kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические разработки по организации воспитательной работы «Духовно – нравственное воспитание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема совершенствования системы воспитания студентов в средних специальных учебных заведениях в настоящее время является особенно важной. В современных условиях одна часть молодежи более успешно адаптируется к изменившимся социально – экономических условиям. Другая – ориентирована на «легкие деньги», чтобы их было много и сразу. Естественно, потребность в социально значимой деятельности сама по себе, стихийно никогда не возникает, а реализуется целенаправленным воспитательным воздействием (правильно поставленное семейное воспитание, грамотно организованная система воспитания студентов в образовательных учреждениях). Сценарии классных часов отражают одно из основных направлений воспитательной работы, духовно – нравственное воспитание подростков и молодежи. Данные методические разработки призваны помочь классным руководителям систематизировать воспитательную работу со студентами. Предлагаемая разработка помогает решать следующие задачи: - осуществление духовного и нравственного воспитания молодежи; - реализация творческого потенциала студентов; - расширение кругозора; - подготовка грамотных специалистов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки по организации воспитательной работы «Духовно – нравственное воспитание» »

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

Торгово-экономическое отделение


Торгово-экономическое отделение



Конкурс авторских проектов и методических разработок

и идей в области воспитания.






Номинация

Методические разработки

по организации воспитательной работы

«Духовно – нравственное воспитание»




Разработала:

Кармишина

Марина Викторовна

преподаватель

русского языка

и культуры речи






Пенза, 2014 г.

Пояснительная записка


В системе профессионального образования воспитанию уделяется внимание не меньше, чем становлению квалифицированного специалиста, потому что студенты колледжей и техникумов представляют собой особую социальную группу, так как они:

- быстрее ощущают противоречие рынка, для них реальнее и ближе перспектива самостоятельной жизни, трудоустройства, взаимоотношения в трудовом коллективе;

- в отличие от старшеклассников они имеют более надежный фундамент межличностных отношений и связей, так как он основан на сделанном выборе – профессиональном самоопределении.

- многие из них испытывают значительные моральные и бытовые трудности в отрыве от семьи, связанные с нездоровой криминогенной обстановкой, как правило складывающейся вокруг молодежных общежитий.

В начале нового тысячелетия разнородность и сложность контингента обучающихся в профессиональных учебных заведениях потребовала от Министерства образования РФ дифференцированного подхода к решению проблем, связанных с необходимостью разработки воспитательных программ для различных категорий обучающихся, обновления содержания, форм и методов воспитания по следующим направлениям:

- патриотическое воспитание, воспитание гражданственности, любви к Родине;

- воспитание нравственности на основе общечеловеческих ценностей с учетом национальных, конфессиональных особенностей;

- формирование здорового образа жизни, правовое воспитание и профилактика правонарушений;

- профилактика наркологической и алкогольной зависимости в среде обучающихся;

- эстетическое, экологическое, трудовое и физическое воспитание;

- профессиональное самоопределение и самосовершенствование обучающихся.


Актуальность проблемы

Проблема совершенствования системы воспитания студентов в средних специальных учебных заведениях в настоящее время является особенно важной.

В современных условиях одна часть молодежи более успешно адаптируется к изменившимся социально – экономических условиям. Другая – ориентирована на «легкие деньги», чтобы их было много и сразу.

Естественно, потребность в социально значимой деятельности сама по себе, стихийно никогда не возникает, а реализуется целенаправленным воспитательным воздействием (правильно поставленное семейное воспитание, грамотно организованная система воспитания студентов в образовательных учреждениях).

Сценарии классных часов отражают одно из основных направлений воспитательной работы, духовно – нравственное воспитание подростков и молодежи.

Данные методические разработки призваны помочь классным руководителям систематизировать воспитательную работу со студентами.

Предлагаемая разработка помогает решать следующие задачи:

- осуществление духовного и нравственного воспитания молодежи;

- реализация творческого потенциала студентов;

- расширение кругозора;

- подготовка грамотных специалистов.


Место проведения

Данные разработки некоммерческие. Их реализация возможна как в Пензенском многопрофильном колледже, так и в других средних учебных заведениях.

Апробация

В результате проведенных внеклассных мероприятий может быть проведен конкурс на лучшее сочинение как на уровне отдельной группы, так и на уровне учебного заведения.

Темы сочинений:

1. «Если друг оказался вдруг…?»

2. «Как я понимаю, что такое добро и зло?»

3. «Что такое счастье и что оно для меня значит?»

Можно предложить студентам подобрать и записать пословицы и высказывания разных авторов о добре и зле, счастье и несчастье, дружбе, а также предложить написать стихи на эти темы.

Новизна

Нами внесено новое предложение: написание сочинений и авторских стихотворений. Лучшие работы могут быть представлены на общеколледжных и на областных конкурсах.

Тема: «Снимая шляпу перед словом «дружба».

(конкурсно - игровая программа)

Цель:

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за коллектив и лидерских качеств.

  • Активизация познавательной деятельности учащихся и сплочения коллектива группы.

Оборудование. Размноженный текст теста «Вы лидер?» на каждого учащегося. Для конкурсной программы – листы бумаги и фломастеры, набор кубиков; старые газеты, ножницы, клей; аудиозаписи песен о головных уборах.

Предварительная работа. В учебной группе формируются три команды – две команды игроков (возможно, юноши и девушки), одна команда - жюри. В команду жюри могут войти и оформители, помощники в проведении конкурсов. Конкурсную программу может провести классный руководитель (ведущий) или лидер учебной группы.

Ход классного часа.

Вступительное слово классного руководителя.

Каждый из Вас хотел бы быть лидером в коллективе.

Но давайте определим для себя, насколько каждый из Вас оценивает в себе лидерские качества.

Я предлагаю Вам ответить на вопросы теста.

Тест «Вы - лидер?»

Способны ли Вы повести окружающих за собой или зависите от других? Этот тест поможет Вам познать еще одну грань Вашего характера. Главное - честно ответить на вопросы.

  1. Вы работаете в группе над решением проблемы. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея оказалась явно лучше, чем ваша?

а) встревожитесь;

б) смутитесь;

в) заинтересуетесь.

2. Вы работаете в группе над внедрением идеи. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?

а) ваши хуже;

б) ваши лучше;

в) ваши не хуже, но и не обязательно лучше.

3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?

а) вас не слушают;

б) вас слушают, но им «слабо понять»;

в) обычно вас слушают и понимают.

4. Вы затратили на какое-то дело много времени. И вас до сих пор никто не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи, что вы станете делать?

а) будете обескуражены и все забросите;

б) оставите это дело и перейдете к другому;

в) закончите дело, потому что вы считаете его нужным.

5. Вас пригласили обсудить внедрение какой-либо идеи в качестве рядового участника. Как вы к этому отнесетесь?

а) нормально, потому что в роли лидера в любом случае вы чувствуете себя не удобно;

б) не станете участвовать , если вас не назначат главным;

в) вы не против того, чтобы иной раз побыть рядовым участником.

6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?

а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают , что вы в нем никуда не годитесь;

б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;

в) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.

7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то дела, как вы будете вести его?

а) предоставите большую часть работы остальным;

б) все сделаете сами, что бы быть уверенным, что все сделано правильно;

в) раздадите отдельные поручения в соответствии с интересами и навыками каждого.

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?

а) неловкость;

б) чувство своего превосходства или не полноценности;

в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас?

а) недовольство собой;

б) гнев;

в) стремление поправить дело.

10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам хотелось бы?

а) думаете о своих прошлых проблемах и о том, что было бы, если бы...

б) обвиняете во всем других;

в) ищите пути решения дальше.

Посчитайте количество ответов «а», «б», «в».

  • 7 или больше «а» означают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо выработать уверенность в себе.

  • 7 или больше «б» означают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо учиться больше доверять другим.

  • 7 или больше «в» говорят о том, что у вас скорее всего здравый взгляд на себя и других. Ваше отношение к себе и к другим позволяет вам быть лидером.

Если вы честно ответили, то вам известен результат. Оставьте его себе и поразмышляйте над результатами теста на досуге.

А сейчас я предлагаю вам проверить свои лидерские качества в коллективе. Частенько говорят «Встречают по одежде, провожают по уму». А насколько головной убор может помочь нашей дружбе – вот в этом мы сейчас и убедимся. Итак...

Конкурсно-игровая программа

«Шляпное сражение, или Пойми меня»

Музыкальное оформление: «Упала шляпа» («На-На»), «Фуражка» (Т. Овсиенко), «Шаль» (Е. Шаврина), «Белый шарфик» (К. Салтыкова), «Белая панама» (А. Пугачева, «На-На»), «Черный платочек» (Л. Кугина), «Парень в лиловом сомбреро» («Браво») и др.

Головные уборы: ток (женская шляпа без полей), кепи, шлем, берет, капор, каска, кепка, кивер (стар. военный), кичка (стар. праздничный замужней женщины), митра (церковный), тиара ( вост., царский), треух, тулья (верхняя часть шляпы), феска (турецкий), чадра, чалма, чепец, шапка, шляпа, башлык, картуз и т.д.

Ведущий: С минуты на минуту начнется необычное сражение. Наверное, все вы любите играть и хоть раз в жизни пробовали себя в «морском бою», «крестиках-ноликах» и признайтесь, просто в «дурака».

А сегодня вы станете участниками необычного сражения – шляпного!

Командовать сражением буду я! Что бы чего-нибудь не прошляпить, назначаю себе помощников - жюри, которое по совместительству будет выполнять функции вычислительной машины. А начинаем наше сражение с парада головных уборов.

(учащиеся представляют свои головные уборы, ведущий распределяет их жребием на две команды.)

Ведущий: Ну что, команды, собрались с духом перед решающей атакой? Вперед!

Первый конкурс «Шляпная перестрелка».

Ведущий: Чья команда больше назовет головных уборов? Называть по очереди, повторяться нельзя!

(За каждый ответ – жетон в виде шляпы кладут в шапку отвечающей команде.)

Второй конкурс «Шляпный салон».

Ведущий: В одном городе жил мастер – шляпник. Он делал шляпы , кепки, панамы, фуражки. Однажды ему это все надоело: каждый день одно и тоже! И он решил изготовить такой головной убор, какого еще никогда не было. Сначала он придумал название головному убору, а потом взялся за работу.

Попробуйте нарисовать то, что изготовил мастер – шляпник. А назывался головной убор так: беретейка (для первой команды), цилилотка (для второй команды). Вы должны нарисовать и рассказать, кто его носит, для каких целей надевают и т.п. (Команды выполняют задание).

Третий конкурс «Меткая шляпа».

Ведущий: Для этого конкурса нужно по одному человеку от команды – они держат шляпы, а все по очереди кидают мячи, которые надо поймать шляпой. Кто из них сумеет поймать больше мячей? А так же в этом сражении победят самые меткие стрелки. (Команды выполняют задание).

Четвертый конкурс «Шляпное ателье мод».

Ведущий: Сейчас команды должны применить всю свою смекалку и с помощью шляп загримировать героя, а соперники должны понять, что это за герой и зачем ему головной убор, так как у этих у этих сказочных персонажей на самом деле их нет. Итак, придумайте головной убор для Колобка и Змея Горыныча. (Команды выполняют задание.)

Пятый конкурс «Перенеси в шляпе».

Ведущий: Здесь командам понадобится физическая подготовка. Вы должны эти предметы перенести в одной шляпе по очереди.

(Эстафета, переносят мячи или кубики на расстоянии трех-четырех метров.)

Шестой конкурс «Сенокосная пора».

Ведущий: Вспомните жаркое лето, раскаленное солнце, пору сенокоса. Как защитить голову от солнечного удара? Из чего можно сделать шляпу или панаму? (Из газеты).

Конкурс заключается в том, чья команда быстрее и практичнее изготовит головные уборы из газет. ( Ведущий предлагает в них потанцевать.)

Седьмой конкурс «Изучение шляпной темы».

Ведущий: Пришло время проверить ваши шляпы на прочность.

Я бросаю в эту шляпу тяжелы вопросы, с помощью которых мы и проведем изучение шляпной темы.

(Команды по очереди вытаскивают вопросы, 15 секунд на обдумывание.)

Вопросы:

Какой головной убор предпочитал носить...

  • А.С.Пушкин? (цилиндр)

  • Чарли Чаплин? (котелок)

  • Владимир Маяковский? (широкополую шляпу)

  • Максим Горький? (фуражку и шляпу)

  • Юрий Лужков? (кепку)

  • Эльдар Рязанов? (вязаную шапочку)

- Из чего папа Карло сделал головной убор Буратино? (из носка)

- Какое государство можно носить на голове? (Панаму)

- Какую шапку нельзя нарисовать? (невидимку)

- Хобби Валдиса Пельша? (каски)

- Головной убор почтальона Печкина? (шапка ушанка)

- Головной убор «Рассеянного с улицы Бассейной»? (сковорода)

(Команды выполняют задание.)

Восьмой конкурс «Угадай меня по шляпе».

Ведущий: Наше шуточное сражение продолжается. В бой вступают капитаны команд. Им предлагаем угадать героя по нарисованному головному убору:

- берет (Мурзилка);

- шляпа с пером ( Кот в сапогах);

- голубая шляпа с кисточкой ( Незнайка);

- колпачок (Буратино);

- красная шапочка (Красная Шапочка);

- шляпа с хвостом (Котенок из «Живой шляпы» Носонова);

- треуголка (Барон Мюнхгаузен).

Отвечать надо не раздумывая. Кто быстрее - тому жетон в шляпу. (Капитаны команд выполняют задание.)

Девятый конкурс «Песенный аукцион».

Ведущий: Наконец-то нашлось дело и для ротных запевал. Кто кого перепоет? Кто вспомнит больше песен , где упоминается головной убор? ( Команды выполняют задание.)

Десятый конкурс «Сломанный телефон».

Ведущий: Вспомните детскую игру «Сломанный телефон». Стоящий впереди выбирает карточку, по команде передает шепотом слово следующему. Чья команда быстрее передаст слово? Последний игрок называет то, что услышал.

Слова для команд:

1-й участник – учебник;

2-й участник- конспект.

(Команды выполняют задание.)

Одиннадцатый конкурс «Написать слово в воздухе».

Ведущий: Все игроки, кроме впереди стоящих, отворачиваются. Первые игроки команд выбирают карточку, прочитав слово, бегут до следующего игрока, разворачивают его и пишут по буквам слово в воздухе. Ни само слово, ни буквы произносить в слух нельзя.

Если игрок не понял, ему нужно помотать головой, если понял – кивнуть. Последний называет слово вслух. Кто быстрее?

Слова для команд:

  1. подсказка;

  2. шпаргалка.

(Команды выполняют задание.)


Двенадцатый конкурс «Объясни слово».

Ведущий: Первые участники читают слово на выбранной карточке и пытаются объяснить команде слово, не употребляя однокоренных слов, чтобы не догадались, о чем идет речь. Объяснять поочередно, время засекается.

Слова для команд:

1-й – директор техникума;

2-й – экзаменационная сессия.

(Команды выполняют задание.)

Тринадцатый конкурс «Расшифруй слово».

Ведущий: Загадку отгадывает только первый участник. Он должен, по очереди подойдя к каждому, назвать порядковый номер буквы в алфавите,

Например, А – цифра 1 , Г – цифра 4 и т.д.

Алфавит с цифрами буквами висит на стене. Цифру называют шепотом. Тот участник, которому названа цифра, должен добежать до стола и записать букву, только после того, как он вернется на место, можно называть цифру следующему участнику.

Загадки для команд:

1-й команде. Время, когда можно, но не нужно носиться по коридорам техникума (перемена).

2-й команде. Время, которое любят все студенты (каникулы).

(Команды выполняют задание.)

Четырнадцатый конкурс «Спой песню».

Ведущий: Первый участник, прочитав название песни, должен объяснить всем мимикой и жестами, не произнося ни одного слова, о чем говорится в этой песне.

Чья команда быстрее запоет песню?

Песни для команд:

1-й. «Маленькой елочке холодно зимой...»

2-й. «В траве сидел кузнечик...»

(Команды выполняют задание.)

Пятнадцатый конкурс «Составь слова».

Ведущий: Из данных слов нужно образовать каждой команде по 20 новых слов, используя только те буквы, которые входят в это слово. Чья команда быстрее?

Слова для команд:

1-й – переэкзаменовка,

2-й – синхрофазотрон.

(Команды выполняют задание.)

Мини-итоги. Жюри подводит окончательные итоги и объявляет команду-победительницу.

Классный руководитель (куратор) отмечает наиболее отличившихся – лидеров игры-конкурса.

Ведущий: Побежденные! Снимите свои шляпы перед победителями!

Победители бросайте шляпы в воздух!

Ну вот, наше сражение закончилось, а получилось все так, потому что «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ!».

(Звучит песня группы «На-На» «Упала шляпа».)

Тема: БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ.

Цели:
  1. Образовательные: познакомить с понятиями «добро», «доброта», «человечность», учить использовать их в речи; уметь находить и объяснять значение слов.
  2. Развивающие: развитие речи, мышления, памяти, внимания, языкового чутья.
  3. Воспитательные: воспитывать доброе отношение и уважение друг к другу, развивать культуру речи.
Оборудование: высказывания различных авторов о добре и зле, сборники стихов, пословиц и поговорок.


На доске слова:

«Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству».

Ведущий: Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Идея честного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей.

Уже в XIV в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжает в I в. н. э. римский философ Сенека: « Человек, который думает только о себе, ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

Английский писатель Исаак Бентам (XVIII в.) утверждает: «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим».

Вспомним и слова Льва Николаевича Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жизнь для других».

Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство! Себя любящий человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево». Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Человеколюбие общества, семьи определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным нашим братьям меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Ныне возрождаются такие понятия, как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.

Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

1-й участник: На планете Земля не спокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны

Только, снова седлали коней,

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как Земли неразумные дети

Рубим сук, на котором сидим.


Не спасет ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жилье,

Человек, полюби человека,

Только в этом спасенье твое!

П. Кобраков

Чтецы читают стихотворение Расула Гамзатова.

2-й участник: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.


Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

3-й участник: Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.


Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

И коня не торопись менять.

4-й участник: Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.


И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

5-й участник: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.


Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Ведущий: Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых даже начинают раскаиваться в совершенном деле.

Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку выразил римский философ Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься похвалы и награды за свое доброе дело?». Видимо, сознание сделанного добра – высшая награда для человека. «Против всего можно устоять, но не против доброты», - утверждал французский мыслитель Жан-Жак Руссо.

1-й участник: Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Хочется напомнить слова Антуана Экзюпери: « Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям. Благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека пока нет значительных успехов, полезно заметить хотя бы его первые попытки сделать что-то хорошее.

Песня: «Давайте поклоняться доброте», сл. А. Чепурова, муз. Я. Дубровина.

2-й участник: Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Дадим советы: избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек становится сварливым, несдержанным, злым.

В споре будьте сдержанными, тактичными. Никого никогда не упрекайте. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания. Если все-таки упреки прозвучали и ссора состоялась – миритесь.

Ведущий: Из далекой-далекой древности, из VI в. до н. э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: « Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».

Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками.

В сочувствии, добросердечии, внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.

3-й участник: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

Ведущий: Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности.

4-й участник: И к тому, что похвалят,

И к тому, что ругают,

Ко всему постепенно

Человек привыкает.

К еженощному бденью,

К напряженью при взлете,

К пустоте при паденье.

Привыкает к сраженьям,

Привыкает к порядку,

Привыкает к мишеням,

Привыкает к достатку,

К незнакомому краю,

Что в дали возникает...

Словом, к аду и раю

Человек привыкает.

К знойной ярости юга,

К черноте бездорожий.

Лишь к предательству друга

Он привыкнуть не может. (Е. Николаевская)

Ведущий: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.

5-й участник: Опять черемуха в цвету,

Сбежались лошади гурьбою...

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.


Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы –

И до земли ей поклонись.


Лишь только солнышко весною

Лучи рассыплет над полями –

Уже ручей звенит струною,

Уже гроза гремит грозами!


А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

В. Суслов

6-й участник: Где красота – там доброта.

Их разлюбить никто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым,

И если хочешь быть красивым,

Ты добротою поделись!

Б. Суслов

7-й участник: Опять в жару горят леса,

И раскаленно дышит полночь.

Опять я слышу голоса

Зверья, зовущего на помощь.

Мечущегося меж камней

В капкане бедствия лесного,

В час верной гибели своей

Оно мне все простить готово.

И порохом пропахший век,

И смрадный от бензина ветер.

Оно кричит мне: «Человек,

Спаси! Ты можешь все на свете!»

Ведущий: Ребята, я напомню вам рассказ К. Паустовского « Старый повар». Слушая этот рассказ подумайте: какими чертами характера обладал великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт?

Ведущий читает эпизод рассказа.

Ответ: эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие к старому умирающему человеку.

Песня «Дорога добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Межкова.

Ведущий: Мы живем среди людей. Отношение к ним должно быть добрым и внимательным.

8-й участник: В светлом доме этом стоквартирном нашем

Мы порой с соседом не знакомы даже.

Здравствуйте, - скажите, - честь нам окажите,

Сторониться бросьте, приходите в гости!

Лишь бы не с пакетом, лучше не с букетом,

А зато с улыбкой, а зато с приветом.

Не с коварным зельем, что вредит здоровью,

А зато с весельем, а зато с любовью.

Серебра и злата нет в чертоге нашем,

Чем душа богата, тем вас и уважим.

За чайком с печеньем, ласковым почтеньем,

Тихою беседой, дружеством согретой.

С родственным доверьем, с искренним участьем

Поровну поделим горести и счастье.

Дружат пусть под светлым, мирным небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости.

В гости приглашайте, приходите в гости!

С. Погореловский

Ведущий: Наш праздник подходит к концу. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

9-й участник: Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова.

Б. Окуджава

Используемая литература


1. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред.В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.

2. Настольная книга классного руководителя / Составитель В.А. Березина, Л.И. Виноградова; под ред. В.А. Березиной. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2003.

3. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11-х классов. Воспитание в условиях профильного обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. В часы досуга / Сост.И.Н. Крайнова – СПб.: Кристалл, 1996.

5. Классные часы в лицее и колледже / Н.Ф. Дик – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

Приложение

Пословицы и поговорки о добре и зле

Добро

Все любят добро, да не всех любит оно.

Всяк хлопочет, себе добра хочет.

Худо тому, кто добра не делает никому.

На лихо лихо, на добро добро.

Добрый человек добру и учит.

Добро сотворить – себя увеселить. Добро творить – себя веселить.

Хорошему все хорошо. Доброму везде добро.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Добрый человек в добре проживет век.

Добра не весят худом. Добро на худо не меняют.


Зло

Из двух зол выбирают меньшее.

Не тот умен, кто умеет отличать добро от зла, а тот, кто из двух зол умеет выбирать меньшее.

Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает.

Никакое зло не велико, если оно последнее.

Зло, точно волна, ударяет о берег и возвращается назад.

Нет никого, кто делал бы зло ради него самого, но все творят его ради выгоды, или удовольствия, или чести, или тому подобного.

Застарелое и хорошо знакомое зло всегда предпочтительнее зла нового и неизведанного.

Злые поддерживают друг друга чаще, нежели добрые.

Самое большое зло, какое может сделать нам враг, - это приучить наше сердце к ненависти.

Для зла в борьбе приемлемы все средства.

Оно не ждет, а лезет напролом.


Счастье

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух льющийся в окно.


В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним…Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.


Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.


День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлива. Все во мне.


Вадим Шефнер «Слова», 1956г.

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.


Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.


Есть слова – словно раны, слова –словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.


Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.


Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.


Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.


Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.


Кто их часто твердит – я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.


Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.


Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленных прах,


Тех, что в тёмных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.


Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!


И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.


Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!



Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только совершен, а когда спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.

Ж.Ж.Руссо

Ты будешь ближними любим

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим того,

Чего себе не пожелаешь.


Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

А.А. Ахматова

Культура речи неотделима от общей культуры.

Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта.

А.П.Чехов

Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя,

и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, -

вот что можно назвать учением о человеколюбии. Выше этого нет ничего.

Конфуций


Быть хорошим человеком – значит не только не

делать несправедливости, но и не желать этого.

Демокрит


Когда справедливость исчезает, то не остается ничего,

что могло бы придать ценность жизни людей.

И.Кант


Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

М.де Сервантес


В том состоит пагубность дурного поступка,

что он таит в себе зародыш новых мерзостей

Ж.Ж. Руссо

Сочинение

на тему «Что такое счастье? И что оно для меня значит?»

Мы так часто говорим о счастье, желаем друг другу, стремимся к нему, мечтаем о нем. У каждого человека своё понятие о счастье. Я считаю, что счастье – это полет души, это человеческое чувство, не предмет и не желание, а особенное состояние внутреннего мира человека. Это эйфория чувств, эмоций, невероятной радости и блаженства.

У каждого человека свое счастье. Для матери счастье, когда ее ребенок здоров, полон жизненной радости, достигает своих целей в жизни. Для работающего человека счастье, когда в его деле появляется новая ступень к чему –то высшему. Для семьи – рождение ребенка.

Для меня же счастье, когда близкие люди рядом. Получать заботу, тепло и внимание от близких, друзей, знакомых – это ли не счастье? Или же самой заботиться – это тоже в какой – то степени радость!

Любовь – это то, что делает человека счастливым. Когда понимаешь, что ты любишь, что любовь взаимна, ты сияешь от счастья. Эта та любовь к маме, папе, сестре, друзьям, парню …. Т.д.

Когда я задумалась о счастье, я растерялась. Появилось много мыслей. Ведь некоторые люди считают, что деньги – счастье, что богатство – самая большая радость. Думают, что можно купить все, но чувства не купишь – их нужно заслужить! Мое мнение, деньги –зло. Деньги задумали лишь для расшевеления людей, выживания. Может в чем – то общество правильно рассуждает, деньги – это и питание, жилье, не для многих и роскошь и многое другое… То есть исполнение желаний. Если посмотреть с этой точки зрения, то деньги представляют людям счастье в исполнениях мелких желаний.

Сколько людей, столько и мнений о счастье!

Но оно повсюду и нигде. Счастье – это не то, на что можно указать пальцем. И в то же время, для обретения счастья достаточно оглянуться по сторонам. В любой момент времени, в любом месте, в любой даже самой тяжелой жизненной ситуации у каждого человека есть все, чтобы прямо здесь и сейчас почувствовать себя счастливым. Не нужно никуда идти – оно уже здесь!

Пустовалова Ирина

Группа 11ТЭО16к


Сочинение

на тему «Что такое счастье? Что оно для меня значит»

Счастье, в моем понимании – это такое состояние человека, когда он обретает душевное равновесие. Душевное же равновесие в свою очередь достигается любовью, благополучием. Счастье – это удовлетворение души. Души у нас похожи, но отличаются, значит и счастье оно вроде бы одинаковое, но для каждого свое.

Когда человек счастлив, он ведет себя спокойно, уравновешенно, совершает добрые поступки, улыбка не сходит с его уст, преображается

Так как счастье человека зачастую переплетается с любовью, значит счастливый человек, это все равно, ч то любимый кем бы то ни было и удовлетворенный своей жизнью человек. Счастье – это когда у тебя есть все, чтобы быть удовлетворенным жизнью, когда ты любишь и в этом не сомневаешься, когда тебя любят и тебе хочется чего – то. Счастье в понимании любой девушки – это чтобы любимый человек был рядом! Эта основа всего остального! Так замечательно живется в этом порой жестоком мире с мыслями о том, что ты нужна любимому! Это состояние цветущей души!

Такие люди чаще всего становятся красивее, преображаются, уделяют себе больше внимания

Для меня счастье, наверное как и для многих, это совокупность любви, душевного равновесия, и конечно же, здоровья…Время состояния счастья мгновенно. Оно происходит в момент какого –то открытия. Мгновение прошло и оно уже в прошлом.


Коробкова Людмила

Группа 11ТЭО16к

Сочинение

на тему «Что такое счастье? Что оно для меня значит»

Я хочу начать свое сочинение с официально принятого определения понятия «счастье». Счастье – это состояние наибольшей удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности. Ну вроде бы все ясно и понятно, но когда начинаешь задумываться над этим понятием, то каждый понимает, что это только верхний слой счастья, а вот что скрывается под ним – у каждого свое. Для одного счастье – это любовь близких, для других карьера, для третьих – учеба, дети и т.д. Это можно перечислять бесконечно, потому что сколько людей, столько и понятий о счастье. Понятие счастья, на мой взгляд зависит от возраста, достатка. Вы спросите как эти понятия могут взаимодействовать? Вот как: возьмем для примера маму и бабушку. Для первой счастье будет заключаться в детях, для второй уже во внуках. Ну это, конечно, относится к тем, для которых в общем счастье – это семья!!! От достатка зависят тем, что некоторые малообеспеченные люди считают, что счастье состоит в деньгах, богатстве, но они глубоко ошибаются, с возрастом, с прожитыми ситуациями они поймут, что деньги по сравнению с жизнью и здоровьем близких людей ничего не значат. Иногда, в сложившейся ситуации, человек может принять за самое главное счастье «верхний его слой», но это не надолго, потому что «капнув» немного поглубже он понимает, что это вовсе не счастье, а только пародия на него…

Для меня счастье – это когда ощущаешь легкость души, сердца; когда нет проблем у тебя, у твоих близких; когда ты просто радуешься, что ты есть; что ты имеешь самых лучших родителей, преданных друзей; когда понимаешь, что ты любишь, тебя любят и т. д. Но если выделить самое главное, то как бы у меня не было все гладко я не буду счастлива, если у моих родных что-то не так. Значит для меня счастье – это жизнь и здоровье моих самых родных людей.

Порой человек не замечает своего счастья, а спустя время понимает: «Это и было счастье, но я его не ценил!!!» а счастье упускать нельзя – это не пустяк!!! Вообще, мне кажется, что человек, который не испытывал никогда счастья прожил свою жизнь зря!!! Всегда надо находить во всем самые счастливые моменты, и делать жизнь свою и окружающих счастливее!!!

Жаркова Светлана

Группа 11ТЭО16к

Сочинение

на тему «Как я понимаю, что такое добро и что такое зло».

«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни,

зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

А. Швейцер

В этике существует особые слова. Самыми важными из них являются понятия добра и зла, совести и долга. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляли на протяжении всей истории своего существования.

Понятие «добро» включает в себя наши самые важные интересы, надежды, желания – наше стремление к человечности, гуманизму.

Под добром я понимаю то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности. Считать добром можно отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим «добрый человек», но имеем в виду то, что он готов прийти на помощь другому человеку. И делать это не ради выгоды, а бескорыстно.

Чтобы в жизни было больше добра, нужно помнить, что свои дела и их последствия всегда нужно оценивать моральной оценкой. Русский писатель В. Набоков вспоминал, как в детстве его учили: прежде чем что – либо сделать, спроси себя: «Это правда? Это добро? Стоит ли это усилий?» Все, что противоположно добру, есть зло. Зло – это нарушение морали. Поэтому в понятие зла подразумевается что-то безнравственное, антигуманное. Я считаю, что это понятие выражает все то, что заслуживает осуждения и должно быть обязательно преодолено людьми. Для меня зло – это все дурные поступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации личности.

Итак, добро и зло являются одними из основных понятий этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного духовного мира, дает ограничения в том, что можно, а что нельзя делать.

Нужно также помнить, что зло очень коварно и как правило не выступает от своего имени. Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Встает вопрос: как же отличить добро от зла?

В первую очередь ни об одном обществе, ни об одном человеке нельзя судить только по их собственным убеждениям. Надо выяснить, чем они являются на самом деле.

Напоследок хотелось бы сказать словами Цицерона: «Не причиняй зла никому и делай добро всем людям хотя бы потому, что это люди… »

Мусаткина Екатерина

Группа 11ТЭО16к



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Кармишина Марина Викторовна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Духовно-нравственное воспитание учащихся в сельской местности. "
    ["seo_title"] => string(73) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-uchashchikhsia-v-siel-skoi-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "121016"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413858106"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Консультация для  воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(86) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "290991"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455039258"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОКРОВ–БАТЮШКА  Методическая разработка внеклассного мероприятия  по краеведению "
    ["seo_title"] => string(93) "pokrov-batiushka-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-kraieviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "124584"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414746056"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире»"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_formirovanie_dukhovno_nravstvennykh_kachestv_i_tsennostei_u_detei"
    ["file_id"] => string(6) "519257"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567946896"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства