МБОУ «Средняя школа№2» города Велижа
КЛАССНЫЙ ЧАС:
« Из истории школьной формы. Школьная форма???!!!»
Выполнил: классный руководитель
6а класса И.А. Карповская
Велиж-2015
Классный час: « Из истории школьной формы. Школьная форма???!!!»
Задачи:
обеспечить учащихся необходимой информацией по проблеме;
рассказать о внимательном отношении к своему здоровью как высшей ценности;
познакомить с историей возникновения школьной формы в России;
выявить преимущества и недостатки школьной формы;
развивать эстетический вкус.
-
Ход классного часа
1. Зачем в школе вводится школьная форма.
Со следующего учебного года в нашей школе вводится единая ученическая форма. Этот процесс, как показывает практика, проходит достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена не принимают нововведения, отказываясь одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду школы.
Сегодня на классном часе мы попытаемся выяснить, зачем нужна школьная форма, хорошо это или плохо, познакомимся с историей школьной формы в России, с тем, какая школьная форма в других странах.
2. Почему было принято решение о введении школьной формы.
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Зачем вводится школьная форма?
Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Во-вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
3. История школьной формы в России.
Школьная форма в Российской империи. Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Форма 19 века для мальчиков
Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, чёрных ботинках и с непременным ранцем за спиной
Форма 19 века для девочек
Форма девочек тоже была строгая: коричневые платья с фартуками из ткани высокого качества с изящным покроем.
Что изменилось после революции 1917 года?
Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет "О единой школе...", отменявший школьную форму как таковую и именовавший её "наследием царско-полицейского режима", эдаким пережитком прошлого.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.
1949 год - снова вводится единая форма
Вечные коричневые шерстяные платья с чёрным фартуком для девочек и логичные для того времени военные гимнастёрки с воротником - стоечкой для мальчиков.
Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и
манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек.
В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).
История школьной формы
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы;
В 1973 году – в костюмы из синей полушерстяной ткани с эмблемой и алюминиевыми пуговицами;
В 1976 году девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики в синих костюмах.
До 1976 года с первого по 10-й класс ребята ходили именно в этой форме.
1992 год
В 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона «Об образовании». Коричневые платья и синие костюмы заменили «вареные» джинсы, брюки-клеш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».
Современная Россия
В современной России нет единой школьной формы, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.
4. Школьная форма в разных странах.
Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.
Каждая престижная школа имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев.
Долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки...
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше — до 1988 года.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — “матросский костюм”. К форме обычно даётся ещё и большая сумка или портфель.
За пределами школы девочки тоже одеты по-школьному, потому что альма-матер – это эталон и образец для подражания.
Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц. Фасон, кстати, имеет прусские корни: такую форму носили солдаты прусской армии XIX века. Это, ни много ни мало, отголоски тех времен, когда Япония заимствовала идеи, в том числе и образовательные, у стран просвещенной Европы.
В японских школах частенько проходят показы мод, где каждая школа демонстрирует собственные ноу-хау в сфере школьного обмундирования. Даже персонажи японских мультиков манга часто одеты в гакуран.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.
5.Нужна ли школьная форма?
Запишите доводы за введение школьной формы и против. Задаём вопросы, уточняем, дополняем…
6.Подведём итоги
Преимущества школьной формы
Строгий стиль одежды создаёт в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;
форма дисциплинирует человека;
помогает избежать соревновательности между детьми в одежде;
нет проблемы «в чём пойти в школу», спокойное состояние активизирует желание учиться;
школьная форма позволяет ощутить свою причастность именно к этой школе;
если одежда придётся по вкусу, ученик будет испытывать гордость за свой внешний вид;
школьная форма экономит деньги родителей.
Недостатки школьной формы
Нежелание детей её носить;
потеря индивидуальности;
повышение финансовых расходов на обучение;
затраты времени и сил на приобретение формы;
низкое качество материалов и пошива школьной формы.
Нужна ли школьная форма сегодня? Какой она должна быть?
Современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой.
Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, даёт возможность осознать принадлежность к определённому коллективу.
Школьная форма должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность.
Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.
Использованные Интернет-ресурсы:
http://www.rusedu.ru/detail_4761.html
http://wiki.pskovedu.ru
www.gvaschool1.narod.ru
www/festival.1september.ru