Что такое добро, что такое зло? На протяжении всей истории человечества люди пытаются ответить на эти вечные вопросы. Если существуют добрые поступки, значит, совершаются и злые. Так что же такое насилие. Кто его совершает и как реагировать на него, к кому обратиться за помощью, что же происходит сегодня с нами – людьми. Давайте подумаем вместе. Задание. Подберите ассоциации к слову “Добро”, “Зло”. Работа в группах. Продолжите предложение. 1 гр. “Добрый человек – это …” 2 гр. “Злой человек – это…” 3 гр. “Мне нравиться, когда мои друзья…” 4 гр. “Я не люблю, когда…” 5 гр. “Я чувствую себя хорошо, когда…” Приходилось ли вам сталкиваться с плохими поступками? Значит зло, порождает насилие. Что такое насилие? Насилие – воздействие на кого-либо причиняющее боль и страдание другому человеку. Цель насилия: Желание власти и контроль над другим человеком. Выступление – презентация М. Екима о насилии. Мы говорим об эмоциональном насилии, когда кто-то: - кричит на тебя; - оскорбляет; - насмехается над тобой; - игнорирует тебя. Мы говорим о физическом насилии, когда кто-то: - бьёт тебя; - тянет за уши; - царапает; - толкает тебя. Задание группам: Определить какие примеры могут быть названы насилием? (Обсуждают и отвечают) - Что вызывает зло? Насилие? Конфликты, ссоры из-за незнания вещей, обидные слова, жесты, неумение управлять и контролировать свои эмоции. Эмоции – это ощущения, которые испытывает человек, в той или иной ситуации. Игра. “По разные стороны дороги” Учащиеся выстраиваются в две параллельные линии лицом друг к другу, образуя “дорогу”. Зачитываются высказывания, и предлагается перейти на противоположную сторону “дороги”, тем, кто в конфликтной ситуации ведёт себя так: - Я признаю свою ошибку; - Начинаю драку; - Прошу извинения; - Обращаюсь к взрослому; - Повышаю голос; - Оскорбляю и убегаю. Спасибо вы были честными и искренними. - Подними руку, кто после каждого утверждения переходил дорогу? Кто вообще не переходил дорогу? Сядьте удобно и закройте глаза. Вы много работали и устали. Пора и отдохнуть… Мы перенесёмся в самое красивое место на земле, которое вам нравиться. Лёгкий, прохладный ветерок несёт запах земли и цветов, запах хвойных лесов и бескрайних полей. Вокруг поют птицы, вы идёте по тропинке, наступая на влажную от росы траву, вдыхая свежесть утра, аромат цветов, идёте в сторону водопада, любуетесь игрой солнца в хрустальных брызгах воды. Приобретаете бодрость, энергию, уверенность и радость. Возвращайтесь в класс. Откройте глаза. - Какими способами можно успокоиться? - Рисовать, заниматься музыкой, поговорить с другом, заняться спортом, играть, попросить помощи. Игра. Давайте договоримся, НАЙТИ ВЫХОД ИЗ ДАННЫХ СИТУАЦИЙ. 1 гр. Звонок на урок. Все спешат в класс. Игорь задевает стаканчик с карандашами Иры. Начинается ссора. Очень важно уметь находить мирный выход в конфликтных ситуациях. 2 гр. Настя и Владик – брат и сестра. Настя обзывает Владика, а Влад постоянно толкает и бьётся. 3 гр. Ребята вышли на улицу. Серёжа и Денис спешат за мячом. Серёжа говорит, что он прибежал первым, а Денис настаивает на том, что он был первым. Как разрешить конфликт? 4 гр. Оля хочет играть с мячом, а Вита рисовать. Как быть? 5 гр. Показывает сценку. - К кому обратиться? Важно уметь найти мирный выход в ситуациях. Не бояться и обратиться к взрослому за помощью, не молчать и не держать в себе проблемы. - Но бывает, что взрослые проявляют насилие по отношению к детям и дети по отношению к взрослым. - Когда это происходит? (Когда нарушаются права и обязанности) Какие права были нарушены, кто был не прав? У каждой группы перечень прав. Выберите право и сформулируйте утверждение. “Я уважаю, твой право на безопасность и не стану тебя бить”. “Я уважаю, твоё право на учёбу и не стану отвлекать тебя на уроке”. Подводят итог урока: Сформулируйте высказывания. На этом уроке: - Я чувствовал себя… - Я узнал… - Я понял, что… Теперь: - Я попытаюсь… - Я знаю, что… - Я могу… Вывод. Жизнь так коротка, что жаль её растрачивать на ненависть. Мы вправе выбирать ту дорогу, по которой пойдём – по тропе ненависти или мира, любви, красоты и согласия. Давайте начнём делать добро сегодня и сейчас. Подарите друг другу хорошие слова. Я дарю тебе этот мир! Запишите, что бы вы подарили друг другу на листах, которые перед вами. Солнце, цветы, дружбу и т.д. |