Форма проведения: философский стол (размышление о проблеме двух жизненных позиций: «жизнь для других», «жизнь для себя»).
Возраст: 16-17 лет.
Основная цель: помочь взрослевшему человеку разобраться в сложном и многообразном мире людей. Пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания. Помочь сформировать активную жизненную позицию.
Предварительная работа: цикл бесед на темы: «Личности, изменившие мир», «Философское осмысление жизни», чтение книги Н.И.Козлова «Философские сказки для обдумывающих житьё, или Весёлая книга о
свободе и нравственности», Истинная, правда, или Учебник для психолога по жизни».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Жизнь - это…» »
План-конспект классного часа
ТЕМА: «Жизнь - это…»
ФИО учителя – Чугаева Татьяна Николаевна.
Место работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок
Должность - преподаватель.
Предмет – технология.
Класс – 10 класс.
Форма проведения: философский стол (размышление о проблеме двух жизненных позиций: «жизнь для других», «жизнь для себя»).
Возраст: 16-17 лет.
Основная цель: помочь взрослевшему человеку разобраться в сложном и многообразном мире людей. Пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания. Помочь сформировать активную жизненную позицию.
Предварительная работа: цикл бесед на темы: «Личности, изменившие мир», «Философское осмысление жизни», чтение книги Н.И.Козлова «Философские сказки для обдумывающих житьё, или Весёлая книга о
свободе и нравственности», Истинная, правда, или Учебник для психолога по жизни».
Оформление: 1. Таблички для участников:
! -готов ответ; ? - есть вопрос.
2.Афоризмы, мысли великих людей.
3. Плакаты «Жизнь - это…», «Жизнь для себя », «Жизнь для других».
4.Слайд - шоу «Это для жизни».
. 5. «Весы жизни», шарики по количеству детей.
Ход занятия
Идёт слайд - шоу «Это для жизни». Дети сидят вокруг большого стола, начинает классный руководитель:
На пороге 21 века становится актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чём ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой, мы и собрались за этим философским столом.
…Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.
Жизнь - это горение, а в огне что-то сгорает.
Жизнь - это свет, а свет кого-то слепит.
Жизнь - это борьба, а в борьбе должен быть победитель.
Жизнь. В этом слове немало значений.
Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.
Жизнь птицы, живущей три весны.
Жизнь человека. И жизнь страны.
Все они плотно переплелись. Разве мы можем жить без цветов, без пения птиц? А разве можем жить без Отечества, без Родины, без, отчего крова?
Подумайте и ответьте.
1. А как бы вы сами определили, что такое жизнь?
2. Жизнь и существование - одно и то же ли это? Если нет, то чем разница?
3. Есть два суждения: «Жизнь быстротечна, мимолётна», «Жизнь - долгие, долгие годы».
Какое из них наиболее достоверно? Почему? ( Ответы детей, можно использовать таблички для ответов.)
Так думаете вы. Ученики 11-го класса, а вот что говорили о жизни известные мудрецы (зачитываются афоризмы, например некоторые из них):
От безбожья до Бога- мгновенье одно.
От нуля до итога - мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много - мгновенье одно. О.Хаям
Жизнь коротка, но слава может быть вечной.
Цицерон
Сама по себе жизнь ничего не значит, цена ее зависит от ее потребления.
Ж. Руссо
Жизнь вынуждает человека много делать добровольно.
С.Е.Лец
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание.
Сеняка
Можно не зачитывать, а попросить детей выбрать те, которые им наиболее близки. Если какой- то афоризм не выберут, можно спросить, по какой причине.
Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь; с другой - не ценим её каждодневно. Мы считаем, что человек- «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.
И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но, предупреждаю сразу, оно не из лёгких. Кто к этому готов, кто хочет его пройти, - встаньте.
Дети встали, образовали круг. Игра «Вырвись из круга».
Прошу в середину круга выйти того, кто считает себя человеком, достойным носить это почётное звание.
Кто-то выходит в круг.
Теперь ты стоишь один в центре круга, в окружении плотного круга людей, крепко держащихся за руки, выражение их лиц тебе пока не ясно. За пределом этого круга - жизнь. Твоя задача - выйти в жизнь, доказать, что ты действительно достоин этого. Но если ты не сделаешь это за одну минуту, ты погибаешь.
Инструкция по кругу: любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого, безусловно, хорошего и достойного человека, но это слишком легко. У вас нет задачи, дать ему смерть. Ваша задача выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.
Идет игра. В центре круга все желающие.
Как вы поняли, эта игра – прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвется из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем.
Для людей характерны две жизненные позиции: «жизнь для других» и «жизнь для себя». Остановимся конкретнее на второй позиции «жизнь для себя».
Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук Михаил Ефремович Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас - это мы сами. Жить нужно для себя это приносит пользу и другим. Возлюби ближнего своего, как самого себя звучит, Евангельская заповедь это значит, что ты будешь любить ближних только в том случае, если полюбишь себя. Что-то подобное мы находим и у Пушкина:
Кого ж любить, кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кого все дела, все речи мерит
услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
трудов напрасно не губя.
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель?
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.
Учитель достает весы. На одной чаше весов написано «жизнь для других», на другой – «жизнь для себя».
Ребята, выберете вашу жизненную позицию. Перед вами «весы жизни», назовем их так условно. Какая позиция наиболее приемлема для вас?
Ученики кладут на одну из чаш свои шарики, у каждого в руках только один шарик. В нашем случае многие ребята отдали свои голоса позиции «жизнь для себя». Весы послужили прекрасной наглядности.
Людям свойственно совершать поступки, именно они определяют, по какой позиции живет человек. И теперь мы попробуем обвинить или защитить поступок, который характеризует человека живущего для себя. Для этого выберем обвиняемого, он садится в центре стола, далее следует рассказ о его проступке, каждый учитель может выбрать его самостоятельного. В данном случае мы выбрали следующую ситуацию: в вашем классе произошел случай. Однокласснице срочно потребовалась донорская кровь. Каждый из вас без промедления откликнулся на эту просьбу, но нужная группа крови только у обвиняемого, а он ее категорически отказывается сдавать.
Все остальные разбиваются на две группы. Первая группа – обвинители, вторая – защитники.
Функции сторон: защитникам нужно найти что – то положительное в этом поступке, а обвинителям - доказать вину обвиняемого. После того как обвиняемый прослушает обе стороны, он должен выразить свое отношение к ситуации. Начинает обвинители, продолжают защитники.
Смыслом жизни людей другой позиции является « жизнь для других».
Может быть, великое счастье в том чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории было не мало: среди них философы, художники, поэты, врачи – люди, готовы отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед. Можете ли вы назвать имена таких людей, плодами, жизни которых мы пользуемся до сих пор, несмотря на то, что их давно нет.
А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. Жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Однако почему же лучшие из лучших не задумываясь, отдавали ее по собственному желанию. Матрос Е. Никонов, погибший под пытками фашистов но не выдавший своих товарищей, В. Носов, направивший свой самолет на колонну немецкой техники. И очень близко для нас фамилия, это наш земляк, из с. Ужга, Герой Советского Союза Данилов.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Звучит песня из кинофильма «Земля Санникова».
А сейчас еще раз посмотрите на «весы жизни».
Переменил ли кто-то из вас свое мнение о двух жизненных позициях?
Ребята, у вас есть возможность еще раз определить место своей позиции. Теперь, в нашем случае, перевесила чаша весов «жизнь для других».
Многие ребята пожелали иметь не один, а два шарика, так как здесь, по их мнению, важна золотая середина. После такого решения ученики могут высказать причину своего выбора. Почему они выбрали именно эту позицию, а не другую.
Классный руководитель подводит итог классного часа.
Закончить наш классный час я бы хотела такими словами:
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живем, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Не все пересыхают ручейки.
Не все напевы время уничтожит.
И ручейки множат мощь реки,
И нашу славу песня приумножит.
Р. Гамзатов.
Литература
Классный руководитель №8, 2001.
2. Электрон.дан. – Комментарии, афоризмы на тему: Жизнь и смерть: Livelnternet. – Режим доступа: http//www.aforizmi.ru. – Загл. с экрана.