Орнаментальное узоротворчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни казахов. Казахский орнамент — не просто декоративное оформление, в нем заложен глубокий философский смысл, позволяющий понять системы кодированных знаков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выполнение аппликации "Казахский орнамент»»
Пояснительная записка
Тип занятия: получение новых знаний.
Цель: расширение знаний и умений по обработке бумаги и тонкого картона, знакомство с казахским орнаментом, развитие творческой фантазии детей.
Задачи:
Образовательная:
познакомить воспитанников с казахским орнаментом.
Воспитательная:
сформировать и развивать у воспитанников художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.
Развивающая:
выработать навыки выполнения аппликации, развивать трудолюбие, мыслительную деятельность, умение применить казахский орнамент на практике. Развивать чувство меры, гармонии, равновесия в композиции. Развить у детей мелкую мускулатуру пальцев.
Методы: словесные, демонстрационные и практические.
Оборудование и инструменты: заготовки мужского головного убора- тоқия (тюбетейка), цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, кисть для клея, СД-магнитофон, СД-диск.
Предварительная работа: 3-ое воспитанников по просьбе педагога должны выучить названия некоторых казахских орнаментов и их смысловую нагрузку и рассказать ребятам на занятии.
Прогнозируемый результат: воспитанники должны научиться декорировать элементами казахского орнамента изделия.
Практическая значимость: декоративно-прикладное творчество, в том числе и работа, выполненная аппликацией, помимо развития психофизических процессов (мелкая моторика, внимание, мышление, память) позволяет воспитанникам делать приятные и нужные вещи своими руками, развивает их креативное мышление, воспитывает усидчивость, желание довести начатое до конца, помочь младшим; происходит приобщение воспитанников к прикладному творчеству казахского народа, воспитание патриотизма.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение новой темы, постановка цели.
3. Объяснение нового материала педагогом с использованием выступлений воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.
4. Практическая работа.
5. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.
6. Уборка рабочего места.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово у вас к занятию: тюбетейка, цветная бумага, клей, карандаш, кисти, ножницы, клеенка?
2. Сообщение новой темы, постановка цели.
- На прошлом занятии вы изготовили из бумаги тюбетейки. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического вкуса.
- С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта или одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация).
Сегодня мы будем декорировать тюбетейку казахскским орнаментом. Вы уже знаете, что аппликация-это вид изобразительной техники, который основан на наложении, приклеивании различных деталей на материал, принятом за фон.
3. Объяснение нового материала.
Каждому народу присущ свой орнамент. Так как люди живут в разных условиях, то их окружает различный удивительный мир природы. Увиденное в природе помогает человеку в создании своих национальных орнаментов для украшения всевозможных изделий. Орнамент традиционен в быту казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделии и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежности, оружия и т. д.
Орнамент" по - казахски называется "ою-орнек", от слов "ою" - выкройка и "орнек" -узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек.
- Ребята, как вы думаете, что повлияло на создание орнамента у казахского народа?
- Где жили казахи?
- В степях, верно. И в бескрайних казахстанских степях паслись огромные стада животных.
- А кто знает, какие животные пасутся в степях? ( Бараны, лошади, верблюды.)
- Правильно! И мотивом для составления узоров послужили ветвистые рога баранов. Рогообразный орнамент является главным в казахском орнаментальном искусстве.
Многочисленные стада верблюдов оставляли на земле свои следы, и казахский народ воплотил их в национальный орнамент - туш- табан (верблюжий след). Им украшались различные изделия народных ремесел: его использовали в резьбе по дереву, вышивке, в художественной обработке войлочных изделий.
Испытывая потребность в водопоях, ведя скотоводческое хозяйство, казахский народ создал орнамент «родничок» – кайнар.
- Большое значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет - символ истины, радости, счастья.
Используя их и элементы казахского орнамента, мы будем составлять свой орнамент. Основу казахского орнамента составляет строгое соблюдение принципов симметрии и композиции ритма, отражающее культуру восприятия красоты природы.
- Посмотрите, на доске продемонстрированы некоторые казахские орнаменты (Приложение №1)
Выступления воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.
Туйетабан. Одежда, украшенная узором туйетабан (верблюжья ступня), сшита для дальней дороги.
2 воспитанник:
- Когда человек желает кому-то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв), кус канат (птичьи крылья).
Кемпир косак (радуга) состоит из разных цветов, расположенных в том же порядке, как и цвета радуги: Синий цвет - символ неба, поклонение Тенгри, красный - огня, солнца, желтый - разума, зеленый - весны, молодости и т.д.
3-й воспитанник:
- Оркеш (верблюжий горб). Изображение двух рогов животных, парных кобыльих сосков, верблюжьих горбов, используется как пожелание достатка и размножения.
Тумарша - орнамент треугольной формы, похожий на амулет. По поверью предохраняет от дурного сглаза. Его изображают не только на одежде, но и на юрте, предметах быта.
4. Практическая работа
- Выберите себе один из понравившихся орнаментов. Выбрали? Так как тюбетейка у нас белого цвета, вы можете использовать разные цвета.
Перед тем, как начнете работать, давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами и клеем ПВА (ребята называют правила работы с ножницами и клеем)
- Хорошо, молодцы, вы все помните.
А теперь можем начать работу. Будьте внимательны и аккуратно обращайтесь с клеем.
Педагог раздает нужные шаблоны орнамента. Проводит текущий инструктаж по определению правильности перевода орнамента. Объясняет, что нужно делать легкой линией разметку для орнамента снизу и сверху.
Воспитанники приступают к работе, негромко звучит музыка - кюй Курмангазы «Адай».
Ребята вырезают один из понравившихся шаблонов, затем примеряют, сколько раз можно поместить этот узор на тюбетейке и вырезают нужное количество.
Педагог в процессе работы индивидуально занимается с каждым воспитанником, объясняет, советует, помогает.
Педагог ходит по классу и следит за работой. После работы с ножницами – физминутка
Котята уснули (закрывают глаза)
Котята проснулись, подтянулись,
Лапки помыли (потерли руки)
Красиво сложили.
Воспитанники вспоминают этапы приклеивания и приклеивают орнамент к изделию.
5. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.
- Я вижу, что почти все закончили. Молодцы, ребята! У всех получились красивые орнаменты.
Производится отбор лучших работ на выставку -на столах расставляются все работы учащихся, воспитанники отмечают особенно понравившиеся работы студийцев. Педагог просит проанализировать, объяснить, почему выбор был сделан в пользу той или иной работы. Студийцы высказывают свои мнения. Затем педагог отмечает недостатки и достоинства детских работ, оцениваются аккуратность исполнения, симметрия и цвет. Педагог говорит о том, что можно было добавить или изменить для большей выразительности композиции, что нового можно привнести в смысле формы и пластики. Дети предлагают варианты.
- Ребята, какой орнамент мы сегодня выполнили? (Казахского народа)
- Назовите особенности казахского орнамента.
- Какой орнамент является родоначальником казахского орнамента?
6. Уборка рабочего места.
Каждый воспитанник приводит в порядок рабочее место, свой внешний вид.
- Сегодня все отлично поработали. Занятие окончено.
Список использованной литературы:
1. Т.К. Басенов, Сахи Романов « Казахский народный орнамент»
2. Т. К. Басенов « Орнамент Казахстана в архитектуре»
3. С. Касиманов « Казахский национальный орнамент»