Цели:
Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, ответственности к созданию собственного имиджа, имиджа будущей профессии и имиджа будущей компании.
Воспитывать ответственность не только за свой имидж, но и за имидж окружающих людей.
Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
Круглый стол с элементами ролевой игры. Ход классного часа
Не так уж много времени осталось у вас до окончания учебы в школе, до поступления в другое учебное заведение. А там и не далек час самостоятельной работы. Каждый из вас станет работником какой-либо организации. И уже сейчас вас готовят к этому все окружающие вас взрослые. Я уверена, что всем пригодится информация нашего сегодняшнего классного часа «Имидж делового человека».
1. Психогимнастика: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…»
Добрый день! Мы начинаем с вами новое занятие. Давайте сейчас немного разомнемся и проделаем такое упражнение: Нужно будет каждому поочередно говорить две фразы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…» по кругу.
2. Тема классного часа.
Тема классного часа тесно связана со словом «имидж». (презентация, 1 слайд)
В течение 1 минуты поразмыслите и запишите на карточке свои ассоциации, связанные со словом имидж. Приклейте свои карточки к листу ватмана.
Имидж (от лат. image) – образ, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера. (2 слайд)
Три основных составляющих имиджа: (3 слайд)
личное обаяние – способствует успеху в профессиональной деятельности,
нравственные характеристики – коммуникабельность, способность к сопереживанию, способность понять другого, красноречие,
техника самопрезентации – умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения и опыт.
Рассмотрим сегодня все эти составляющие подробнее. На сегодняшнем классном часе мы поговорим об имидже делового человека.
4. Гардероб делового человека.
Чтобы определить свой имидж, человек должен развивать умение оценивать себя со стороны, оценивать собственную значимость, свои личностные качества. Я сейчас попрошу вас назвать черты современного делового человека.
(Ответ: человек компетентный, умный, имеет хорошее образование, коммуникабельный, способен к продуктивному деловому общению, отличный специалист преследующий практические цели, обладает деловой этикой, нравственен, умеет хранить коммерческую тайну.) (4 слайд)
Известно, что первое впечатление формируется в первые 5 минут знакомства. Недаром в русском языке существует поговорка, тесно связанная с понятием «имидж»: «По одежке встречают, по уму провожают». (5 слайд) А герои кинофильма «Чародеи» считают: «Главное, чтобы костюмчик сидел», и тогда все проблемы решатся сами собой.
Одна из фирм, специализирующаяся на продаже очень дорогих костюмов, привела в своей рекламе следующее утверждение: «Когда один из самых богатых ныне людей начинал свою карьеру мелким служащим, он почти весь свой скромный заработок, живя впроголодь, тратил на приобретение дорогих костюмов». Можно ли верить этому утверждению или это рекламный трюк?
Утверждение совершенно верное.(6 слайд) Речь идет о богатейшем человеке своего времени — греческом судовладельце Аристотеле Онассисе. Действительно, он поступал так. И, кроме того, ухитрялся оплачивать ежегодные взносы в престижный деловой клуб. Именно там он получил информацию, позволившую ему провести серию удачных сделок, давших толчок его предпринимательской карьере, положивших начало состоянию. В рекламе фирма не могла использовать имя Онасиса, ибо на это потребовалось бы его разрешение.
(7 слайд) «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры. И каждый не одну играет роль», — эти слова Шекспира говорят о необходимости всякий раз создавать имидж.
Технология создания образа очень широко используется и в политике. Так, в период предвыборных кампаний создатели «имиджа» американских президентов активно используют результаты опроса общественного мнения. Они ориентируются на систему ожиданий, существующих в обществе на момент очередных выборов. Позднее уже по ней планируются и редактируются выступления президента по радио и телевидению.
Подражание вкусам президентской семьи периодически даже порождало новую моду. (8 слайд) Дочка президента Теодора Рузвельта Алиса предпочитала голубой цвет, и вскоре по всей Америке стали продаваться голубые ткани под названием "Alice blue". Когда же появилась песенка "Голубое платье моей крошки Алисы", этот оттенок вошел в историю. Точно так же вслед за Жаклин Кеннеди женщины стали носить плоские шапочки-пилотки и делать стрижку а-ля Джеки. Консультанты Маргарет Тэтчер из фирмы "Саачи энд Саачи" посоветовали ей придерживаться темных костюмов с подложенными плечами, и остальные элементы ее облика – прическа "шлем", скрепленная лаком, крупные бусы из жемчуга, квадратная сумка с короткими ручками – также создавали впечатление уверенной в себе женщины на вершине власти. Знаменательно, что именно такой образ импонировал большинству избирателей среднего класса, поскольку базировался на незаметной, но умелой корректировке традиционного вида работающей женщины.
Все больше становится организаций, которые предъявляют строгие требования к внешнему виду своего персонала, регламентируя в одежде все, включая длину юбок, высоту каблуков, расцветку галстуков и процент синтетических волокон в ткани костюмов. В офисный обиход прочно входит понятие dress code, означающее требования к офисной одежде сотрудников.
Слово предоставляется…. (ДРЕСС-КОД) (9 слайд)
Существуют различные типы костюмов. Давайте определим, какой из типов костюмов нам потребуется в той или иной ситуации и заполним таблицу в парах, затем проверим.
(Заполняют таблицу.)
Ситуация | Вечерний | Деловой | Свободный | Спортивный |
Работа | Не рекомендуется | Руководители всех рангов деятельности; персонал офисов; деловые встречи и переговоры | Сотрудники сферы услуг; репетитор | Профессии, требующие применения физического труда |
Сотрудники средств массовой информации; творческие профессии |
Досуг | Прием; светская вечеринка; свадьба; концерт классической музыки | Презентация; творческий вечер; концерт; театр; выставка; экскурсия | Дружеская вечеринка; дансинг; кино; выставка; экскурсия | Пикник; прогулка за городом или в парке; спорт; поход по магазинам |
(10 слайд) Одной из форм приучения к дресс-коду является школьная форма. Ведь даже такая форма есть в школе Хогвартс. Ее носят не только учащиеся, но и учителя.
О школьной форме нам расскажет… (11 слайд, 12 слайд)
Итак, многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу в чем попало.
Одна из новых профессий – профессия имиджмейкера.(13 слайд) Он помогает создать образ преуспевающего человека. Он определяет типаж клиента, опираясь на линии его фигуры и лица, подбирает одежду, прическу и обувь, выявляет стиль, создает профессиональный образ и даже корректирует поведение клиента. Имиджмейкеру необходимо знать правила макияжа, стилей одежды, основы психологии и этикета, значение поз, жестов, мимики. Он может научить грамотной речи, использованию специальной терминологии..
5. Вербальный имидж.
Наш голос – это тоже часть нашего имиджа. Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.
(14 слайд) Рассмотрите желательные черты, которые деловой человек должен развивать в своем голосе, своей речи, и обратите внимание на нежелательные черты.
(Читают слайды презентации.)
Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Давайте послушаем и «оценим» подтекст, который вы вкладываете в приветствие и другие фразы.
Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл.
Рад вас видеть! (1, 2)
Спасибо за работу (1)
Приходите завтра ( 2 )
Я в восторге! (1, 2)
Спасибо, мне очень приятно ваше внимание (1)
Очень вам признателен. (1, 2)
Ценю вашу настойчивость! (1)
Мне это очень нравится! (1, 2)
6. Самопрезентация: манеры, жесты, осанка. (15 слайд)
Я есть то, чем признают меня окружающие.
Наш образ должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.
Преуспевающий деловой человек должен выглядеть как преуспевающий деловой человек. В бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого раза.
Самопрезентация –
Какие языки вы знаете? (Русский, английский, на уроках информатики – язык программирования.)
Есть еще один язык международный, доступный и понятный всем – это язык мимики, жестов, телодвижений человека body language. ( 16 слайд) На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная. Жест – движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем. (Дети показывают жест большой палец вверх.)
Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции – это знак «Прекрати говорить! (грубо) Замолчи!» Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев «большой палец» обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1. (Дети показывают поднятый вверх указательный палец.)
У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец – 5. Вопрос – нужно человеку знать язык жестов и почему? (Жесты человека влияют на его культуру. Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь.)
В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хорошим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. Буфетчица, вахтер, гардеробщица – все это сотрудники, с которыми мы сталкиваемся и быстро расходимся на целый день. Можно пройти мимо, не обратив внимания. Но можно поздороваться, улыбнуться, сказать несколько приятных слов. Все, здесь сказанное, относится как к руководителю предприятия, офиса, компании, так и ко всем ее служащим.
Одна из главных характеристик делового человека – умение влиять на других людей. О деловых отношениях расскажет нам ... (17 слайд) В управленческих отношениях всегда следует соблюдать иерархию. Руководителю необходимо быть предельно корректным. Не следует отдавать распоряжения через голову нижестоящего руководителя. Этим вы подрываете и свой авторитет. Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным, то есть никого не следует выделять даже тоном речи. Руководитель обязан относиться ко всем сотрудникам ровно и сдержанно, вне зависимости от личных симпатий и антипатий.
Излишняя доступность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Руководителю и его секретарю надо ограничить число лиц, имеющих право входить в кабинет без уведомления. Надо создать порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго соблюдать эти правила в часы приема). Желательно, чтобы все посетители, которым необходим прямой контакт с руководителем, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуществимости.
В то же время надо помнить, что недоступность руководителя для общения с подчиненными и посетителями ведет к потере информации.
Ролевые игры
Инструкция 1: «Ты продавец в магазине. Твоя задача – продать футболку клиенту. Будь с ним любезна».
Инструкция 2: «Ты покупатель в магазине. Твоя задача – купить футболку, но какую, не знаешь. Капризничай, выбирай дотошно, меряй, спрашивай мнение продавца».
Цель – договориться, продать-купить футболку, сохранив деловые отношения и имидж магазина.
Инструкция 1: «Ты менеджер парикмахерской. Вам звонит дотошный, настырный клиент. Он очень долго объясняет, что ему нужно. Твоя задача – быть вежливой с клиентом, ни в чем ему не отказать, согласиться сделать для него все, что требует клиент».
Инструкция 2: «Ты клиент парикмахерской. Твоя задача – договориться о стрижке. Сказать, что у тебя необычная, нестандартная стрижка. В случае согласия объявить, что ты хочешь постричь обезьянку».
Цель – договориться о стрижке для обезьянки, сохранить деловые отношения и имидж парикмахерской.
8. Правила, соблюдение которых ведет к успеху. (18, 19, 20 слайды)
Итак, какие же правила, соблюдение которых приведет вас к успеху, мы можем предложить? (Читают.)
9. Заключительный круг. «Важное».
Теперь давайте по кругу скажем, что на этом занятии было самым важным, полезным для вас. Просто скажите несколько слов.
10. Организационный момент.
(21 слайд) У нас всех есть свои желания, которые обязательно должны сбыться. Давайте сейчас каждый про себя загадает свое желание, затем одновременно все поднимем руки вверх со словами «Всем – удачи!».