Цель: Формирование представлений ребенка об общечеловеческих качествах - доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе отношений.
Задачи:
1.Созданий условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека.
2.2.Формироваание способности давать собственную оценку фактам, событиям, и ситуациям жизни.
Форма проведения: классный час – размышление
Ход кл. часа
1.Вступительное слово учителя.
Эпиграф к кл. часу.
Чтение стихотворения «Давайте поклоняться доброте!» О чем стихотворение? Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор о доброте.
Сегодня мы будем создавать «Дерево доброты». Это волшебное дерево. На нем должны созреть плоды доброты.
-А что такое доброта? Напишите на листочках, что такое доброта?
Вывод. «Доброта- милосердие, любовь к людям, к растениям, животным». Доброта нам нужна, чтобы всем легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. Этому учили нас предки. И вот перед вами пришедший из старины алфавит. А почему этот алфавит так назван?
3.Задание «Буквы кириллицы».
Аз живете
Буки Земля
Веди людие
Глаголь мыслите
добро покои
Какой призыв скрыт здесь?
Люди Земли ! Мыслите и живите по - доброму!
Как вы понимаете этот призыв?
Все люди Земли калмыки, русские, татары и т. д. должны жить в мире, помогать друг другу, совершать только добрые дела, а также о людях должны думать только хорошо.
Пусть этот девиз станет девизом всей вашей жизни.
4.Работа с пословицами.
Устное народное творчество любого народа-это сокровище мудрости.
Какие пословицы о доброте вы знаете?
Доброе слово лечит, а злое калечит.
-Как вы понимаете эту пословицу?
Доброе слово может победить болезнь, рассеять тревогу, а злое слово может человеку испортить настроение, причинить душевную боль человеку.
Худо тому, кто не делает добра никому.
Человек, который не совершат добрых поступков - это плохой человек.
Если такой человек попадет в беду, ему никто не поможет?
-Этому человеку никто не поможет.
За добро- добром плати.
Все хорошее, что делается для вас, ребята, нужно платить добром.
Например: Мама заботится о детях, а дети должны совершить доброе дело для своих родителей и какие дела могут сделать дети?
-До прихода родителей можно выполнить много домашних дел.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела надо помнить, а кто причинил тебе боль, зло надо забывать.
Соедини пословицы:
Японская
Кто людей любит, добрыми и честными.
Без этой работы жизнь
бессмысленна.
Китайская
Сделайте каждую мысль, у того свои желания сбываются.
каждое слово и каждый поступок
Английская
Кто помогает людям, тот долго живет.
-Если человек любит окружающих людей, то и люди будут желать ему добра, здоровья, долголетия.
- Человек должен быть отзывчивым, доброжелательным, милосердным, честным, говорить добрые, ласковые слова, от которых на душе радость. Если мы не будем совершать добрые поступки, то жизнь не имеет смысла.
-Если мы помогаем людям, проявляем заботу о них, то и наши желания будут сбываться.
Вывод. Пословицы народов мира выражают народную мудрость. Для всех людей мира, доброта - это отзывчивость, доброжелательность, радость, милосердие, сострадание.
Доброта-это отзывчивость к обиженным, больным, бедным.
5.Задание «Солнышко» . Что такое доброта?
Есть солнце большое, на небе и есть маленькое солнце в душе каждого человека.
Наше солнце закрыто тучами. Тучи -это злые слова, которые характеризуют плохие качества человека. Давайте их прочтем.
Лживость
Жадность
Предательство
Черствость
Эгоизм
А сейчас надо подобрать к данным словам антонимы.
Теперь наше солнце улыбается нам и сияет, согревая нас своим теплом, делая людей добрее, отзывчивее. Ведь любовь и желание помочь другим людям согревает, как солнце.
Значит, доброта-это правдивость, отзывчивость, верность, щедрость, человеколюбие.
Калмыки о хорошем человеке говорят: «Цаган саната, гилян седклтя».
У этого человека светлые мысли и светлая душа.
А что означает слова светлые мысли, в данной поговорке?
-Добрые мысли, добрая душа.
6.Инсценирование сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк».
О чем эта сказка?
Это сказка о добре и зле.
-Кто в этой сказке добрый и почему?
-Кто злой?
Вывод. В жизни добрые люди также веселы, спокойны, никому не причиняют вреда. Злые люди, сердиты, скучны, мрачны, завистливы, много вредничают, не радуются успехам своих друзей.
7. Доброта в современное время.
Доброта! Какое старое слово! 100 лет люди спорят, достойна ли доброта почтенья или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в жизни не хватает.
Сейчас в современное время – время быстрых перемен, можно сказать в жестокое время, но таким жестоким сделали его сами люди. Где-то проливается кровь ни в чем не повинных людей, никто не хочет кому-то подчинятся, уступать друг другу. Нужна ли нам сейчас доброта?
Обсуждение ситуаций
-Хотел бы вы дружить с человеком, от которого можно получить ручку, марку, игрушку?
Эти р-та живут по принципу «Ты - мне, я - тебе». Такие отношения непрочны,
не красят человека.
-Некоторые дети перед товарищами хвалятся, что они умеют хорошо бегать, каждый промах друзей или неудачу другого запоминают, и всем говорят, что он не умет бегать, иногда даже дразнят его, давая ему прозвища. Это добрый поступок?
-Нет. Добрый человек никогда не хвастается добрыми делами, он не рекламирует свои добрые поступки.
- Если человек безжалостно ломает ветви деревьев, убивает животных, стреляет в птиц, как можно охарактеризовать его поступки.
-Это жестокий поступок. Ведь исходит он от бессердечности, трусости, слабости. Не может быть добрым тот человек, кто жесток к животным, к окружающему миру.
Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали добрые люди, чтобы можно было выйти на улицу вечером, чтобы мы не запирали квартиру на железные двери.
-Каким делает человека доброта?
-Обаятельным, красивым, спокойным. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него на лице выражения радости, милая улыбка.
-Какой человек может быть добрым?
-Добрым может только тот человек, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает об окружающих хорошо. Добрый человек учитывает интересы других людей.
8.Чтение стихотворения А. Барто «Вовка - добрая душа».
-Легко ли быть добрым?
-Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
-Любить людей, делать добро окружающим, не обижать животных, не завид-
вать, не вредничать, не грубить, не хвастаться.
Итог кл. часа.
Золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим людям так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Как вы понимаете эти слова?
- Нужно по отношении к окружающим людям совершать добрые поступки, тогда они к тебе будут относиться по - доброму.
9.Итог кл. часа?
Уч-ся приклеивают добрые слова на дерево.
На нашем дереве созрели плоды доброты.
10.Песенка Леопольда «Если добрый ты» из мультфильма
«День рождения кота Леопольда»