Научная организация труда школьника в современных условиях
Научная организация труда школьника в современных условиях
Научная организация труда школьника в современных условиях
1. выступление на родительском собрание, педагогическом совете.
2. презентация
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная организация труда школьника в современных условиях »
Научная организация труда школьника в современных условиях
Ценева Е.В.
Научная организация труда школьника в современных условиях
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.
Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.
Организация труда школьника является исключительно важной и актуальной проблемой.
Во-первых, ученик ещё не имеет опыта в труде и учении
Во-вторых, ученика не обучали умению учиться - труд школьника часто направлен на получение готовых знаний, а не на поиск неизвестного.
В-третьих, надо помнить, что ученик - не пассивный объект в обучении.
Ребёнка следует сделать активным добытчиком знаний и вооружить специально разработанной методикой, помогающей заниматься самообразованием.
В-четвёртых, правильная организация учебного труда школьника помогает решить проблему охраны здоровья.(сл1-4)
Для школьника важно овладеть в совершенстве умениями и навыками учебного труда.
Умения и навыки учебного труда (сл5)
Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца.
Важно выработать у себя чувство времени. Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью двести слов в минуту, находить в словаре нужное слово за 15 секунд.
Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона кабинета, музыкальный фон, дружеские отношения в классе.
Очень важна ритмичность – равномерный темп работы, чередование труда и отдыха.
Труд и отдых – верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. В основе отдыха должна лежать активная деятельность – движение, снимающее усталость.(сл6)
Как же отдыхать по-настоящему, исходя из принципов НОТ?
Помните, ничто так сильно не утомляет, как безделье. Ищите разумное и интересное применение своим силам.
Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда на другой.
Умело втягивайтесь в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного.
Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и времени, строгой дозировки работы, умения подвести итог.(сл7-9)
Чтобы легче работалось, надо научиться учиться, то есть, овладеть наиболее рациональными умениями и навыками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с книгой и особенно мышления и памяти.(10)
Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а распределите по частям во времени.
Сосредоточьте внимание на главном. Помните слова А.В. Суворова: «Небрежный человек все делает вдвойне».
Опасный враг школьника – невнимательность. Невнимательный ученик не может быстро сосредоточиться, пропускает важное, забывает нужное.
Вниманиеможет быть произвольное (вызванное усилием воли) и непроизвольное (внимание поддерживается без всяких усилий).(сл11)
Как развивать произвольное внимание?
Ясно представьте себе цель работы, а также пути и средства достижения цели.
Свяжите полученные знания в цепочку, чтобы ничего не было забыто.
Устойчивости внимания помогут записи в тетради.(сл12)
Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения.(сл13)
Виды памяти: слуховой, зрительный, моторный.
Старайтесь пользоваться всеми тремя видами одновременно.
Отбирайте для запоминания только важное, существенное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив.
Мышление- процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.(сл14)
Мыслительные операции:
- анализ (расчленение на составные части);
- синтез (соединение отдельных частей в единое целое);
- абстракция;
- конкретизация;
- обобщение;
- сопоставление;
- установление причинно-следственных связей.
Воображение(сл15)
Воображение — это психический процесс, состоящий не только из воспроизведения ранее виденных картин, но и из создания новых образов на основе самых причудливых комбинаций.
Как развивать воображение(сл16)
Воображение — это мысленное создание тех картин, звуков, запахов, вещей, явлений, которые человек раньше не воспринимал, не видел и не слышал
Воображение бывает творческое и воссоздающее.
Творческое воображение характеризуется новизной и оригинальностью возникающих у человека образов.
Воссоздающее вообажение опирается на словесное описание, на условное изображение (схему, модель). (сл17)
Развитие воображения (сл18)
Развитию воображения помогает тематический подбор стихотворений и художественной прозы, которые с наибольшей силой и полнотой выражают прекрасное.
Особую ценность для развития воображения имеет музыка и поэзия. Слушая музыку или выразительно читая стихотворение, старайтесь наслаждаться не только мелодией музыки и слов, но и внутренним видением образов, вызванных музыкой и словами.
Роль и место ученика на уроке (сл19)
Основатель гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили главное место в процессе обучения отводит урокам, как ступенькам восхождения.
Урок складывается из определенных этапов, на каждом из которых ученик должен ясно представлять свою роль и место.
Роль и место обучающегося на уроке(сл20-22)
Этапы урока
Задача ученика
I этап
До звонка
Приготовьте к уроку все учебные пособия и стоя встречайте учителя в знак уважения к нему и к уроку.
II этап
Постановка целей и задач урока
Внимательно прослушайте тему урока и учебную цель. Запишите это в свою тетрадь и на протяжении всего урока следите за тем, как осуществляется поставленная цель.
III этап
Опрос домашнего задания
Внимательно слушайте вызванного ученика и про себя оценивайте (рецензируйте) ответ. Он должен быть обдуманным, кратким и по существу.
Отвечать надо достаточно громко, внятно, уверенно.
В конце ответа нужно сделать вывод (обобщение).
IV этап
Изложение учителем нового материала
Внимательно слушайте и наблюдайте, осмысливайте и выделяйте главное, запоминайте учебный материал, кратко (конспективно) записывайте лекцию учителя в тетрадь.
Все, что непонятно, тут же спрашивайте учителя.
V этап
Домашнее задание
Вы должны подробно записать все, что задано.
Знать, где найти нужный материал, и ясно себе представлять, в какой последовательности будете выполнять задание дома.
VI этап
Закрепление полученных на уроке знаний
Твердо помните, что знание правил, законов, понятий будет надежным только тогда, когда найдете им применение на практике, закрепите путем тренировки.
Как научаться слушать и записывать.Одним из основных источников знаний остается школьный учебник.(сл23-24)
Слушание — это труд творческий, в процессе которого надо одновременно понимать, запоминать, выделять главное и отбрасывать второстепенное, живо представлять в своем воображении услышанное — и все это в быстром темпе
Самое трудное при слушании — длительное удержание внимания
умении записывать
Это качество уже должно быть подготовлено умением слушать.
Самое сложное здесь —умение быстро выделить главные положения, кратко их сформулировать и четко записать.
Основной источник знаний(сл25)
Школьный учебник.
Школьный учебник включает в себя:
основной текст (вводный, информационный, обобщающий, заключительный);
дополнительный текст (познавательный, научно-популярный, документальный, фрагменты художественных произведений);
пояснительный текст (постраничный словарь, пояснение в скобках внутри текста, подписи к иллюстрациям);
методический аппарат (вопросы и задания, таблицы, схемы, памятки, тексты самоконтроля);