Экскурсия "Школьная пора..." (история школьной формы, школьных принадлежностей и атрибутов в России) в рамках конкурса "История обычных вещей"
Экскурсия "Школьная пора..." (история школьной формы, школьных принадлежностей и атрибутов в России) в рамках конкурса "История обычных вещей"
Это текст экскурсии с выставки об истории школьной формы и школьных принадлежностей в России с дореволюционного периода до наших дней. Данный материал может быть использован учителями на классных часах с тематикой о школьной форме, что на сегодняшний день является актуальной. Материал рассчитан на любой школьный возраст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия "Школьная пора..." (история школьной формы, школьных принадлежностей и атрибутов в России) в рамках конкурса "История обычных вещей" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №76
Экскурсия
«Школьная пора…»
Руководитель: Фильцина Г.Н.
Учащиеся 9 класса:
Букарина Анастасия
Учащиеся 10 класса
Блохина Эльвира
Учащиеся 11 класса
Уржумова Елена
Нижний Новгород
2015 год
Экскурсовод 1.
(Слад 1.)
Здравствуйте, меня зовут………! Сегодня я буду вашим экскурсоводом!
Для того чтобы родителям собрать нас в школу приходится делать очень много покупок. Учебники, школьные сумки, ручки, карандаши, тетради и т.д. Но, пожалуй, самая большая забота родителей - это то, в чем ребенок будет ходить в школу. Помимо одежды для занятий по физической культуре нужен костюм для повседневной носки.
Сейчас много разговоров идет о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнение.
Есть люди, которые считают, что школьная форма появилась в советское время, другие считают, что она появилась на много раньше. Мы тоже заинтересовались всеми этими вопросами и решили найти на них ответы.
Эта тема актуальна, так как вопрос о школьной форме уже давно и остро стоит в нашей школе.
Готовясь к проекту, мы изучили информацию, когда же возникла школьная форма в России, какие школьные предметы и атрибуты использовались во времена, когда существовала школьная форма . И сейчас, мы предлагаем вашему вниманию презентацию по данной теме.
(Слайд 2.)
Первая ученическая форма в России появилась еще при Николае I , в 1834 году.
Слайд 3.
Мода на школьную форму пришла из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной.
Слайд 4
Девичья форма была утверждена в 1886 году. Обязательная форма для ежедневного посещения, состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука черного цвета.
Слайд 5.
Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.
Слайд 6.
В 1918 году был издан декрет, полностью отменивший школьную форму. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.
Большевики одним махом разрушили «пережиток прошлого» — школьное образование, со всеми его недостатками и достоинствами. И со школьной формой. Ученики ходили в школу кто в чем горазд. Точнее, во что смогли их одеть родители.
Период «бесформенности» длился до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны.
Экскурсовод 2.
Слайд 7.
В 1949 году в СССР вернулись «времена смирения». Возвратили и единую школьную форму как символ равенства всех сословий. Форму для девочек, не мудрствуя лукаво, один к одному скопировали с платья гимназисток -коричневые шерстяные платья с черным передником. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. В обычные дни полагалось носить черные и коричневые банты.
Мальчиков одели в полумилитаристскую форму, почти что обмундирование, включавшее в себя ремень с пряжкой и кепку с козырьком. Форма дополнялась атрибутами принадлежности к детской (октябрята, пионеры) или молодежной (комсомол) коммунистической организации.
До 1962 года мальчики носили серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, элементы школьной формы ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком ребята носили на улице.
Прическа тоже должна была отвечать требованиям морали – «модельные стрижки» до конца 1960-х были под строгим запретом. Девочки обязательно носили косы с бантами, а мальчиков стригли под машинку.
Экскурсовод 3.
Слайд 8.
В 1962 году произошло изменение школьной формы. В 60-е решили не готовить будущих солдат прямо со школьной парты и заменили гимнастерки шерстяным костюмчиком серого мышиного цвета. Для девочек была введена парадная форма (для торжественных мероприятий) – белый фартук, завязывавшийся сзади на бант и белые гольфы или колготки. В волосы вплетались белые банты.
Экскурсовод 3.
Слайд 9.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Серые шерстяные брюки и куртки у мальчиков были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. На нашей школьной выставке представлен этот школьный костюм. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами в форме фигурной скобки. Куртка застегивалась на алюминиевые пуговицы.
Слайд 10.
На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символом просвещения. У старшеклассников на этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома.
Слайд 11.
Тогда атрибутом у пионеров стал красный галстук и пионерский значок. Пионерский красный галстук завязывался на специальный узел.
Слайд 12.
Обязательным дополнением к школьной форме в зависимости от возраста ученика были октябрятский значок (его носили в начальных классах), пионерский значок, который носили средних классах, и комсомольский значок для старшеклассников. Пионерский галстук и октябрятский, пионерский значки тоже представлены на нашей выставке. Так же на нашей выставке комсомольский значок и комсомольский билет.
Еще на нашей выставке представлены такие атрибуты пионеров, как барабан и горн. Горн созывал пионеров. Горнист отряда – ответственное пионерское поручение. Горнист должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все!», «Сбор», «На линейку!», «Тревога!» и другие.
Так же у нас представлен барабан. Назначение барабана – сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда должен уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».
Экскурсовод 4.
Слайд 13.
В начале 1980 года была введена форма для старшеклассников. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменились на брючный костюм.
Девочки носили коричневые платья, как и в предыдущий период, только оно стало выше колен.
Слайд 14.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.
На нашей выставке представлены некоторые школьные предметы, которые пользовались советские школьники: это подставка для книг, портфель, глобус…. Предлагаем вам посмотреть ролик, в котором изображены предметы, которыми пользовались наши советские школьники.
Ролик 1.
Слайд 15.
Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года. И стали ходить в школу кто во что горазд. Наметились первые признаки расслоения на бедных и богатых. В одежде школьников это проявилось особо ярко.
Слайд 16.
В современной России нет единой школьной формы, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ существуют правила ношения одежды.
Школьная форма советского времени традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже - на другие праздники.
Экскурсовод 5.
Слайд 17.
Стоит ли вводить школьную форму?
«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие» – считает модельер Вячеслав Зайцев, который сегодня занимается разработкой моделей школьной формы.
Ролик 2
Так какой должна быть одежда для школы: строгой и безликой или не ограниченной школьными рамками - яркой и немного дерзкой, дающей школьнику право самовыражаться.
Каждая школа решает этот вопрос по-разному. Одни школы удовлетворятся строгими костюмами-двойками, другие заключают контракт со швейными фабриками. При этом учителя и родители определяют стиль, выбирают фасон, цвет формы.
Детские психологи советуют выбирать спокойные, приглушенные цвета и не использовать прямые цвета радуги, они повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение. Сочетание цветов типа черное-белое лучше избегать, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль. Наиболее подходящими считаются бежевый или приглушенный зеленый цвет. Кроме того, специалисты рекомендуют для девочек не платья, а именно юбки с жакетами, сарафан и нарядные кофточки, которые можно менять каждый день. Для мальчиков классический костюм-тройка. Ткань лучше выбирать без синтетических добавок. Рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы.
Экскурсовод 6.
Слайд 18.
А нужна ли форма нашей школе?
Был проведен опрос среди учителей, учеников и родителей. Им были предложены вопросы.
Мы выявили следующее: опрошено 17 учителей, из них все 17 учителей за введение школьной формы.
Когда в начале 90-х годов официально разрешилось ношение свободной формы одежды в общеобразовательных учреждениях, никто не возмущался по поводу отмены единой школьной формы, наоборот, все радовались свободе в одежде, свободе стиля. Но «бесформенная свобода», по утверждению психологов, стала отрицательно сказывать на психике школьников, ведь зачастую школа стала своеобразным подиумом для демонстрации финансовых возможностей родителей, различных стилей и направлений в моде и внешних данных. Психологи доказали, что школьная форма дисциплинирует, положительно влияет на учебный процесс.
Учителя считают, что школьная форма дисциплинирует, положительно влияет на учебный процесс.
Дети, приходящие в школу в костюмах строгого классического стиля, более спокойные, сконцентрированные на учебе и меньше остальных нарушают дисциплину. А также деловой костюм существенно улучшает внешний вид школьников.
Среди родителей было опрошено 85 человек. За ведение школьной формы 76, против – 9. В анкетах было отмечено, что после введения школьной формы в школе будет относительное социальное равенство, не будет такого: «Ты богатый, а я бедный, значит ты круче». Строгий стиль одежды создаст в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует человека.
Среди обучающихся 5-11 классов за введение формы высказались 47 человек, против – 17.
Школьники указали такие причины, по которым желательно было бы ввести школьную форму - не надо думать, что одеть в школу, школьная форма сэкономит деньги родителей. Аргументы против формы такие: одинаковый фасон, «скучный» цвет, потеря индивидуального стиля.
Все-таки большинство учащихся за то, что обязательная форма нужна нашей школе.
Мы обратились в Интернет, чтобы узнать, какую школьную форму предлагают наши российские производители.
И решили разработать предложить банк идей своей собственной школьной формы, которая была бы красивой, стильной, удобной и современной.
Предлагаем вашему вниманию эскизы школьной формы, выполненные учащимися нашей школы на уроках технологии. А также посмотреть другие экспонаты нашей выставки.