kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация условий научно-исследовательской работы учащихся по экологическому образованию и воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Экология как наука, учебный предмет дает больше возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как “общество”, “семья”, “культура”.

Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются экологическое мышление и экологическая культура.

Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация условий научно-исследовательской работы учащихся по экологическому образованию и воспитанию »

Министерство образования Республики Саха (Якутии)

МКУ «Управление образования»

МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)

МБОУ «Танаринская СОШ»






Проект

«Организация условий научно-исследовательской работы учащихся по экологическому образованию и воспитанию на примере МБОУ «Танаринская СОШ» МО «Кобяйский улус (район)

Республики Саха (Якутия)»






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Танаринская средняя общеобразовательная школа»

Срок выполнения проекта – 3 года










Сайылык-2014



Актуальность проекта: В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Экология как наука, учебный предмет дает больше возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как “общество”, “семья”, “культура”.

Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются экологическое мышление и экологическая культура.

Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии.

Цель проекта: создание благоприятных условий практического внедрения экологического образования, воспитания и просвещения учащихся МБОУ «Танаринская СОШ» и близлежащей школы МБОУ «Мукучинская гимназия», для формирования экологического сознания детей и ответственного отношения к себе и к окружающей среде.

Задачи:

Организационные:

- Назначение ответственного по созданию и дальнейшему функционированию направлений, исходя из: подготовленности педагогического работника по предстоящим видам деятельности; организаторских способностей; опыта работы по взаимодействию с другими организациями, ведомствами.

- Создание методической службы, способную оказать: научно-методическое сопровождение информационной, издательской, исследовательской, программно-проектной, экспертной функций направлений; методическую помощь педагогам в организации и проведении опытно-экспериментальной работы; методический анализ состояния образовательного процесса и воспитательной работы по направлениям.

- Составление реестра образовательных предметов по экологическому образованию, занятий ВУД по ФГОС и экологических подпроектов.

- Составление графика размещения информации по эконовостям. Назначить ответственного за периодическое размещение информации на доступном для школьника месте (школьная газета «Танара», официальный сайт МБОУ «Танаринская СОШ»).

Учебно-воспитательные:

- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;

- развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.

Систему экологического воспитания в МБОУ «Танаринская СОШ» составляют следующие звенья:

- Экологическое воспитание в школе («Экологическое образование, экологическое самообразование»; «Здоровье»; «Экологически чистый досуг»).

- Экологическое воспитание в семье («Экологически чистое питание»; «Экологически чистая одежда»; «Экологически чистый дом»).

- Экологическое воспитание в окружающей среде («Экологически чистая среда»).

Каждое из звеньев имеет свои направления, а направления состоят из подпроектов учащихся и педагогов школы. Некоторые подпроекты носят научно исследовательский характер.

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: реферативные, экспериментальные, описательные, проектные, исследовательские.

Мы остановились на двух последних.

Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. (Подробное описание см. Рабочий план 1 этап – организационный и внедренческий)

Новизна: в нашей школе комплексная организация условий по экологическому образованию и воспитанию учащихся наблюдается впервые.

Целевая группа, на которую рассчитан проект: учащиеся МБОУ «Танаринская СОШ» с 1 по 11 класс.

Механизм реализации:

- научно-методическое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- организационное обеспечение;

- материально-техническое обеспечение.

Этапы развития проекта

(организационный, внедренческий, заключительный этапы)

При грамотной организации условий экологического образования и воспитания учащихся МБОУ «Танаринская СОШ», школа станет информационно-познавательным, учебно-исследовательским, опытническим, нововведенческим центром экологического просвещения, воспитания, образования школьников.

Поэтапный рабочий план

Реализация поставленных задач будет проходить в два этапа. Подготовительный этап – создание организационных условий для внедрения проекта и работ подпроектов.

Рабочий план 1 этап – организационный и внедренческий

(2014-2015 учебный год)

Организационный этап

Вид деятельности

Ответственные

Уровень

Сроки

Примечание

1.

Назначение ответственного по созданию и дальнейшему функционированию направлений, исходя из:

- подготовленности педагогического работника по предстоящим видам деятельности;
- организаторских способностей;

- опыта работы по взаимодействию с другими организациями, ведомствами.

Методсовет

школьный

Сентябрь 2014г.


2.

Создание методической службы, способную оказать:
- научно-методическое сопровождение информационной, издательской, исследовательской, программно-проектной, экспертной функций направлений;
- методическую помощь педагогам в организации и проведении опытно-экспериментальной работы;
- методический анализ состояния образовательного процесса и воспитательной работы по направлениям деятельности площадки.

Методсовет

школьный

Сентябрь 2014г.

В структуру методической службы направлений входят: методические объединения учителей, руководители подпроектов.


3.

Составление реестра образовательных предметов по экологическому образованию, занятий ВУД по ФГОС и экологических подпроектов.

Заместитель директора по УВР, руководитель проекта

школьный

Сентябрь 2014г.


4.

Составление графика размещения информации по эконовостям. Назначить ответственного за периодическое размещение информации на доступном для школьника месте (школьная газета «Танара», официальный сайт МБОУ «Танаринская СОШ»).

Руководитель проекта

школьный

В течение всего периода


Рабочий этап

Экологическое воспитание в школе

Направление:

«Экологическое образование, экологическое самообразование»

Название дисциплины

Ответственные

уровень

Сроки

Примечание

1.

Социальное направление агропрофилированный курс «Волшебный мир природы»

Павлова Е.С., учитель биологии

школьный

В течение всего периода


2.

Общекультурное направление агропрофилированный курс «Цветик-семицветик»

Саввинова М.И., руководитель кружка МБОУ ДОД «Дом детского творчества с.Сайылык»

школьный

В течение всего периода


3.

Общекультурное направление агропрофилированный курс «Юный эколог»

Гоголева Е.В., учитель химии

школьный

В течение всего периода


4.

Физкультурно-оздоровительное направление «Тренируем пальчики»

Ксенофонтова С.Н., валеолог

школьный

В течение всего периода


5.

Физкультурно-оздоровительное направление «Национальные игры»

Слепцова Е.П., учитель начальных классов

школьный

В течение всего периода


6.

Общекультурное направление агропрофилированный курс «Зелёный огород»

Саввинова М.И., руководитель кружка МБОУ ДОД «Дом детского творчества с.Сайылык»

школьный

В течение всего периода


7.

«Многообразие живых организмов»

Павлова Е.С., учитель биологии

школьный

В течение всего периода


8.

Основы растениеводства

Гоголева Е.В., учитель химии

школьный

В течение всего периода


9.

Основы сельского хозяйства

Гоголева Е.В., учитель химии

школьный

В течение всего периода


10.

Основы животноводства

Гоголева Е.В., учитель химии




11.

«Экологическое образование в библиотеке»


Новикова К.Е., заведующая школьной библиотекой

школьный

2014-2015 уч.г.


Направление:

«Здоровье»

1

«Профилактика анемии у школьников МБОУ «Танаринская СОШ»

Гуляев Алик, Самсонова С.Н., учитель якутского языка и литературы

школьный

С 2012 по 2015гг.

исследовательский

2.

«Организация самоконтроля за физическим здоровьем»

Иванов Ваня, Павлова Е.С., учитель биологии

школьный

С 2012 по 2015гг.

исследовательский

3.

«Итии уонна тымныы киьи доруобуйатыгар дьайыыта»

Стрекаловский артем, Стрекаловская С.Г., родитель

школьный

2014г.

исследовательский

4.

«Табах буортутун туоьулуур 4-с кылаастарга аналлаах сорудахтар бырайыактара»

Ксенофонтова Кристина, Ксенофонтова С.Н., валеолог

школьный

2013г.

проектный

Направление:

«Экологически чистый досуг»

1.

Организация туристического похода на базе МБОУ «Танаринская СОШ»

Эверстов Е.П., директор

школьный

В течение всего периода

проектный

2.

«Биьиги кылааска остуол оонньуутунан эрчиллии сыллаа5ы тумуктэрэ»

Осипов Коля, Гоголева Т.А.

школьный

2014г.

исследовательский

Экологическое воспитание в семье

Направление:

«Экологически чистое питание»

Название подпроекта

Ответственные

уровень

Сроки

Примечание

1

«Потребление экологически чистых продуктов питания в повседневном рационе-залог здоровья подрастающего поколения»

Спиридонова Р.М., учитель математики

школьный

В течение всего периода

проектный

Направление:

«Экологически чистая одежда»

1

«Дополнения к спецодежде, сохраняющие здоровья северян »

Каратаева Р.Н., учитель технологии

школьный

2014-2015у.г.

проектный

2

«Дышащая летняя одежда: плюсы и минусы»

Гуляева И.В., руководитель кружка

школьный

2014-2015у.г.

проектный

Направление:

«Экологически чистый дом»

1

«Расход стоимости построения деревянного и каркасного дома в сельской местности» (на примере с. Сайылык Кобяйского улуса)

Ксенофонтова Аля, Софронов Ча5ыл, Кондакова Е.Н., учитель математики

наслежный

В течение всего периода

исследовательский

2.

«Микроволновка буортута»

Кондратьева Саша, Григорьева М.И., родитель

школьный

2014г.

исследовательский

Экологическое воспитание в окружающей среде

Направление:

«Экологически чистая среда»

1.

Социальный проект «Будем здоровы!»

Корякин Андрей, Афанасьева В.А., з.д.по ВР

школьный

В течение всего периода

исследовательский

2.

Социальный проект «Облагораживание территории базы летнего оздоровительно-трудового лагеря «Тёк»


Афанасьева В.А., з.д.по ВР

школьный

2015-2016у.г.

проектный

3.

«Олорор нэьилиэкпит тулалыыр эйгэтэ тупсарын туьугар улэлэр»

Фомина Аня, Кондакова Е.Н., учитель математики, Алексеева М.А., методист МБОУ ДОД «Дом детского творчества с.Сайылык»

доп.

образование

В течение всего периода

Сетевое взаимодействие

Проектно-исследовательский

4.


Кондакова Е.Н., учитель математики

наслежный

2014-2015у.г.

проектный

5.

«Пластиковай бытыылка буортута»

Гоголев Тима, Гоголева Е.В., учитель химии

школьный

2014г.

исследовательский

6.

«Ойууру уоттан харыстаан»

Степанова Урсууна, Степанова А.Р.

школьный

2014г.

исследовательский


«Радиационный фон с.Сайылык»

Фомина Аня, Павлов Афоня Эверстов Е.П., директор

наслежный

В течение всего периода

исследовательский



Заключительный этап (2015-2016 учебный год)


В заключительном этапе планируется принять участие в научно-практических конференциях школьного, улусного, республиканского, всероссийского уровней.

Рабочий план 2 этап - заключительный

Вид деятельности

Ответственные

Форма

Место проведения

Сроки

Подготовка к школьной научно-практической конференции

Руководители подпроектов, учащиеся

- подготовка материалов, планирование;

- предзащита;

- получение рецензии;

МБОУ «Танаринская СОШ»

Сентябрь, октябрь 2015г.

Участие в школьной научно-практической конференции

Руководители подпроектов, учащиеся

НПК

Танаринский лицей

Ноябрь, 2015г.

Участие в улусных, региональных, республиканских, всероссийских НПК

Руководители подпроектов, учащиеся

НПК (семинары)

В зависимости, где проходит НПК





Ожидаемые результаты


Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Реализация нашего проекта поможет организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, побудит детей к изучению самого себя, родного края, пониманию особенностей природы, культуры, сформирует у школьников интерес и привязанность к природе, патриотические чувства, социальную активность с точки зрения экологии в целом.


Использованная литература и Internet источники:

  1. А.М.Адам, О.Д. Лукашевич Глоссарий по экологии. Томск. Издательство ТГАСУ.2008

  2. Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008.

  3. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли.3 класс. М.: Баласс. 2008

  4. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли.3 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс. 2009

  5. Завуч начальной школы №8.2006

  6. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Под ред. В.А.Ананьева. Томск 1994

http://allbest.ru/k-2c0a65635a3ad78a4c43b89421206c37.html

http://bibliofond.ru/download.aspx

http://www.eco.nw.ru/lib/data/10/07/070710.htm

http://festival.1september.ru/articles/412353/

http://www.moluch.ru/archive/60/8659/

http://wikipedia.tomsk.ru/ru








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Аммосова Татьяна Климовна

Дата: 03.06.2015

Номер свидетельства: 217333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства