеством здоровьесбережения в школе.


Составляющие

образовательной среды



Реализация здоровьесбережения как характеристики каждой составляющей образоватеной среды





Комплекс целей и задач

Критериальное оценивание здоровьесберегающего потенциала сформулированных целей и задач

Критерии здоровьесбережения с дескриптоми (уровни) в каждой из позиций ВШК:

  • В содержании мониторинга качества уроков;

  • В содержании мониторинга качества экскурсий;

  • В содержании мониторинга качества педагогического взаимодействия;

  • В содержании мониторинга качества предметных кабинетов


Комплекс субъектов, носителей целей, и связей, описывающих ответственность этих субъектов


Критериальное оценивание здоровьесберегающего потенциала технологий управления качеством образовательной системы.

Каждый субъект реализует управленческие фукции согласно принципам распределенной ответственности.

Такая модель фиксирует организацию, обоспечивая единое, но не спущенное сверху, а интегрированное изнутри пространство смыслов, ресурсов, информации



Комплекс ресурсов






Критериальное оценивание здоровьесберегающего потенциала ресурсов в системе «учитель – ученик» Требования к качеству материальных ресурсов есть в государственных документах (СанПины.ГОСТы, ФГОС). В отношении информационных и методических ресурсов – есть требования к условиям в ФГОС, однако нет подобных дескриптов, описывающих уровневые показатели здоровьесбережения разных педагогических технологий, уровня здоровьесберегающего потенциала приемов, форм деятельности учеников для выбора учителем в каждом конкретном случае для определенного контингента учащихся.





Литература

1.Абаскаков Н.П. Здоровью надо учить Новосибирск 2000г.

2.Зайцев Г.К. здоровье школьников и учителей СПб 1995г.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса М:1982г.

4.журнал Директор школы № 9 2010г.

5.Анастасова Л.П. Кучменко Формирование здорового образа жизни подростков М:2007г.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Оптимизация здоровьесберегающей среды школы.

Автор: Ишимникова Ирина Борисовна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(91) "zdorov-ieformiruiushchiie-i-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "133105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416468525"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ  СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»"
    ["seo_title"] => string(79) "zdorov-iesbieriegaiushchiie-tiekhnologii-v-sovriemiennoi-sistiemie-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "263938"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449614108"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Здоровьесберегающие технологии в условиях Крайнего Севера "
    ["seo_title"] => string(75) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-usloviiakh-krainiegho-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "170289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423533880"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Педагогический совет "Здоровье сберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе" "
    ["seo_title"] => string(119) "piedaghoghichieskii-soviet-zdorov-ie-sbierieghaiushchaia-orghanizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "156500"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421430873"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства