kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная организация труда школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: -дать понятие учащимся  о памяти как о фундаменте умственной деятельности человека, о видах памяти и ее феноменальных возможностях;

-провести различные виды тренинга на определение объема кратковременной памяти, развитие оперативной и слуховой памяти.

Ход классного часа (высказывания великих людей можно вывести на экран):

Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и, ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время (Ф. М. Достоевский).

Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их (Сенека-младший).

Голова без памяти, что крепость без гарнизона (Наполеон).

Не встретишь человека, жалующегося на свой ум, однако, люди, жалующиеся на свою память, не такая уж редкость (Ларошфуко).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная организация труда школьника»

Научная организация труда учащихся.

Классный час «Память» для учащихся 7-9 классов

Цель: -дать понятие учащимся о памяти как о фундаменте умственной деятельности человека, о видах памяти и ее феноменальных возможностях;

-провести различные виды тренинга на определение объема кратковременной памяти, развитие оперативной и слуховой памяти.

Ход классного часа (высказывания великих людей можно вывести на экран):

Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и, ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время (Ф. М. Достоевский).

Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их (Сенека-младший).

Голова без памяти, что крепость без гарнизона (Наполеон).

Не встретишь человека, жалующегося на свой ум, однако, люди, жалующиеся на свою память, не такая уж редкость (Ларошфуко).

Слово учителя: Человек! Сколько сокровенного и таинственного, великого и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, хорошего и плохого кроется под этим магическим словом. И в зависимости от того, какие из этих сторон будут проявляться больше, тем он и станет. Каждый человек есть уникум! И пожалуй, среди 6 миллиардного населения планеты не найдешь двух одинаковых. У каждого есть свои способности. Однако в одном все люди сходятся - в стремлении к счастью, успеху, в желании быть значимым, уважаемым, обеспеченным. Это все само собой не приходит. Для достижения этих целей личность должна выработать в себе соответствующие качества и отвечать требованиям новой эпохи, информации. Дорога к успеху проходит через постоянную работу над собой, и развитие тех способностей, которые когда-то возвысили нас над мамонтами.

Мы будем сегодня говорить о памяти, о развитии памяти. Ведь память является фундаментом умственной деятельности.

Сначала уясним предмет нашего интереса. Психологи определяют память как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Видов памяти и форм ее много. К видам памяти относятся наследственная и прижизненная. Первое – это в основном инстинкты. Она не зависит от условий жизнедеятельности. Прижизненная память – это хранилище информации, полученной с момента рождения и до смерти. На них подробно останавливаться не будем, отмечу только, что предела человеческой памяти нет! Не существует! Психологи говорят: объем долговременной памяти практически не ограничен, также не ограничено и время хранения информации в ней.

Являясь фундаментом умственной деятельности, память, при умелом использовании, может служить человеку верой и правдой, демонстрируя порой фантастические возможности.

Несколько лет назад крупнейший современный математик и кибернетик Фон Нейман сделал сенсационное сообщение. Его расчеты показали, мозг человека может вместить всю информацию, содержащуюся в млн. томов крупнейшей в мире библиотеки имени Ленина в Москве. Это сообщение должно убедить нас в том, что мы имеем такую возможность, а так называемая «природная феноменальность» заключается в умении извлечь это сокровище из тайников нашего мозга. Вот несколько подтверждений.

Ученик: Юрий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат - до 30 тыс. человек. Этими же способностями обладал Ганнибал. Сенека, философ и поэт Др. Рима – мог повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных только раз. Гениальный математик Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до 100. Академик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Великий русский шахматист Алехин мог играть «вслепую» по памяти с 30-40 партнерами.

Эти люди жили в разных эпохах и запоминали они разное, однако их общим знаменателем было одно – выдающаяся память. Очень часто в газетах и журналах появляются сообщения о чудо-математиках. Вот одно из них.

Ученик 1: Шакунтала Деви родилась на юге Индии. Детство было трудное- в семье 12 детей. В 5 лет она поражала всех умением мгновенно производить сложнейшие математические расчеты в уме. Уехав в другой город поступила в женский колледж. Учеба давалась нелегко. Она дважды провалилась на экзаменах, не связанных с математикой. Неудачи не оставили ее. Она мечтала о науке. Чтобы продолжить учебу нужны были деньги и Шакунтала решила заработать их. Предприняв поездку по стране с показательными выступлениями. Деви решает сложнейшие задачи, с поразительной быстротой извлекает корни 5, 6, 7 степени. Но одновременно прогрессирует и вычислительная техника. Теперь во время поездок ей приходится соревноваться в скорости расчетов с ЭВМ. В Сиднейском университете она опередила несколько компьютеров.

Ученик 2: Присутствовавший на этом состязании австрийский математик Торнтон заявил: «страшное зрелище, я никогда не подозревал, что человеческий мозг способен достичь таких высот» .

Ученик 3: Деви говорит: «Я хочу, чтобы мои способности приносили пользу. Я помогла индийскому банку выверить и свести миллиардные балансы, сэкономить целые дни работы многочисленного штата экономистов и др. работников».

Ученик 4: А вот еще одна заметка: преподаватель Горьковского университета Игорь Шелушков скороговоркой прочитывает стихи, не задумываясь, сообщает, сколько букв или слогов в большом отрывке, какая буква в этом отрывке 103-я по счету и т. д. Но окончательно он сразил проверяющего, когда за 35 сек. извлек корень 68-й степени из числа 256781345632181234428448269421348 (число выведено на экран).

Ученик 5: Русский артист цирка Арраго не один десяток лет удивлял народ математическими способностями. Однажды на гастролях в Киеве профессор Рузский предложил Арраго извлечь корень из астрономического числа 485765786891. Обычно он решал за 40 секунд. А тут он считал дольше обычного. Цифры проносились вихрем в его мозгу, он обливался потом. Но корень не извлекался. Арраго спросил профессора, правильно ли он назвал число, извлекается ли из него корень без остатка. Профессор: Да! Да! Арраго после повторных вычислений раздраженно сказал: вы ошибаетесь профессор, вместо последних цифр 891 должны стоять 961. Тогда остатка не будет. Профессор: Я хотел затруднить вам работу.

Слово учителя: Известный советский психолог Александр Романович Лурия в течение 30 лет исследовал феноменальные возможности памяти Шерешевского (он был репортером газеты). Редактор газеты отправил его к тогда еще молодому психологу проверить память. Редактор недоумевал, как Шерешевский ухитряется, ничего не записывая, запомнить слово в слово все его поручения и интервью. Лурия был сбит с толку. Никаких пределов память Шерешевского не имела. Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, букв, которые медленно зачитывал, либо давал прочитать. Ш. в точном порядке воспроизводил этот ряд. Я увеличил число – 30, 50, 70 слов. Это не вызывало затруднений. Ему не нужно было заучивание. Обычно закрывал глаза или смотрел в одну точку. Опыт показал, что с такой же легкость он мог воспроизвести длинный ряд в обратном порядке – от конца к началу. Он мог легко сказать какое слово следует за названным, какое было перед названным. Экспериментатор растерялся. Увеличение ряда не приводило Ш. не к какому возрастанию трудности и приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ. Ш-му. были назначены вторая, третья встречи. За ними целый ряд встреч. Некоторые встречи друг от друга отделялись годами. Оказалось, что память Ш. не имеет ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов. Он с успехом и без заметного труда, может воспроизвести любой длинный ряд слов, представленный ему неделю, месяц, много лет назад. Некоторые из таких опытов с успехом были проведены спустя 15-16 лет !! после первичного запоминания ряда и без всякого предупреждения. Ш. вошел в историю как редчайший феномен, наглядно доказывающий. Безграничность человеческих возможностей.

Исследуя память, ученые выделяют два ее вида: кратковременную и долговременную. Чтобы запомнить что-либо на длительное время, необходимо неоднократное повторение информации. Переход от кратковременной памяти требует около получаса. То, что мы запоминаем «сходу» и тут же повторяем- это составляет кратковременную память. У нормального взрослого человека объем ее имеет вполне определенное значение: если назвать 7-9 слогов, букв или цифр, то он способен повторить их без ошибки. Чтобы повторить 12 слов- требуется уже 17 повторений. Запомнить 24 слога можно только после 40 повторений.

Практическая часть занятия (Упражнения на развитие кратковременной, слуховой и оперативной памяти) См. приложения

Слово учителя: Развитие памяти, разработка разных приемов запоминания приобретает все большую популярность именно в наше время, когда созданы совершеннейшие компьютеры. Создание самой умной ЭВМ не снизит требований к человеку в деле развития его способностей. Но если будет создана супер ЭВМ, которая возьмет на себя все творческие функции людей, то это будет тотальная катастрофа и гибель всего человечества. Человека создал труд, и только труд, как умственный, так и физический.И если компьютеры будут за него думать и производить все работы, то ему не остается ничего кроме медленного деградирования. И эта эволюция вниз потребует намного меньше времени по закону энтропии, нежели эволюция вверх. Пусть никто не надеется спрятаться за спиной компьютера.

Приложения.

  1. Упражнение на развитие кратковременной памяти.

Цель: определить объем кратковременной памяти

Вы должны запомнить за 20 сек. и записать как можно большее количество чисел. Внимание! Начали !

Оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти-10 единиц, средний уровень-6-7 единиц.

15

39

87

23

94

65

79

46

83

19

94

52



2.Упражнение на развитие слуховой памяти.

«Запомни 20 слов». В течение 1-й минуты зачитывается 20 слов и предлагается их запомнить. Слова читаются один раз!

Полотенце, телевизор, лампа, виноград, колготки, дырка, семечки, таблетка, настроение, фантик, парта, гнездо, змея, огурец, солнце, пень, часы, форма, ведро, заяц.

Восстановите в памяти слова и запишите их. Постарайтесь не перепутать порядок слов. Сравните свой ответ со списком слов. Если слова нет или оно не на своем месте – это ошибка. Посчитайте их. Посмотрите сколько баллов вы набрали?

Записано на доске:

Нет ошибок- 10 баллов

1-2----9б 11-12----4б

3-4----8б 13-14-----3б

5-6----7б 15-17----2б

7-8----6б 18-20----1б

9-10---5б

Совет: чтобы запомнить не связанные между собой по смыслу слова, придумайте к этим словам рассказ. Если он получается интересным, то сохраняется в памяти на всю жизнь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научная организация труда школьника

Автор: Егорова Валентина Юрьевна

Дата: 11.11.2018

Номер свидетельства: 484878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Научная организация труда школьника в современных условиях "
    ["seo_title"] => string(69) "nauchnaia-orghanizatsiia-truda-shkol-nika-v-sovriemiennykh-usloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "178574"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424857224"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Современные средства обучения образовательной области "технология" "
    ["seo_title"] => string(76) "sovriemiennyie-sriedstva-obuchieniia-obrazovatiel-noi-oblasti-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "130774"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415987195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""Современные средства обучения образовательной области "технология"" "
    ["seo_title"] => string(78) "sovriemiennyie-sriedstva-obuchieniia-obrazovatiel-noi-oblasti-tiekhnologhiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "130790"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415988357"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Организация условий научно-исследовательской работы учащихся по экологическому образованию и воспитанию "
    ["seo_title"] => string(120) "orghanizatsiia-uslovii-nauchno-issliedovatiel-skoi-raboty-uchashchikhsia-po-ekologhichieskomu-obrazovaniiu-i-vospitaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "217333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433315400"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Ковровая вышивка - часть декоративно – прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности". "
    ["seo_title"] => string(113) "kovrovaia-vyshivka-chast-diekorativno-prikladnogho-iskusstva-formiruiushchaia-navyki-funktsional-noi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "181827"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425399000"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства