kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека.

Так как гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение, а по возможности и укрепление, здоровья, встает вопрос о значимости здоровьесберегающей деятельности в практике образования.

Целью данной работы является создание условий, способствующих сохранению духовно-нравственного, психического и физического здоровья учащихся, оптимизация условий работы школы по эффективному развитию здоровьесберегающей среды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»»



Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Александровка

Мелекесского района Ульяновской области









«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»









Учитель: Григорьева С.В.






2014 год.


ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение 3

1. Представление о здоровьесберегающих технологиях 4

2. Здоровьесберегающее образовательное пространство школы 8

3. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе 15

3.1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса 16

3.2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников 20

3.3. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения, используемые на уроках и во внеурочной деятельности 26

3.4. Здоровьесберегающие медицинские технологии в школе 33

Заключение 38

Список источников и литературы 39

Приложение 42










Введение


Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека.

Так как гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение, а по возможности и укрепление, здоровья, встает вопрос о значимости здоровьесберегающей деятельности в практике образования.

Целью данной работы является создание условий, способствующих сохранению духовно-нравственного, психического и физического здоровья учащихся, оптимизация условий работы школы по эффективному развитию здоровьесберегающей среды.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  1. изучить и обобщить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни;

  2. выявить факторы риска здоровью в школе;

  3. на основе изучения закономерностей влияния современной школы на здоровье детей определить основные направления деятельности по здоровьесбережению в школе;

  4. рассмотреть способы улучшения среды для внедрения в практику учителя здоровьесберегающих технологий.







Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования.


1. Представление о здоровьесберегающих технологиях.


В основополагающих документах Министерства образования РФ под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся, включающая:

  • реальную разгрузку содержания общего образования;

  • использование эффективных методов обучения;

  • повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

  • организацию мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

  • улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

  • рационализацию досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (Н.К. Смирнов, [28]).

Здоровьесберегающие технологии в школе – это комплексное понятие, к которому относятся и здоровьесберегающие образовательные технологии, и здоровьесберегающие медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. При этом в работе школы системообразующими являются именно здоровьесберегающие образовательные технологии.

По определению В.В. Серикова [11], технология здоровьесберегающей педагогической деятельности переводит воспитание в рамки человекообразу-ющего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова [28], – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина [19], – это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В. Петров [11] понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  • использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

  • учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышле-ния, работоспособности и активности учащихся;

  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

  • использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – минимум и оптимум [28].

Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Не навреди!» – обеспечение условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье. Это аналогично концепции охраны труда, где в качестве деятельности выступает учёба, «производства» – школа, класс, парта, а задача руководителя образова-тельного учреждения и каждого учителя – защитить ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.

Реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.

Таким образом, определение «здоровьесберегающих образовательных технологий» представляется как совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

По сло­вам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [28]. Данные технологии должны удовлетворять следующим принципам здоровьесбережения:

  • «Не навреди!»;

  • приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося;

  • непрерывность и преемственность;

  • субъект-субъектные взаимоотношения (учащийся как непосредственный участник здоровьесберегающих мероприятий);

  • соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

  • комплексный, междисциплинарный подход;

  • успех порождает успех;

  • активность;

  • ответственность за свое здоровье.

Особенности здоровьесберегающего образовательного процесса [20]:

1) ориентация образовательного процесса на сотрудничество;

2) решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения;

3) индивидуальный подход к учащимся в процессе образования;

4) соблюдение паритета образованности и здоровья учащихся.



2. Здоровьесберегающее образовательное пространство школы


Здоровьесберегающее пространство школы объединяет феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик.

Изменения, которые происходят в образовательном пространстве, не столь очевидно и быстро проявляются. Но почти незаметное каждодневное воздействие патогенных факторов, характерных для системы образования, на учащихся и педагогов приводят к постепенному истощению ресурсов здоровья, появлению сначала пограничных, а за тем клинически выраженных нарушений здоровья и дефектов, уже трудно поддающихся восстановлению.

Главные особенности здоровьесберегающего пространства школы представлены тремя положениями:

  1. направленность на процессы и ресурсы педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся (позитивная основа);

  2. формирование и реализация всех усилий по здоровьесбережению с использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся (инноваци-онно-творческая основа);

  3. направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства.

Аносова М.В. [1] представила структуру здоровьесберегающего пространства школы в виде образной модели – шара, состоящего из нескольких феноменологически близких явлений («подпространства»). Основными из них являются: экологическое, эмоционально-поведенческое, вербальное и культурологическое пространства.

Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степени воздействия которых регламентированы в СанПиНах. Кроме того, в педагогическом пространстве существуют элементы, которые оказывают влияние на участников образовательного процесса, но не могут быть регламентированы.

Воздушная среда как один из элементов экологического пространства регламентируется санитарными правилами и нормативами и выражается преимущественно в соблюдении требований поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания помещения класса. Рассматривая воздушную среду с точки зрения здоровьесберегающего образовательного пространства школы, особое внимание уделяется растениям.

Польза выращивания в классах комнатных растений многогранна и связана, прежде всего, с сохранением и укреплением здоровья: обогащают воздух кислородом, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума, фитонциды губительно действуют на болезнетворные микробы. В помещении растения создают психоэмоцио-нальный комфорт, поглощают излучения телевизоров и компьютеров. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются к бережному отношению к природе (воспитательная задача). С помощью комнатных растений удаётся восполнить дефицит общения с природой, который возникает в городах среди однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, не гаснущего часами экрана телевизора или компьютера.

При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия: запах не должен быть очень сильным, отвлекающим; присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций.

Ещё один аспект, актуальный для работы школы по сбережению здоровья учащихся, – профилактика табакокурения. Регулярное упоминание всеми учителями школы в разном контексте о своём внимании к качеству воздуха, приведении ими аргументов о зависимости от этого состояния здоровья, работоспособности повышает действие профилактической программы.

Кроме того, особое внимание в школах следует уделить спортзалам и рекреациям, где дыхание у учащихся активизируется, а также туалетам в связи со спецификой помещения. Количество зелёных растений в школе всегда является критерием реальной заботы администрации об учащихся.

Другим элементом экологического пространства школы является его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через неё – на телесную организацию человека и его здоровье – зрительных образов той среды, в которой человек находится.

Негативное влияние на психику учащихся однообразного убранства большинства классов с преобладанием квадратно-прямоугольных фигур и унылых цветовых гамм слабое, но учитывая длительность пребывания школьников в этом пространстве, эффект постепенно кумулируется. Поэтому для нейтрализации унылости интерьера рекомендуется использовать рисунки, картины, а не только учебно-наглядные пособия и портреты деятелей науки и искусства.

Эмоционально-поведенческое пространство как часть здоровьесберега-ющего пространства школы представлено совокупностью действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:

  • уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

  • характеристики эмоционально-психологического климата в школе в целом, и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;

  • стиль поведения учащихся и учителя на уроке;

  • формы и характер поведения учащихся на переменах;

  • забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.

Отметим несколько моментов, отражающих взаимосвязь этих сторон школьной культуры со здоровьем учащихся и педагогов.

В психофизиологии доказаны тесные связи между характером напряжений различных групп мышц тела человека и его работоспособ-ностью, утомляемостью, эмоциональным состоянием.

Скованность движений, стереотипность поз, наличие мышечных «зажимов» являются свидетельством и одной из причин эмоционального дискомфорта, дезадаптированности, нерациональной траты организмом энергии. Длительное существование таких проявлений, особенно у растущего организма, приводит к их фиксации и развитию стойких патологических синдромов как со стороны опорно-двигательного аппарата, так и других систем и органов (нервной, сердечно-сосудистой). Поэтому не только сгорбленная или «скособоченная» поза ученика должна быть объектом внимания учителя.

Индикатором общего напряжения при письме служит избыточное напряжение кисти руки. Научить писать, не напрягая руку, выполнять специальные упражнения для кисти и самомассаж – всё это поможет сберечь частичку сил на каждом уроке и даст заметный прирост здоровьесбережения. Фактором снижения напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических процессов в организме могут служить музыкально-ритмические занятия, эмоционально-голосовые упражнения антистрессовой направленности (Смирнов Н.К., 1996 г.), хоровые упражнения (например, по методу Огороднова) и другие.

Во время ответа ученика у доски индикаторами его нерационального напряжения служат поза (неестественность телодвижений, неопределенность положения рук, опускает голову), характер голоса, движения пальцев рук. Грань между тренирующим и патогенным воздействием напряжения не очевидна, но опыт и наблюдательность педагога должны подсказать ему правильное решение. Задача – не допустить, чтобы нежелательные привычки закреплялись, мешая подростку реализовать свои возможности, как в школе, так и в дальнейшей жизни.

Следует обратить внимание на то, как держится сам учитель в классе, какие позы для него характерны, как эмоциональное состояние отражается на характеристиках речи, какие мышечные «зажимы» мешают телу, так как даже на подсознательном уровне учитель является образцом для учащихся.

Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах – также важный элемент оценки здоровьесберегающего пространства школы. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах – условие восстановления к следующему уроку.

Еще одна актуальная проблема, тестирующая компетентность учителя, директора школы в вопросах здоровьесбережения – так называемая «канализация агрессии» учащихся педагогическими средствами. Причин для проявления агрессивности в жизни достаточно: стрессы, фрустрации, неудовлетворенность условиями, зависть и т.д. Проявление агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформи-руют ход учебного процесса. Всё это отражается на здоровье как самого «агрессивного» субъекта, так и окружающих его людей. Психологическая грамотность учителя позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации с учётом индивидуального подхода к подростку.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения («хороший смех дарит здоровье»). Улыбка, искренний смех ученика на уроке, с позиций здоровьесбережения, стóит не меньше физкультминутки, это мощный противовес подкрадыва-ющемуся к школьнику состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья. Необходимо помнить и о том, что примитивно-злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию.

Вербальное пространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса. Речь учителя оценивается по таким критериям, как культура речи, чёткость формулировок, последовательность и ясность изложения мысли. Еще один феномен локализуется преимущественно вне класса и связан с культурными традициями как отдельных семей, школ, так и нашей страны в целом. Это речевая культура школьников, формирование которой всегда считалось одной из важнейших задач школы, и которая также должна быть распространена в аспекте здоровьесбережения.

Неэффективность процессов мышления, отражённая в речи, свидетельствует о снижении адаптационных возможностей организма, примитивизации личности, повышенной вероятности принятия ошибочных решений, использовании не лучших образцов поведения. Известна тесная связь этого феномена с уровнем асоциальности, вероятностью криминального окружения, злоупотреблением алкоголем и другими одурманивающими веществами. Употребление ненормативной лексики патогенно действует на психическое здоровье, а также и на соматическое здоровье, благодаря процессам резонансных колебаний клеточных структур.

По данным исследований (2001), выявлены корреляции активного и «привычного» употребления мата:

  • с повышенным уровнем невротизации, «опроблемленности» личности;

  • с повышенным уровнем враждебности, агрессивности к окружающим и соответствующего восприятия социальной среды;

  • с неудовлетворённостью своей жизнью;

  • со сниженной самооценкой;

  • со сниженным уровнем социально-психологической адаптации;

  • с показателями ригидности личности, снижением объёма оперативной памяти и другими социально-психологическими характеристиками.

Главная задача школы видится в том, чтобы воспрепятствовать развитию этой тенденции, направить свои усилия на формирование моды на речевую культуру как составную часть общей культуры человека. Разработанные психолого-педагогические технологии по этой проблеме можно с полным правом причислить к здоровьесберегающим, не только на основе вышеизложенных фактов и доводов, но и потому, что принципы и программы этой работы по большей части совпадают с формированием моды на здоровье как стратегического направления общегосударственной политики в области здравоохранения.

Культурологическое здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов.

Ролевые игры и тренинги, хоровое пение, художественное оформление школы – всё это образовательные формы работы, воздействующие на здоровье человека и имеющие профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Кроме внеурочной воспитательной работы такие формы учебной работы – исключение. Вместе с тем, определённую часть учебного материала, особенно по предметам гуманитарного цикла, можно трансформировать в формы и методы, присущие сфере искусства, например, разыгрывание сценок исторических событий и литературных сюжетов. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся.

Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с историческими, литературными или вымышленными героями – вот лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков. Использование здоровьесберегающих технологий при решении именно воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве.


3. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе


По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу школы можно выделить три степени приверженности школы идеям здоровьесбережения:

1. Использование отдельных методов (нейтрализация недостаточной освещенности, подбор мебели по росту, обеспечение горячим питанием, активизация отдельных здоровьесберегающих воздействий).

2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровью и др.

3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

3.1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса


По мнению ученых, удельный вес влияния отрицательных факторов окружающей среды в школе составляет около 20% и более. Гигиенические требования к детским учреждениям зафиксированы в СанПиН [26], основываются на физиологических изменениях в организме детей в результате взаимодействия их со средой, и составлены с учетом возраста и особенностей организации учебно-воспитательного режима в школе.

Основные факторы, на которые администрации школы и учителям необходимо обращать внимание:

  • действие звуковых раздражителей (монотонных, неприятных, длительно или периодически существующих);

  • воздушно-тепловой режим;

  • естественное и искусственное освещение;

  • цветовая гамма в интерьере.

День ото дня все большую актуальность приобретают гигиенические требования к использованию учащимися персональных компьютеров (ПК): компьютеризация стремительно входит в нашу жизнь, растет число компьютеров в школах, все большей популярностью пользуются они у подростков. Для значительной части городской молодежи работа на компьютере, выполнение домашних заданий, а еще больше – игры, стали привычной формой времяпрепровождения. Эта тенденция развивается, и без компьютера современному образованному человеку на рынке труда в настоящее время не обойтись.

Неблагоприятное воздействие работы на компьютере на здоровье изучено достаточно хорошо. При несоблюдении гигиенических требований вредное воздействие происходит на зрительный анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизическое утомление. Необходимо учитывать также электромагнитное излучение и воздействие ионизирующей радиации.

Воздействие на психику подростков разных возрастов компьютерных игр вызывает беспокойство. Состояние эмоционального напряжения, стресса, в котором пребывают играющие на компьютере, не находит разрядки в физической активности, нарастает потенциал агрессивности, что со временем приводит к различным психосоматическим заболеваниям. На психологи-ческом уровне формируется модель силового достижения цели, разрешения конфликтных ситуаций, что находит выход в противоправном поведении в реальной жизни. Необходимо учитывать этот фактор воздействия на психику ребенка, его здоровья и педагогам, и родителям.

Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности, но с другой увеличивают объем информации, получа-емой учащимися по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.

Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, введения регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления (Приложение 1).

Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать:

  • для учащихся 1 классов – 10 минут,

  • для учащихся 2-5 классов – 15 минут,

  • для учащихся 6-7 классов – 20 минут,

  • для учащихся 8-9 классов – 25 минут,

  • для учащихся 10-11 классов – на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут.

Работа на компьютере должна проводиться в индивидуальном темпе и ритме.

При применении ТСО в младших классах от 3 до 4-6 раз в неделю на том или ином уроке расписания занятий должно строиться так, чтобы в течение учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно вторую сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу первую сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика). Это способствует сохранению работоспособности.

Необходимо регламентировать время передачи, определять наиболее благоприятный тип передачи и структуры ТВ-урока, а также создавать оптимальные условия просмотра ТВ-передач в школе.


Таблица 1. Длительность непрерывного применения аудиовизуальных средств в учебном процессе.

Классы

Длительность просмотра (минут)

диафильмов,

диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 – 2

3 – 4

5 – 7

8 – 11

7 – 15

15 – 20

20 – 25

15 – 20

15 – 20

20 – 25

25 – 30

15

20

20 – 25

25 – 30


Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся отмечается под влиянием:

  • передач длительностью свыше 25-35 мин (в зависимости от предмета);

  • преобладание в передачи слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора;

  • однообразной структуры урока при недостаточном контакте «ведущий – учащийся – педагог»;

  • неблагоприятных условий просмотра телевизионных передач (1 телевизор на класс, расположение учащихся к экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте, плохое качество изображения) и т.д.

Отдельная проблема, требующая организационных решений администрации школ, управлений образования – питание учащихся в школе.

Правильное, рациональное питание – важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте. Факторами, определяющими соответствие питания принципам здорового образа жизни и гигиены питания в организованной форме, можно считать следующие: состав продуктов питания, качество продуктов питания, количество продуктов питания (на один прием пищи, в день, в месяц), режим питания, организация питания.

Для детей школьного возраста желательно распределять рацион не менее чем на 4 приема пищи, три из них должны быть с горячими блюдами. Учитывая, что дома не все дети питаются в достаточном количестве и правильно, школа должна по возможности компенсировать этот пробел в сохранении здоровья ребенка.

В образовательных учреждениях должно быть организовано 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей, но при возможности, желательно, чтобы все дети получали в школе 2-разовое питание. Рекомендуемый состав питания описан в многочисленных инструкциях и руководствах.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятель-ности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать утомление.

Гигиенические условия урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя: обстановка и гигиенические условия в классе, виды учебной деятельности, их продолжительность и смена, виды преподавания, использование методов, способствующих активизации инициативы и творче-ского самовыражения самих учащихся, позы учащихся и т.д.


3.2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников


Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья.

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • нагрузка от дополнительных занятий в школе – факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

  • занятие активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).

Шкала трудности предметов для младших классов: математика (8 баллов), русский язык (7), природоведение (6), литература (5), история (4), рисование и музыка (3), труд (2), физкультура (1).

Шкала трудности предметов для старших классов: математика, русский язык (11 баллов); иностранный язык (10); физика, химия (9); история (8); родной язык, литература (7); естествознание, география, ОБЖ (6); физкультура (5); труд (4); черчение (3); рисование (2); пение (1).

Утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (слож-ностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учеб-ными элементами, эмоциональным состоянием учащихся. Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить трудные уроки подряд (физика→математика→иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (история→математика→география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня.

Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – во вторник и в среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности: вначале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления).

В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегчен-ным, т.к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу. По окончании периода высокой работоспособности рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.

В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утрен-няя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше видов трудовой деятель-ности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так занятия в спортивных секциях и танцевальных кружках сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.

Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распростра-ненных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте – все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии.

Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов: сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки, и только единичными уроками физкультуры и краткими прогул-ками этот объем не восполнить. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна (таблица 2).

Био­логическая потребность школьника в движении реали­зуется посредством ежедневной двигательной активности в объеме не менее 2-х часов и включает утреннюю и гигиеническую гимнастику перед началом учебных занятий (8-10 гигиенических упражнений); физкультминутки (паузы) на уроках (3-4 упражнения, корригирующего ха­рактера); подвижные игры на переменах с младшими школьниками; спортивный час в продленном дне; вне­классные спортивные занятия; общешкольные соревно­вания и дни здоровья; самостоятельные занятия физкуль­турой.



Таблица 2. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов.

Классы

Уроки физкуль-туры в неделю

(час)

Внеклассные формы занятий в неделю: спортсекции, кружки физкультуры, группы ОФП (час)

Общешкольные

мероприятия

Самост. занятия физкульту-рой не менее (мин)

Участие в соревнованиях в учебном году (раз)

Дни здоровья и спорта

I

2

1,1

6-8

Е

10-15

II

2

1,3

6-8

Ж

15-20

III

2

1,3

6-8

Е

15-20

IV

2

1,3

6-8

М

15-20

V

2

1,3

8-9

Е

20-25

VI

2

1,3

8-9

С

20-25

VII

2

2

8-9

Я

20-25

VIII

2

2

8-9

Ч

20-25

IX

2

2

8-9

Н

25-30

X

2

2

10

О

25-30

XI

2

2

10


30-35


Обязательные занятия по физическому воспитанию осуществляются в форме уроков, проводи­мых под руководством преподавателя физкультуры.

Утренняя гимнастика включает 6-7 упражнений с повторением 6-7 раз. Выполняются упражнения в виде разного рода ходьбы, затем потягивания, упражнения для мышц живота и спи­ны, для рук, плечевого пояса, маховые упражнения для рук и ног, подскоки и, наконец, дыхательные упражнения.

Гимнастика до уроков на про­тяжении 5-10 минут дополняет утреннюю гимнастику, выполняется для подготовки ре­бенка к урокам.

Оздоровительные минутки – это только часть сис­темы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Школьные занятия, сочетающие в себе психиче­скую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках учителем в классе физкультурных минуток (ФК) для снятия локального утомления и общего воздействия. Для их проведения мож­но использовать различные предметы и подручные средст­ва. Упражнения, которые можно использовать для двига­тельных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволяет развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребен­ка, так и его двигательную активность (Приложение 1).

Физкультминутки можно разделить на несколько групп: динамические (движения, помогающие снять напряжение и усталость с различных отделов позвоночника, пальчиковая гимнастика, самомассаж активных точек); зрительные; дыхательные; ритмические (танцевальные, с прихлопами, с притопами и т.п.); психологические (игровая функция, направлены также на развитие внимания, памяти, воображения, мышления).

Анализ научно-методической литературы и практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1 – правильная организация урока. Это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне, а также возможность научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ, формируя при этом у него мотивацию к познанию, обучению. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. В соответствии с этим критерием, организация урока должна обязательно включать три этапа: 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы; 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2 – использование каналов восприятия. Различают аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие информации. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3 – учет зоны работоспособности учащихся. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4 – распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности (таблица 3).

Эффективность усвоения знаний учащихся в тече­ние урока такова:

5-25-я минуты – 80%; 25-35-я минуты – 60-40%; 35-40-я минуты – 10%.


Таблица 3. Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап.

Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2-й этап.

Максимальная работоспособность

20-25 мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом.

3-й этап.

Конечный порыв.

10-15 мин.

Небольшое по­вышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного


Практически все исследователи сходятся во мне­нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление – возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работо-способности, в неспецифических изменениях физиологичес­ких функций и в субъективном ощущении усталости. Отрицательное влияние на организм оказывает только постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Исследователями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний [1]. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы способствуем здоровьесбережению.



3.3. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения, используемые на уроках и во внеурочной деятельности


Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстри-рующих то или иное явление, закон; и прием использования пословиц при изучении различных понятий.

Введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Одним из важнейших аспектов является создание благоприятного психологического климата на уроке, обеспечение психологического комфорта школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологи-ческих барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить техно-логии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференциро-ванного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока;

  • использование проблемных творческих заданий;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоя­тельному использованию разных способов вы­полнения заданий;

  • применение заданий, позволяющих ученику са­мому выбирать тип, вид и форму материала (сло­весную, графическую, условно-символическую);

  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти техноло-гии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспе-чить наибо­лее комфортные условия каждому ученику, учесть индиви-дуальные особенности каждого ребенка, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей педагогику сотрудничества, – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач педагогики сотрудничества – формирование положительной Я-концепции личности подростка.

Технологии развивающего обучения строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классифи-кационные характеристики технологии развивающего обучения, разработан-ной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая фило-софская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения [27]. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в технологии развивающего обучения характер оценки учебной деятельности.

Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В.В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификацион-ных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Важной отличительной особенностью данной технологии является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

Технология психологического сопровождения учебной группы разрабо-тана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым [11] как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.









3.4. Здоровьесберегающие медицинские технологии в школе


Под здоровьесберегающими медицинскими технологиями в школе понимается совокупность медицинских приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, прописанных в действующих СанПиНах и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов.

Программа здравоохранения в школе включает 7 основных модулей:

1) образование детей в сфере здоровья;

2) программы и практические руководства по физической активности;

3) школьное питание;

4) медицинские услуги в школе;

5) психологическое и социальное консультирование;

6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения;

7) активное участие семьи и общества.

В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков (эталон здоровья школьников) [8]:

  • соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);

  • гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

  • быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);

  • высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

  • отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

Профилактика отклонения здоровья и возникновения заболеваний школьников ведется в трех направлениях:

  1. организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся;

  2. повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры;

  3. дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.

Медицинская сестра школы осуществляет:

  • контроль за со­блюдением гигиенических норм и организацией учебно­-воспитательного процесса;

  • оказывает помощь учителям в распределении учебных мест в соответствии с их ростом и состоянием здоровья школьников;

  • системати­чески контролирует правильность составления расписания уроков и его выполнения, следит за тем, чтобы число учебных часов в течение дня и недели соответствовало установленным возрасту нормам;

  • осуществляет медицинский контроль над физическим воспитанием;

  • контроль над физическим здоровьем и развитием школьников;

  • осуществляет динамическое наблюдение за со­стоянием здоровья и течением основного заболевания у детей с заболеваниями;

  • проводит консультирование семьи и педагогических ра­ботников по вопросам, связанным с жизнью и обучением ребенка с хроническими заболеваниями.

Важным условием для правильного проведения физического воспитания школьников является осуществление медицинского контроля, включающего:

  • систематическое проведение динамических наблю­дений за здоровьем и физическим развитием детей;

  • определение группы занятий физкультурой, для до­пуска к занятиям в спортивных секциях, для участия в ту­ристических походах и соревнованиях;

  • медико-педагогическое наблюдение за уроками физкультуры, физкультурными паузами, секционными за­нятиями и соревнованиями;

  • санитарно-гигиеническое наблюдения за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту и устранение замеченных недостатков;

  • наблюдение за занятиями специальных групп по физической культуре;

  • санитарно-просветительную работу по вопросам физвоспитания;

  • профилактику травматических повреждений и ока­зание первой помощи пострадавшим.

Оздоровительные и корригирующие мероприятия в условиях современных общеобразовательных учреждений.

Профилактика и коррекция «школьных болезней» (близорукость, нарушение осанки, миопия и др.) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используются занятия с офтальмотренажёром, специальная гимнастика для снятия зрительно­го напряжения. Деятельность медицинской сестры по профилактике и прогрессированию миопии заключается в составлении списков детей, подлежащих оздоровлению, постоянном контроле по рассаживанию детей в классе, по соблюдению светового режима, за ношением детьми очков в школе, за проведением специальной гимнастики для глаз, подготовке рецептов и индивидуальных рекомендаций родителям.

Для профилактики коррекции нарушения осанки используется корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Для коррекции осанки проводятся занятия лечебной физкультурой в школе и дома, игры, способствующие улуч­шению осанки, оздоровительный массаж. Медицинская сестра осуществляет постоянный контроль за организаци­ей занятий по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, санитар-ным состоянием помещения, в котором проходят занятия, правильной осанкой ребенка на уроках в классе, соответствием обуви, за выполнением «домашних заданий», проводит индивидуальные консультации с родителями.

Профилактика отклонений здоровья у детей группы риска обеспечивается дифференцировкой режима обуче­ния; включающего обязательную ежедневную утреннюю гимнастику или прогулки до начала занятий в школе дли­тельностью 30 минут; выполнение физкультпауз длитель­ностью 2-3 минуты при самоподготовке дома; пребывания на воздухе не менее 3-5 часов в день для учащихся 1-4 классов и 3-х часов для среднего и старшего возраста, по­сле уроков и перед сном; 5-разовое питание; формирова­ние у детей умений сохранять и укреплять здоровье. Дети с хронической патологией нуждаются в регулярном наблю­дении специалистами лечебно-профилактического учреждения. Профилактические мероприятия в отношении их проводятся в соответствии с рекомендациями специали­стов, у которых они состоят на учете.

К группе высокого риска развития заболеваний, обу­словленных «школьной дезадаптацией», которая включает в себя любые затруднения, возникающие в процессе школьного обучения. К симптомам дезадаптации относят агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность, неуверенность, повышенную возбудимость, конфликтность, частые эмоциональные расстройства, завышенную самооценку, затруднения в учебе, различные нарушения школьных форм поведения. Эти де­ти нуж­даются в дополнительных лечебно-профилактических ме­роприятиях, направленных на ликвидацию имеющихся факторов риска.

Дети, находящиеся на диспансерном учете освобож­даются от факульта-тивных учебных занятий, строго выполняют рекомендации по выполнению домашних заданий, освобождении от переводных и выпускных экзаменов по решению врачебно-контрольной комиссии поликлиники.

Одним из основных разделов работы медицинского персонала школ является контроль над физическим здоровьем и развитием детей школьного возраста.

Результаты антропометрического и других прове­денных обследований медицинская сестра записывает в индивидуальную карту ребенка (ф. №26), а у старше­классников также на вкладном листе к меди­цинской карте подростка (ф. № 25-ю). По окончании осмотра уча­щихся медсестра просматривает индивидуальные карты учащихся и составляет «Листок здоровья», знакомит классного руководителя с результатами и рекомендациям врача (медицинская группа для занятий физкуль­турой, необходимость ношения очков и другие назначе­ния).

Медицин­ская сестра школы является основным помощником школьного врача в организации и проведении обследова­ния школьников.

На медицинскую сестру образовательного учрежде­ния возлагаются следующие функциональные обязанно­сти:

-организация медицинского обеспечения детей;

- первичная профилактика;

- контроль за питанием детей;

- контроль за организацией физического воспитания;

- гигиеническое воспитание в детском коллективе;

- иммунопрофилактика;

- ведение документации;

- проведение диспансеризации;

- анализ состояния здоровья детей (группы здоровья).

Медицинский персонал школы осуществляет дина­мическое наблюдение за состоянием здоровья и течением основного заболевания, проводит консультирование семьи и педагогических работников по вопросам, связанным с жизнью и обучением ребенка с хроническими заболеваниями.



Заключение


Внедрение здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях на современном этапе требует не просто разработку и внедрение разовых или узкоспециализированных мероприятий, а системный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности выполняет свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен, и только их содружественная деятельность может обеспечить реальный успех здоровьесберегающих мероприятий.

Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, являются система воспитания и обучения, включающая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Поэтому перед коллективом школы в этом учебном году были поставлены следующие задачи:

- обеспечить выполнение законодательства по охране здоровья детей в образовательном учреждении;

- обеспечить безопасные условия жизнедеятельности детей и других участников образовательного процесса;

- создать условия для комплексного решения медико-социальных и психолого-педагогических проблем детей;

- организовать работу, направленную на повышение двигательной активности детей;

- формировать потребность в здоровом образе жизни;

- проводить мероприятия по профилактике вредных привычек;

- внедрять в учебный процесс технологии здоровьесберегающей направленности;

- проводить работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Список источников и литературы


  1. Агишева Т.И. Здоровье современных подростков и здоровьесберега-ющие технологии в школе. – Ставрополь: СГУ, 2003.

  2. Богдан Н.В., Клестова О.А. Особенности здоровьесбережения в совре-менном образовательном процессе. // Педагогические науки, №1, 2004. – С.15-17.

  3. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. – М.: КноРус, 2008. – 480 с.

  4. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование, № 2, 2001. – С.167-169.

  5. Жуков О.Ф. Направления профессиональной подготовки учителя к здоровьесберегающей деятельности. – Рубрика «Школьное образование», статья от 04.02.2010 г. – http://www.portalus.ru/modules/shkola

  6. Заенчик В.М., Сергеева О.В. Эколого-валеологический компонент в образовательной области «Технология» // Школа и производство, №3, 2001. – С.10-13.

  7. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. – М.: Триада-Фарм, 2002. – 114 с.

  8. Здоровьесберегающие технологии в практике медицинской сестры детского дошкольного учреждения и школы. / Под ред. З.Е. Сопиной. – Раменское: МОМК № 2, 2007. – 350 с.

  9. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 г.

  10. Копёнкина Л.В. Организация образовательной деятельности по формированию здоровьесберегающей среды школы. – ОблИУУ, 2005. – 62 с.

  11. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе. – Сайт «Вопросы Интернет-образования» http://center.fio.ru/vio/vio_site/cd_site/
    Articles/archive.htm

  12. Кучма В.Р. О проблемах сохранения здоровья школьников. // Матери-алы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей» — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002; сайт «Центр развития межличностных коммуникаций» http://www.ruscenter.ru/230.html .

  13. Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы. – М.: Академия, 1997.

  14. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.

  15. Малышев К.Б. Психология управления: научно-методическое пособие для вузов. – М.:ПЕР СЭ, 2000 – 144 с.

  16. Менеджмент образования. / Под ред. А.П.Егоршина / – М.: Логос-М, 2009. –308 с.

  17. Моисеев А.М. Проектирование систем внутришкольного управле-ния. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 384 с.

  18. Наводничая А.Р. Здоровьесберегающие технологии в воспита-тельной работе школы. / НОУ «Центр образования «Школа Здоровья «САМСОН» – Методический сборник, №14, 2009.

  19. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования / Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380 с.

  20. Письмо Минобразования РФ «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии» от 26.08.2002 г. № 13-15-104/13. – http://www.pravoteka.ru/ pst/908/453535.html

  21. Приказ Минобразования РФ «Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2002 г. №1418.

  22. Письмо Минобразования РФ от 30.10.2003 № 26/4100-6 «О приве-дении в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях».

  23. Поташник М.М. Управление развитием школы: пособие для руково-дителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.

  24. Разработка и моделирование единого здоровьесохранного образовательного пространства в образовательном учреждении // Управление школой, №10, 2002.

  25. Рубцов В. Возрастной подход к обучению и воспитанию как условие создания и использования здоровьесберегающих технологий. // Материалы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей» — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002; http://www.ruscenter.ru/230.html .

  26. СанПиН 2.4.2.1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

  27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  28. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.













Приложение 1.

Комплексы упражнений для проведения физкультминуток


Физкультминутки (ФМ) общего воздействия комплектуются из упраж­нений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.


ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1-2 – ­отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – го­лову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4­-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы на­право, 2 – и. п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повто­рить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом ле­вую руку завести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п., 3 – то же правой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.


ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – правую ру­ку вперед, левую вверх, 2– переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить впе­ред, 3-4 – локти назад, прогнуться. Пов-торить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И. п. – сидя, руки вверх, 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаб­ленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


ФМ для снятия утомления с туловища.

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову, 1 – рез­ко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – руки вниз и расслабленно потря­сти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь, 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и. п., 5-8 – то же в другую сторо­ну. Повторить 6-8 раз. Темп средний.


Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма.

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообра­щения:

И.п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы на­право, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5­ – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц

И.п. – сидя, руки подняты вверх, 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища:

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову, 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

4. Упражнения для мобилизации внимания:

И.п. – стоя, руки вдоль туловища, 1 – правую руку на поясе, 2 – левую руку на поясе, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плеча, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 –медленный.


Комплекс упражнений гимнастики глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокой­но, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-6 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указа­тельного пальца вытянутой руки влево и вперед, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Автор: Григорьева Светлана Владимировна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 263938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Формирование валеологической культуры старших дошкольников с использованием современных здоровьесберегающих технологий». "
    ["seo_title"] => string(142) "formirovaniie-valieologhichieskoi-kul-tury-starshikh-doshkol-nikov-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "237653"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444364137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья  "Современные здоровьесберегающие технологии в образовании" "
    ["seo_title"] => string(79) "stat-ia-sovriemiennyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "169449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423409486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках башкирского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na_urokakh_bashkirskog"
    ["file_id"] => string(6) "358272"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479007386"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Современные тенденции развития здоровьесберегающих технологии в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(86) "sovriemiennyie-tiendientsii-razvitiia-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "179497"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425023181"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Использование здоровьесберегающих технологийв детском саду "
    ["seo_title"] => string(73) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "242148"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445406089"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства