Методическая разработка по духовно - нравственному воспитанию младших школьников. Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 2 класса.
Методическая разработка по духовно - нравственному воспитанию младших школьников. Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 2 класса.
Данная методическая разработка раскрывает сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников, цели, формы работы. А так же конспект классного часа " Что такое доброта и милосердие?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по духовно - нравственному воспитанию младших школьников. Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 2 класса.»
Методическая разработка по духовно - нравственному воспитанию младших школьников
«Образование без надлежащего воспитания – дом без фундамента.
Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
К.Д.Ушинский
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.
По результатам собственных наблюдений во 2 классе мною была выявлена проблема, касающаяся недостаточно правильного понимания духовности и нравственности, как родителями, так и детьми. Возник вопрос, как помочь детям, что им посоветовать? Какую литературу предложить для чтения? Проблема несомненно заслуживает пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне…Поэтому приоритетным направлением воспитательной работы в моём классе является духовно-нравственное воспитание. Важно помочь ребенку раскрыть понятия «духовность» и «нравственность».
Духовность – это то, чем и ради чего мы живем и действуем, то нравственность – это как мы живем и действуем. Смыслы задает духовность, правила и способы действия – нравственность.
Цель духовно-нравственного воспитания младших школьников проявляется в:
формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
начале формирования патриотического чувства, гордость за свою родину,
воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудиться сообща.
Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:
1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.
2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.
3.Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)
4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:
4.1. Разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к
святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, со-радование, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение).
4.2. Культуры их выражения вербальные и невербальные приемлемые способы выражения, управление эмоциями
4.3. Способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.
4.4. Развитию эмоциональной децентрации воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать в своем поведении).
4.5. Становлению и развитию предпосылок гражданских и патриотических чувств.
5. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).
6. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.
7. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.
В настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в начальной школе; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, психически и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми. Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример. При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка. Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?
Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В образовательном учреждении эту роль играют учителя, сверстники.
Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги , механизм нравственного воспитания?
Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
Существование формы мягкого доверительного воздействия.
Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.
В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы. Для детей разного возраста понятие будет включать следующие действия:
Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
Содержание и формы работы следующие:
Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6. Этические беседы.
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение совместных с родителями праздников.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Современная педагогика ищет новые пути в воспитании у детей нравственности. Большинство педагогов склонны считать, что нашему обществу необходимо вернуться к старой, народной педагогике, к системе духовных ценностей, которые дает христианство, православие в частности. Сейчас уже существуют воскресные школы, проводятся библейские чтения, возникают центры христианской духовной культуры. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- Общая историческая судьба народов России;
- Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
1) идеальная потребность в познании мира;
2) соц. потребность – жить, действовать для других.
Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания. Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности. В программе по духовно – нравственному воспитанию должно прослеживается несколько направлений работы:
2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3.Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Для реализации программы предлагаю следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод используется во время: чтения педагогом рассказов; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений ; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов ; ответов на вопросы педагога, детей ; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Формы работы с детьми:
- Беседы нравственного и духовно-нравственного содержания.
-Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
-Проведение совместных праздников.
-Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ. Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении ребёнок учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".). На мой взгляд формы работы с детьми младшего школьного возраста могут быть различными. Это и студийные занятия, и цикл бесед и прикладное творчество, но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, учителя, ребёнка), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. Во-первых, помогает получить ребенку знания о традициях в семье. Во-вторых, привлекает внимание к истокам отечественной культуры, как средства духовно – нравственного и эстетического развития личности. В-третьих, расширяет базу знаний о православных обычаях, календарных праздниках и традициях русского народа.
Заключение
Cистематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее, начинает формироваться ещё в раннем детстве, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни. Будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, развитием культурного наследия, бережным сохранением исторических и культурных традиций, национального достояния народов России.
Педагогам следует постоянно помнить об ответственности, которая на них ложится, в процессе духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Предлагаю конспект внеклассного мероприятия по воспитанию нравственности (2 класс)
Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 2 класса.
-способствовать развитию сочувствия, сопереживания;
-развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
-воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.
Формирование УУД:
1.Личностные:
- учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;
- учить понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны; понимать значимость дружбы и доброты;
-уметь пользоваться культурой дружбы;
-соблюдать традиции дружбы в коллективе;
-быть настоящим другом.
2. Коммуникативные:
-умение общаться;
-умение работать в коллективе;
-соблюдать правила этикета.
-развитие коммуникативных способностей, умение общаться в группе;
3. Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-прогнозировать предстоящую работу;
4. Познавательные:
-развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- на основе анализа делать выводы;
-обобщать и классифицировать по признакам;
- формирование представления детей о том, что такое доброта и каким должен быть добрый человек.
Ход мероприятия.
1.Оргмомент.
2.Определение темы занятия.
Учитель:
Звучит песня «Что такое доброта»
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей)-
- Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и зле, о добрых делах.
- Сейчас я вам расскажу притчу о Добре и Зле. Притча- это поучительный рассказ.
Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: ….
-Как вы думаете, что могло сказать добро? (ответы детей)
«Что-то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром на зло.
- Вспомните, пожалуйста, добрый поступок, который вы совершили. Или расскажете о поступке, который кто-то совершил, а вы запомнили. (ответы детей)
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? (ответы детей)
Игра ассоциации.(работа в группе)
Вспомнить правила работы в группе.
Добро и зло! Это важные слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди думают очень давно. Предлагаю вам составить кластер по теме «Добро» и «Зло».
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДОБРО?(Весна, улыбка, солнце, мама, радость и др.)
-Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗЛО?(Горе, беда, землетрясение, несчастье и др.)
Добро и зло — извечный выбор, Важнейший выбор человека, Судьбы его первопричина И смысл его земного века.
Несомненно, что эта тема была актуальна во все времена. Таковой она остаётся всегда. Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Коль существует на нашей планете добро и зло, люди могут творить добрые и злые дела.
Да, непросто быть добрым, в этом нам помогают не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Именно в сказках всегда побеждает добро.
Игра «Добрый сказочный герой».
Давайте, ребята, вспомним сказочных героев, которые творили добрые дела, приносили радость окружающим. Послушайте и узнайте сказочного героя. 1)Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка) 2) Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом. (Кот в сапогах) 3) Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька) 4) Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка) 5) Я спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Буратино) 6) Я лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) 7) Я спасла своего друга из ледяного плена (Герда) 8) Я помогла выздороветь больному мальчику, используя последний лепесток. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) 9) Я помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах) 10) Я помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Элли)
Игра «Сделай доброе дело»(работа в группе)
- Как бы мы могли им помочь?
- Бездомным собакам и кошкам;
- пожелтевшим от жары цветам;
- своей бабушке, которая несёт сумки;
- пожилым, больным людям в общественном транспорте;
- уставшей маме;
- разорванной страничке в книге
7.Игра «Доскажи словечко» (физминутка)
Добрые слова не лень,
Говорить нам каждый день.
Вы, ребята, не зевайте,
Их скорее называйте.
С добрым утром!- я кричу.
Всем идущим на обед! Добрый день! –кричу я вслед.
Всех, домой спешащих к чаю. Добрый вечер!- так встречаю. - Растает даже ледяная глыба От слова теплого (спасибо) - Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день) - Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, Говорим мы (извините, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощание говорят (до свидания).
Придумано кем-то просто и мудро
Ситуация «Кукла»
- Про хорошие ваши поступки мы вспомнили. А случалось ли вам хоть раз совершить плохой поступок? Или обидеть кого-нибудь? Часто даже словом можно причинить боль человеку.
- Что вы видите у меня в руках? Правильно. Это кукла. Она сделана из бумаги. Сейчас каждый из вас вспомнит плохой поступок, или приведет пример плохих действий. И при этом будет загибать кусочек куклы.
- Что произошло с нашей куклой? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
- Столько причинили боли, обиды.
- А как можно исправить ситуацию? (ответы детей – Извиниться, попросить прощения)
- Хорошо. Какими словами можно попросить прощения? (ответы детей)
- Мы будем извиняться. просить прощения, говорить что-то приятное и при этом разглаживать куклу.
- Посмотрите, что изменилось? Стала ли кукла такой же, какой я ее вам показала? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
- Обижая, в душе другого человека все равно остается боль, шрамы, неприятный осадок. Правильно говорят: Словом можно ранить.
- Почему обиды запоминаются?
- Как вы себя чувствуете, когда вас обижают?
- Как мы можем поднять друг другу настроение?
- Что нужно делать, чтобы быть добрее?
-Любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Изготовление солнышка.(Коллективная работа)
- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.
- А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе.
- Перед вами лежат лучики солнца. Вам нужно каждому написать любое доброе дело или поступок и прикрепить на доску.
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
-Давайте ещё раз зачитаем наши правила.
-Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?
10.Рефлексия (рисование смайлов-солнышек)
11.Итог занятия: Доброта- это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее. Лев Толстой сказал, чтобы поверить в добро, нужно начать делать его. Покормите птиц зимой, помоги бабушке перейти через дорогу, улыбнись прохожему, говори вежливые слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, уступи место в транспорте… Мы знаем, что в сказке есть добро и есть зло, и мы знаем, что в конце сказки добро всегда побеждает зло, и тебе повезло, если в твоем окружении много добрых людей. Нести добро для них естественно и даже необходимо. Твори добро и будь добрым человеком.
Заключение
Cистематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее, начинает формироваться ещё в раннем детстве, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни. Будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, развитием культурного наследия, бережным сохранением исторических и культурных традиций, национального достояния народов России.
Педагогам следует постоянно помнить об ответственности, которая на них ложится, в процессе духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.