Просмотр содержимого документа
«Классный час "Правовая азбука"»
Классный час «Правовая азбука»
Цели: дать первоначальные правовые знания;
сформировать понятия «закон», «права», «обязанности», «ответственность».
познакомить с основным законом государства- конституцией ЛНР;
формировать представление о правах и обязанностях школьника, правовое сознание учащихся;
воспитать чувство гражданского долга и ответственности.
Оборудование: аудиозапись гимна ЛНР, карточки, презентация, устав школы.
Ход урока:
Орг. момент:
Приветствие
Звучит гимн ЛНР.
-Ребята, что мы сейчас прослушали? Да, прозвучала самая главная и торжественная песня государства-гимн. Вы уже поняли, что разговор у нас сегодня будет серьёзный и важный.
У1: Начинаем классный час,
Речь пойдет здесь все о нас.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать…
- Да, ребята, постарайтесь узнать новое о правах, обязанностях и ответственности. Давайте попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, выполняем обязанности и несем ответственность.
2) Обзорное ознакомление с Конституцией ЛНР.
Учащиеся читают притчу о том, как возник закон.
Притча
У1:Давным-давно, две тысячи лет назад на планете Земля появились люди.
Одновременно с людьми появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
У2:Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
У3:В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и решили объединиться и создать новое государство – «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Учитель:Как вы думаете, почему страна стала процветающей? Почему стали счастливы её жители? Чувствуют ли они себя в безопасности?
Все: Жители стали жить по законам.
У4: Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!
В конце концов, людям удалось решить ГЛАВНЫЕ вопросы, возник закон.
II.Основной этап
-Ребята, а что такое закон? Давайте посмотрим на слайд.
Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
-В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живём. Где прописаны эти законы?
Все: Законы прописаны в Конституции – основном законе государства.
-Конституция ЛНР была принята 18 мая 2014 года.
- Кроме Конституции, существуют «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
В главе второй Конституции определены права граждан республики. Основные права такие: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на охрану здоровья, на образование и другие.
-Ребята, а как вы понимаете что такое обязанности? Да.
- А какие обязанности вы должны выполнять перед родителями, государством, школой? (Слушать родителей, уважать права других граждан, соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, в общественных местах).
-А знаете ли вы, что в нашей школе существует документ, который называется Устав школы? В нем прописаны права и обязанности учащихся нашей школы.
(учитель показывает учащимся Устав школы).
-Ребята, вы должны понимать, что за нарушение правил устава школы, за совершение правонарушений, совершение общественно-опасных действий (драка), прогул уроков, грубость по отношению к сверстникам и взрослым, унижение маленьких и слабых, выяснение отношений с помощью силы, порчу чужого имущества необходимо нести ответственность.
-существует 4 вида юридической ответственности за правонарушения:
1) Уголовная. В ст. 20 УК сказано, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет. С 14 лет наступает ответственность за совершение таких преступлений как убийство, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, кражу, разбой вымогательство, угон автомобиля, заведомо ложное сообщение о террористическом акте и другие.
2) Административная ответственность выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (например, нарушение правил дорожного движения). Административной ответственности подлежит лицо, достигшее 16 лет.
3) Дисциплинарная – вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.(например, прогул без уважительной причины, опоздание на работу).
4) Гражданско-правовая регулирует имущественные отношения. Наказанием может быть уплата(возмещение) ущерба.
- А теперь, ребята, давайте рассмотрим ситуации и определим вид юридической ответственности.
Ситуация№1: Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (гражданско-правовое).
Ситуация№ 2:Учащиеся 76 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это нарушение?(уголовное, с 14 лет).
-А сейчас я раздам вам карточки с заданием. Рассмотрите примеры правонарушений и определите вид юридической ответственности:
Определи вид ответственности:
Г(гражданско-правовая), У(уголовная),
А(административная), Д(дисциплинарная):
-порвал учебник одноклассника_____
-совершил кражу моб.телефона_____
-избил одноклассника_____
-совершил прогул в школе____
-перешел дорогу в неположенном
месте_______
-разбил мячом окно________
-нецензурно выражался в общественном месте__________
-Давайте рассмотрим еще одну ситуацию:
«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»
-Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)
Во-первых, это преступление! Вы согласны?
Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий
1 .Скорее позвони по телефону «02»
2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление
З. Сообщи приметы хулиганов.
4.Поставь в известность родителей.
III. Завершение урока
-Ребята, я надеюсь, что сегодня вы узнали и поняли важные и нужнные вещи. Всегда нужно помнить, что за совершенные поступки нужно отвечать. Мне очень хочется верить, что после нашего классного часа вы будете совершать только хорошие поступки!