Организация условий научно-исследовательской работы учащихся по экологическому образованию и воспитанию
Организация условий научно-исследовательской работы учащихся по экологическому образованию и воспитанию
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.
В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности.
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Экология как наука, учебный предмет дает больше возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.
Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как “общество”, “семья”, “культура”.
Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются экологическое мышление и экологическая культура.
Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация условий научно-исследовательской работы учащихся по экологическому образованию и воспитанию »
Министерство образования Республики Саха (Якутии)
МКУ «Управление образования»
МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)
МБОУ «Танаринская СОШ»
Проект
«Организация условий научно-исследовательской работы учащихся по экологическому образованию и воспитанию на примере МБОУ «Танаринская СОШ» МО «Кобяйский улус (район)
Республики Саха (Якутия)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Танаринская средняя общеобразовательная школа»
Срок выполнения проекта – 3 года
Сайылык-2014
Актуальность проекта: В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.
В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности.
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Экология как наука, учебный предмет дает больше возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.
Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как “общество”, “семья”, “культура”.
Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются экологическое мышление и экологическая культура.
Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии.
Цель проекта: создание благоприятных условий практического внедрения экологического образования, воспитания и просвещения учащихся МБОУ «Танаринская СОШ» и близлежащей школы МБОУ «Мукучинская гимназия», для формирования экологического сознания детей и ответственного отношения к себе и к окружающей среде.
Задачи:
Организационные:
- Назначение ответственного по созданию и дальнейшему функционированию направлений, исходя из: подготовленности педагогического работника по предстоящим видам деятельности; организаторских способностей; опыта работы по взаимодействию с другими организациями, ведомствами.
- Создание методической службы, способную оказать: научно-методическое сопровождение информационной, издательской, исследовательской, программно-проектной, экспертной функций направлений; методическую помощь педагогам в организации и проведении опытно-экспериментальной работы; методический анализ состояния образовательного процесса и воспитательной работы по направлениям.
- Составление реестра образовательных предметов по экологическому образованию, занятий ВУД по ФГОС и экологических подпроектов.
- Составление графика размещения информации по эконовостям. Назначить ответственного за периодическое размещение информации на доступном для школьника месте (школьная газета «Танара», официальный сайт МБОУ «Танаринская СОШ»).
Учебно-воспитательные:
- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
- развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.
Систему экологического воспитания в МБОУ «Танаринская СОШ» составляют следующие звенья:
- Экологическое воспитание в школе («Экологическое образование, экологическое самообразование»; «Здоровье»; «Экологически чистый досуг»).
- Экологическое воспитание в семье («Экологически чистое питание»; «Экологически чистая одежда»; «Экологически чистый дом»).
- Экологическое воспитание в окружающей среде («Экологически чистая среда»).
Каждое из звеньев имеет свои направления, а направления состоят из подпроектов учащихся и педагогов школы. Некоторые подпроекты носят научно исследовательский характер.
Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: реферативные, экспериментальные, описательные, проектные, исследовательские.
Мы остановились на двух последних.
Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. (Подробное описание см. Рабочий план 1 этап – организационный и внедренческий)
Новизна: в нашей школе комплексная организация условий по экологическому образованию и воспитанию учащихся наблюдается впервые.
Целевая группа, на которую рассчитан проект: учащиеся МБОУ «Танаринская СОШ» с 1 по 11 класс.
При грамотной организации условий экологического образования и воспитания учащихся МБОУ «Танаринская СОШ», школа станет информационно-познавательным, учебно-исследовательским, опытническим, нововведенческим центром экологического просвещения, воспитания, образования школьников.
Поэтапный рабочий план
Реализация поставленных задач будет проходить в два этапа. Подготовительный этап – создание организационных условий для внедрения проекта и работ подпроектов.
Рабочий план 1 этап – организационный и внедренческий
(2014-2015 учебный год)
Организационный этап
№
Вид деятельности
Ответственные
Уровень
Сроки
Примечание
1.
Назначение ответственного по созданию и дальнейшему функционированию направлений, исходя из:
- опыта работы по взаимодействию с другими организациями, ведомствами.
Методсовет
школьный
Сентябрь 2014г.
2.
Создание методической службы, способную оказать: - научно-методическое сопровождение информационной, издательской, исследовательской, программно-проектной, экспертной функций направлений; - методическую помощь педагогам в организации и проведении опытно-экспериментальной работы; - методический анализ состояния образовательного процесса и воспитательной работы по направлениям деятельности площадки.
Методсовет
школьный
Сентябрь 2014г.
В структуру методической службы направлений входят: методические объединения учителей, руководители подпроектов.
3.
Составление реестра образовательных предметов по экологическому образованию, занятий ВУД по ФГОС и экологических подпроектов.
Заместитель директора по УВР, руководитель проекта
школьный
Сентябрь 2014г.
4.
Составление графика размещения информации по эконовостям. Назначить ответственного за периодическое размещение информации на доступном для школьника месте (школьная газета «Танара», официальный сайт МБОУ «Танаринская СОШ»).
В заключительном этапе планируется принять участие в научно-практических конференциях школьного, улусного, республиканского, всероссийского уровней.
Рабочий план 2 этап - заключительный
Вид деятельности
Ответственные
Форма
Место проведения
Сроки
Подготовка к школьной научно-практической конференции
Руководители подпроектов, учащиеся
- подготовка материалов, планирование;
- предзащита;
- получение рецензии;
МБОУ «Танаринская СОШ»
Сентябрь, октябрь 2015г.
Участие в школьной научно-практической конференции
Руководители подпроектов, учащиеся
НПК
Танаринский лицей
Ноябрь, 2015г.
Участие в улусных, региональных, республиканских, всероссийских НПК
Руководители подпроектов, учащиеся
НПК (семинары)
В зависимости, где проходит НПК
Ожидаемые результаты
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Реализация нашего проекта поможет организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, побудит детей к изучению самого себя, родного края, пониманию особенностей природы, культуры, сформирует у школьников интерес и привязанность к природе, патриотические чувства, социальную активность с точки зрения экологии в целом.
Использованная литература и Internet источники:
А.М.Адам, О.Д. Лукашевич Глоссарий по экологии. Томск. Издательство ТГАСУ.2008
Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008.
Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли.3 класс. М.: Баласс. 2008
Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли.3 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс. 2009
Завуч начальной школы №8.2006
Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Под ред. В.А.Ананьева. Томск 1994