Тема урока: «Технология изготовления коллажа из элементов орнамента» 5 класс
Цель урока: Научить учащихся применять технику «коллажа» в ДПИ с использованием элементов орнамента рогов «м?йіз» и элементов крыла «??с ?анаты».
Задачи:
Образовательная: ознакомить с историей казахского национального орнамента.
Развивающая: продолжить формирование познавательного интереса, творческой активности.
Воспитательная: технологическая дисциплина, культура труда, эстетический вкус, аккуратность, точность, взаимопомощь, профориентация.
Методы проведения занятия:
Объяснительно-иллюстративный: рассказ-беседа, демонстрация;
Репродуктивный-инструктаж: практическая работа, самостоятельно- творческая работа;
Индуктивный – от простого к сложному.
Объект труда: коллаж выполненный в казахских национальных традициях с использованием элементов орнамента.
Межпредметные связи: история –сведения об истории возникновения и пути создания казахского национального орнамента;
Геометрия –симметричное расположение орнамента, центр симметрии;
ИЗО –композиция, колорит, ритм, цвет, форма.
Материально – техническое оснащение урока: иллюстрации и аппликации из истории казахского орнамента, куклы в национальных костюмах, фото – интерьер жилижа казахов.
Ход урока.
I.Организационная часть
а) контроль посещаемости,
б)готовность к занятию.
Учитель:
Утром рано мы проснулись,
Солнцу, маме, папе, улыбнулись
Друг на друга посмотрели
Улыбнуться захотели.
Улыбнулись всем во круг, каждый здесь мой лучший друг.
Трудиться наше время настало, ждете вы с нетерпеньем начало,
Я приветствую всех наш девиз:
«Познавай самого себя, и ты познаешь весь мир».
в) сообщение темы.
II. Повторение пройденного материала
*Что такое ДПИ?
*Что такое орнамент?
*Что такое композиция?
*Что называют колоритом?
*Что называют мотивом?
Учитель: Для составления орнамента необходимо знать некоторые правила, с ними нас познакомит Елеусизова Альмира.
1.орнамент должен обязательно соответствовать объему и форме предмета;
2.цветовые оттенки основного материала должны соответствовать общей композиции;
3.орнамент должен быть симметричным;
4.путем подбора различных цветов определяется центр и крайние формы орнаментальной композиции.
III. Изложение нового материала.
Учитель:
Орнаментами украшают предметы быта, одежду, дома. У каждого народа свой стиль украшения. А теперь давайте послушаем рассказ из истории создания орнамента. С ней нас познакомит Чмелева Ксения.
Особое место в духовной жизни казахского народа занимает орнаментальное искусство. Орнамент традиционен в быту казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделий и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежностей, оружия и т.д.
Элементы старинных орнаментов присутствуют в изделиях племен саков, гуннов и уйсуней. В орнаментальном искусстве сформировались ярко выраженные группы:
- растительный орнамент (листья, бутоны, трилистники, цветок);
- зооморфный орнамент (рогообразный узор, бараний рог и его вариации);
- геометрический орнамент (ромб, квадрат, звёздочка);
- космогонический орнамент (д??гелек- круг, т?рт??ла?- крестовина, ш??ыла- луч солнца, шимай- спираль, бітпес-нескончаемый). Орнаментальное искусство с древних пор стало духовным и материальным достоянием многих народов, в том числе и казахского народа. Сегодняшние народные умельцы и мастера исходя из новых потребностей продолжают развивать и совершенствовать народное искусство обогащая его новым содержанием.
IV.Вводный инструктаж.
а) демонстрация наглядностей, аппликации для коллажа;
б) разбор по инструкционной карте порядок выполнения работы;
в) показ трудовых приемов.
V.Самостоятельная работа.
1. Из цветной бумаги вырезать элементы орнаментов.
Текущий инструктаж – целевые обходы:
1-обход –проверить ОРМ и соблюдение ПТБ
2-обход –проверить технологическую последовательность выполнения работы.
3-обход – своевременное окончание работы, оценивание работ.
VI. Заключительный инструктаж.
VII.Уборка рабочих мест.