kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диспут "Что такое доброта?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Что такое доброта?»

 

Анатация:  данный классный час может быть использован  во внеурочной работе, как с учащимися 10-11 классов, так и со студентами 1-2 курсов колледжей. Материал может быть использован как внеклассное мероприятие.

Цель: привитие у  студентов истинных ценностей  доброты, отзывчивости, душевного расположения к людям, стремление делать добро другим

Преподаватель: А начнем мы наш классный час  с древней китайской притчи о добре и зле.

А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)

Притча о добре и зле

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

– Конечно, нет! – ответил юноша.

– А воровать?

– Нет.

– А убивать?

– Нет.

– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»

•О чем эта притча? (О добре и зле)

•Чему она учит? (Не совершать зла)

•Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)

•Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)

•Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.

•Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

•Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.

•Почему?

Что такое Добро?

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.

•Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.

•Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)

Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут

•сердечное слово,

•ласковая улыбка,

•дружеское внимание,

•совет.

Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)

А что такое Зло?

Толковый словарь Ожегова1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).

•Для чего нужно зло? Нужно ли?

Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)

Студент 1: Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Студент 2: Поверь – действительно,

Все встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.

Преподаватель: Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?

Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.

•Твори добро

•По велению души

•Не позволяй

•Сиюминутного суда

•Постой

•Остынь

•Поверь

•Оружье сильных – доброта

Физкультминутка.

Буратино потянулся: раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать,

Руку правую поднять –

И легонько помахать.

Повернуться вправо, влево

Всё внимание собрать и работу продолжать.

Работа в парах.

Составление синквейна о добре и зле.

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Преподаватель: Читали ли Вы книгу Ю.В. Новикова «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы». ДОБРОТА — ЭТО ДОБРО?

На первый взгляд, вопрос, вынесенный в заголовок, имеет ясный и однозначный ответ. Конечно, доброта — это добро, недаром же эти два слова отличаются только двумя буквами. Конечно, человеку, желающему делать добро, служить добру, обязательно должна быть присуща доброта. А доброта — это бескорыстное самоотверженное стремление помочь другому; это нежелание мешать, вредить другим; это забота об интересах других.

Однако, если начать разбираться подробнее, выяснится, что доброта и добро — вовсе не одно и то же, между ними есть очень важные отличия, которые заставляют усомниться в правильности первоначального вывода. Более того, выясняется, что далеко не всегда доброта служит добру.

Как известно, добро — это гармония мира, то есть понятие абсолютное, неизменное, не зависящее от чьих-то взглядов или точек зрения. Добра не может быть слишком много, добро никогда не оборачивается злом (то есть разрушением гармонии мира). А вот о доброте этого сказать нельзя. Для доброты очень важны направление её применения и правильная расстановка приоритетов. Надо всегда анализировать, кому помогать, кому не мешать, о чьих интересах заботиться.

Простейший пример. Допустима ли доброта по отношению к болезням и паразитам, поражающим, разрушающим человека? Нужно ли помогать вирусам и болезнетворным бактериям? Нужно ли заботиться об интересах глистов, вшей, клопов? Ведь они, как и мы, тоже живые, тоже борются за жизнь, тоже стремятся оставить потомство, обеспечить себе комфортное существование. Очевидно, что в данном случае наша «доброта» неуместна, служит не добру, а злу (болезням, паразитизму). Её результат только один — разрушение человека или даже его смерть. И нужна здесь не доброта, а жёсткая бескомпромиссная борьба на полное уничтожение.

Пример чуть сложнее. Допустима ли доброта по отношению к преступникам, паразитам общества? Нужно ли, например, помогать чиновнику, разворовывающему государственные деньги, берущему взятки? Ведь он тоже человек, у него есть семья, дети, дом, сад. Ведь он создаёт рабочие места для своей прислуги. Ведь он вовремя и грамотно готовит нужные другим чиновникам бумаги. Ведь он платит налоги и поддерживает банковскую систему, храня на счетах свои миллионы. Так, может, не надо ему мешать? Может, надо заботиться о его интересах? Может, надо проявлять к нему доброту? Но тогда общество просто погибнет. Тогда не хватит денег на самое необходимое — медицину, образование, науку, продовольствие и т.д. «Доброта» в данном случае — это преступное бездействие, потворство злу, разрушение общества и мира, а вовсе не добро. И нужно здесь опять же жёсткое пресечение воровства и коррупции, беспощадное наказание, как минимум — конфискация имущества.

Последний пример. Допустим, у какого-то человека дети уже неделю ничего не ели. И вот он сидит на крыльце своего дома и думает, убить ли ему курицу, бегающую по двору. Стоит ли кормить детей такой страшной ценой? Или к курице надо проявить доброту, надо помочь ей выжить, вывести цыплят, построить ей новый курятник? Может, не надо мешать ей жить, надо заботиться о её интересах? А дети, между тем, уже начинают пухнуть с голоду, уже не могут подняться с кроватей. К чему приведёт такая «доброта»? Очевидно, что не к добру, так как жизнь человека гораздо важнее для мира, чем жизнь курицы. И нужны здесь жёсткие, но необходимые действия, спасение людей ценой убийства курицы.

Вывод очень прост. Не надо отождествлять доброту с добром. Добро всегда неизмеримо важнее. И свою доброту надо применять с умом, надо смотреть, не является ли она просто глупостью, пассивностью, нежеланием разбираться в законах мира, стремлением упростить мир, свести своё поведение к некой раз и навсегда выбранной схеме. Такая бездумная «доброта» нужна лишь силам зла, и именно они хотят нам подсунуть суррогатную «доброту» вместо истинного добра.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.

Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать,, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диспут "Что такое доброта?"»

Кудрявцева Фаина Олеговна

Преподаватель немецкого языка, ГАПОУ ПО ПМПК ОТДХ, г.Пенза.

Классный час «Что такое доброта?»


Анатация: данный классный час может быть использован во внеурочной работе, как с учащимися 10-11 классов, так и со студентами 1-2 курсов колледжей. Материал может быть использован как внеклассное мероприятие.

Цель: привитие у студентов истинных ценностей доброты, отзывчивости, душевного расположения к людям, стремление делать добро другим

Преподаватель: А начнем мы наш классный час с древней китайской притчи о добре и зле.

А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)

Притча о добре и зле

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

– Конечно, нет! – ответил юноша.

– А воровать?

– Нет.

– А убивать?

– Нет...

– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»

•О чем эта притча? (О добре и зле)

•Чему она учит? (Не совершать зла)

•Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)

•Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)

•Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.

•Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

•Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.

•Почему?

Что такое Добро?

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.

•Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.

•Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)

Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут

•сердечное слово,

•ласковая улыбка,

•дружеское внимание,

•совет.

Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)

А что такое Зло?

Толковый словарь Ожегова1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).

•Для чего нужно зло? Нужно ли?

Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)

Студент 1: Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Студент 2: Поверь – действительно,

Все встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.

Преподаватель: Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?

Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.

•Твори добро

•По велению души

•Не позволяй

•Сиюминутного суда

•Постой

•Остынь

•Поверь

•Оружье сильных – доброта

Физкультминутка.

Буратино потянулся: раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать,

Руку правую поднять –

И легонько помахать.

Повернуться вправо, влево

Всё внимание собрать и работу продолжать.

Работа в парах.

Составление синквейна о добре и зле.

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Преподаватель: Читали ли Вы книгу Ю.В. Новикова «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы». ДОБРОТА — ЭТО ДОБРО?

На первый взгляд, вопрос, вынесенный в заголовок, имеет ясный и однозначный ответ. Конечно, доброта — это добро, недаром же эти два слова отличаются только двумя буквами. Конечно, человеку, желающему делать добро, служить добру, обязательно должна быть присуща доброта. А доброта — это бескорыстное самоотверженное стремление помочь другому; это нежелание мешать, вредить другим; это забота об интересах других.

Однако, если начать разбираться подробнее, выяснится, что доброта и добро — вовсе не одно и то же, между ними есть очень важные отличия, которые заставляют усомниться в правильности первоначального вывода. Более того, выясняется, что далеко не всегда доброта служит добру.

Как известно, добро — это гармония мира, то есть понятие абсолютное, неизменное, не зависящее от чьих-то взглядов или точек зрения. Добра не может быть слишком много, добро никогда не оборачивается злом (то есть разрушением гармонии мира). А вот о доброте этого сказать нельзя. Для доброты очень важны направление её применения и правильная расстановка приоритетов. Надо всегда анализировать, кому помогать, кому не мешать, о чьих интересах заботиться.

Простейший пример. Допустима ли доброта по отношению к болезням и паразитам, поражающим, разрушающим человека? Нужно ли помогать вирусам и болезнетворным бактериям? Нужно ли заботиться об интересах глистов, вшей, клопов? Ведь они, как и мы, тоже живые, тоже борются за жизнь, тоже стремятся оставить потомство, обеспечить себе комфортное существование. Очевидно, что в данном случае наша «доброта» неуместна, служит не добру, а злу (болезням, паразитизму). Её результат только один — разрушение человека или даже его смерть. И нужна здесь не доброта, а жёсткая бескомпромиссная борьба на полное уничтожение.

Пример чуть сложнее. Допустима ли доброта по отношению к преступникам, паразитам общества? Нужно ли, например, помогать чиновнику, разворовывающему государственные деньги, берущему взятки? Ведь он тоже человек, у него есть семья, дети, дом, сад. Ведь он создаёт рабочие места для своей прислуги. Ведь он вовремя и грамотно готовит нужные другим чиновникам бумаги. Ведь он платит налоги и поддерживает банковскую систему, храня на счетах свои миллионы. Так, может, не надо ему мешать? Может, надо заботиться о его интересах? Может, надо проявлять к нему доброту? Но тогда общество просто погибнет. Тогда не хватит денег на самое необходимое — медицину, образование, науку, продовольствие и т.д. «Доброта» в данном случае — это преступное бездействие, потворство злу, разрушение общества и мира, а вовсе не добро. И нужно здесь опять же жёсткое пресечение воровства и коррупции, беспощадное наказание, как минимум — конфискация имущества.

Последний пример. Допустим, у какого-то человека дети уже неделю ничего не ели. И вот он сидит на крыльце своего дома и думает, убить ли ему курицу, бегающую по двору. Стоит ли кормить детей такой страшной ценой? Или к курице надо проявить доброту, надо помочь ей выжить, вывести цыплят, построить ей новый курятник? Может, не надо мешать ей жить, надо заботиться о её интересах? А дети, между тем, уже начинают пухнуть с голоду, уже не могут подняться с кроватей. К чему приведёт такая «доброта»? Очевидно, что не к добру, так как жизнь человека гораздо важнее для мира, чем жизнь курицы. И нужны здесь жёсткие, но необходимые действия, спасение людей ценой убийства курицы.

Вывод очень прост. Не надо отождествлять доброту с добром. Добро всегда неизмеримо важнее. И свою доброту надо применять с умом, надо смотреть, не является ли она просто глупостью, пассивностью, нежеланием разбираться в законах мира, стремлением упростить мир, свести своё поведение к некой раз и навсегда выбранной схеме. Такая бездумная «доброта» нужна лишь силам зла, и именно они хотят нам подсунуть суррогатную «доброту» вместо истинного добра.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.

Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, , как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диспут "Что такое доброта?"

Автор: Кудрявцева Фаина Олеговна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Диспут на тему:«Твоя жизнь – твой выбор»"
    ["seo_title"] => string(38) "disput-na-tiemu-tvoia-zhizn-tvoi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "288027"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454578660"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) ""Добро и зло" "
    ["seo_title"] => string(13) "dobro-i-zlo-1"
    ["file_id"] => string(6) "166959"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423030319"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Л.Воронкова "Радости""
    ["seo_title"] => string(17) "lvoronkovaradosti"
    ["file_id"] => string(6) "266128"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450098538"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Социально-педагогические технологии в духовно-нравственном воспитании детей детского дома."
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial_no_piedaghoghichieskiie_tiekhnologhii_v_dukhovno_nravstviennom_vospitani"
    ["file_id"] => string(6) "407208"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491484318"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Разработка урока Л.Воронкова "Радости" "
    ["seo_title"] => string(36) "razrabotka-uroka-l-voronkova-radosti"
    ["file_id"] => string(6) "177805"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424709577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства