Тема: «Доброта наших сердец».
Форма проведения: путешествие по уголкам Доброго сердца.
Цель: расширение знаний детей о дружбе, взаимоуважении, доброте, зле;
Задачи:
• формирование нравственных качеств обучающихся: умения дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
• развитие отношений детей, построенных на способности решать проблемы;
• формирование у учеников потребности в понимании другого человека;
• формирование готовности идти навстречу друг другу;
• формирование навыка речевого этикета;
• развитие мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
• развитие умения аргументировать свою точку зрения;
• воспитание доброжелательности, уважения друг к другу;
• формулирование законов дружбы
Новые понятия: гуманность, справедливость, сдержанность, человечность, жестокость, бездушие.
Оснащенность: мультимедийные средства, презентация.
Оборудование для учителя: аудиозаписи песни Ю.Энтина «Дорогою добра», песни из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена», карточки с пословицами, кукла.
Ход мероприятия
1. Орг. момент
Меня зовут Оксана Николаевна. Я рада приветствовать вас на классном часе. Надеюсь, сегодня вы будете активными и любознательными.
Психологический настрой.
- Ребята, возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Пусть от улыбки нам всем станет теплей. Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу.
2. Прослушивание песни Ю.Энтина «Дорогою добра» (видео ролик).
3. Беседа:
-Ребята, мы начали наш классный час с этой удивительной песни. О чем в ней поется?
- Как выдумаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе?
Ответы детей.
- Верно, тема классного часа «Доброта наших сердец».
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Уголкам Большого доброго сердца»
- Во время путешествия нам необходимо найти ответ на вопрос: «А нужно ли быть добрым?»
4. Основная часть
- Мы отправляемся в Уголок доброты
- Что такое доброта? (ответы детей)
Вывод: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Что такое зло? (ответы детей)
- Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
- С каким человеком рядом вам комфортнее, с добрым или злым?
5. Выполнение кейсов
(каждой группе предлагается кейс на тему добра, вопросы к нему)
- Сейчас, ребята, каждой группе я предложу кейс о добре и зле. Вам необходимо прочитать текст, обсудить его и решить поставленную проблему.
(работа в группах, проверка)
-Что общего во всех этих ситуациях? Как можно из них выйти?
Вывод: добро помогало найти выход из любой ситуации.
6. Восстановление пословиц.
Слово доброта является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.
-На экране вы видите разбитые пословицы. Вам нужно из слов собрать пословицу. Кроме того, необходимо объяснить смысл пословицы.
• Жизнь дана на добрые дела.
•Худо тому, кто добра не делает никому.
(проверка)
- О чем же говорят народные пословицы?
(ответы детей)
Каким делает человека доброта?
Вывод: У каждого из вас есть в сердце Уголок доброты.
7. Следующая наша остановка - Уголок уважения.
(Игра «Обида»)
Познакомьтесь, это Соня (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вы берёте Соню в руки и мысленно говорите обидные слова. Ведь обижая даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем загибать край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Соню, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале встречи? Что в ней изменилось? Почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как это сделать? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале? Нет. Почему?
Вывод: Боль от обиды остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить.
- А может ли добрый человек обидеть другого?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Должны ли мы друг друга уважать?
Вывод: Уважение – это хорошее отношение к другому человеку.
У каждого из вас есть в сердце Уголок уважения.
8. Наше путешествие продолжается – мы оказались в Уголке дружбы.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Проведем мозговой штурм. Продолжите фразу:
«Дружба – это …».
- Д.Н. Ушаков в своём «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
«Дружба - …это бескорыстные близкие отношения, основанные на взаимном доверии».
- Скажите, у какого человека больше друзей? (у доброго).
- Ребята, а как нужно себя вести, если все - таки между друзьями возник конфликт?
- Давайте составим правила дружбы.
(Работа в группах: обсуждение и составление правил дружбы).
• Не выдавать чужие секреты;
• Всегда быть откровенным с другом;
• Не бойся попросить прощения;
• Не груби;
• Не надо менять друзей;
• Надо быть постоянным в дружбе;
• Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
• Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
• Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
• Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
• Радуйся вместе с другом его успехам.
• Предлагай свою помощь, а не жди просьбы о помощи.
• Старайся, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавай неловких ситуаций.
• Защищай друга; и т.д.
(Проверка)
-Какие отношения должны быть между друзьями? Добрые отношения.
Вывод: У каждого из вас есть в сердце Уголок дружбы.
9. Подведение итога. Рефлексия.
Создание круга доброты, уважения и дружбы.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
Другу руку ты пожми,
И сердцем добрым обними.
Много в мире нужных вещей,
Но доброе сердце – намного важней.
Пусть наше сердце добрым будет,
Мы все друг друга очень любим!
- Давайте ответим на вопрос нашего классного часа: «Нужно ли быть добрым? Почему?»
Мне хотелось бы, чтобы в ваших сердцах всегда была доброта, уважение и дружба.
- В конце классного часа я хочу вам сделать комплимент: мне было очень хорошо и приятно с вами работать.
- Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Вы были молодцы!