Классный час предназначен для учащихся 8 - 9 классов, ориентирован на расширение знаний по типам профессий, специальностей, направлений. Мероприятие расчитано на урок (40-45 минут) с привлечением работников библиотеки. Цель классного часа активизация потребности учащихся в профессиональном самоопределении. Наращивание знаний о профессиях. Способствовать формированию познавательной активности, коммуникативных умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель. Мир профессий очень разнообразен. В нём насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности – свыше 40 тысяч. Как вы думаете, что можно предпринять, чтобы как- то ориентироваться в нём?
Его нужно систематизировать, классифицировать. А по каким признакам это сделать? Можно по первой букве названия, как составляются словари. Можно по принадлежности какой – либо отрасли экономики (промышленность, торговля, образование и т.п.) Но удобна будет такая классификация для нас с вами?
Наиболее удачную классификацию профессий предложил академик Евгений Александрович Климов. Основными признаками этой классификации являются: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда.
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
«Человек – природа» (П). Здесь главный ведущий предмет труда – живая природа. К этому типу относятся, например, профессии: семеновод, плодоовощевод, лаборант семенной инспекции, лаборант химико – бактериологического анализа, зоотехник, агроном.
«Человек – техника» (Т). В этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы и т.п.), материалы, виды энергии. Например: машинист бульдозера, швея – мотористка, инженер – технолог, горный техник, сборщик часов и т.п.
«Человек – человек» (Ч) здесь главный предмет труда – люди. Примеры профессий: продавец, врач, учитель, парикмахер, экскурсовод и др.
«Человек – знаковые системы» (З). В этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки. Например: переводчик, секретарь – машинистка, программист, бухгалтер, контролёр – кассир.
«Человек – художественный образ» (Х). В этом типе профессий ведущий предмет – художественный образ, способы его построения. К этому типу профессий относятся: модельер – конструктор, артист, композитор, резчик по камню, художник, ювелир и т.д.
Конечно в ходе трудовой деятельности, человек, как правило взаимодействует не с одним предметом труда, а с несколькими. Однако только один из них является ведущим, основным.
С предметом труда надо что – то сделать, т.е. поставить какую – то цель. Что я должен сделать, чтобы получить желаемый результат? В зависимости от цели труда профессии разделены на три класса.
Гностические профессии (Г). Люди этого класса профессий не участвуют в производстве новых продуктов, а в основном оценивают имеющиеся изделия или отдельные их параметры. Примеры профессий: контролёр, сборщик часов, товаровед, эксперт, следователь.
Преобразующие профессии (П). Люди этого класса профессий воздействуют на предмет труда, изменяя или сохраняя его свойства. Примеры профессий: слесарь, портной, водитель, преподаватель.
Изыскательские профессии (И). Цель труда людей этого класса профессий – поиск чего – то неизвестного, наилучшего варианта решения сложной практической задачи. Примеры профессий: закройщик, конструктор, художник – оформитель.
Чтобы воздействовать на предмет труда – необходимы средства труда или орудия труда. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие отделы профессий:
Профессии, связанные с использованием ручного труда (хирург, резчик, столяр и т.д.)
Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, шофёр, машинист и др.)
Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматических линий, работотехнических комплексов (печатник, сталевар, оператор прокатных станов и т.д.)
Профессии, связанные с использованием функциональных средст, орудий труда (певец, учитель, актёр, режиссёр) Функциональными называются невещественные средства, такие как речь, жесты, мимика.
Специалисты разных профессий работают не в одинаковых условиях. Классифицируя по этому признаку профессии, можно выделить следующие группы:
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь – машинистка, бухгалтер, экономист, сборщик радиоаппаратуры)
Труд с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами температуры и влажности (агроном, лесник, геолог, фермер и др.)
Труд в необычных условиях (актёр, водолаз, электромонтажник, космонавт, артист цирка и др.)
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, актёр, писатель, юрист и др.)
Переходим к следующему пункту нашей работы. Библиотекари нашей школы познакомят с выставкой и обзором литературы по теме.
Практическая работа.
Она будет проходить в виде игры.. Вы распределились на команды по интересам. Вначале проведём разминку.
Из приведённого списка назовите те профессии, которые:
3. Выберите из приведённого списка профессий и специальностей, которые входят в производственную сферу: 1) сборщик часов 2) овощевод 3) кулинар 4) учитель 5) крановщик 6) медсестра 7) инженер – строитель 8) водитель троллейбуса 9) оператор ЭВМ 10) сварщик
Теперь командам предстоит подготовиться к защите соответствующего типа профессий. Для этого даётся примерный план защиты. Время на подготовку 10 минут. Во время выступления учащиеся внимательно слушают ответы, дополняют выступающего и задают вопросы.
План защиты.
Какие профессии входят в избранную вами область профессиональной деятельности?
В чём вы видите необходимость этих профессий для общества?
Кого из специалистов перечисленных вами профессий вы можете назвать?
Назовите 5 качеств характера, наиболее необходимых настоящему профессионалу выбранной вами группы профессий.
Что бы вы посоветовали своим одноклассникам, выбравшим эти профессии, для того чтобы они лучше подготовились к будущей работе.
Назовите учебные заведения (институты, ПТУ, техникумы, колледжи), готовящие специалистов выбранной вами группы профессий?
Представьте себе, что вы уже специалист, каждый в своей области. Как будет проходить ваш рабочий день? (расскажите или инсценируйте)
Заключение: мы с вами сегодня расширили свои знания по данной теме. Каждый из вас должен задуматься какую профессию и специальность вы выберите, чтобы работа приносила радость и удовлетворение.