kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку – экскурсии по трудовому обучению «Народно – прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – экскурсия по трудовому обучению

«Народно – прикладное искусство.

Характерные особенности

казахского орнамента «бараньи рога»».

2 класс

Цель: познакомить учащихся с орнаментом, как одним из видов традиционного искусства казахского народа, видами орнамента и в частности с орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз».

Задачи: познакомить с компонентами орнамента «бараньи рога». Развивать мыслительную деятельность учащихся, работу в парах, эстетический вкус и привитие стремления к совершенствованию мастерства по ходу обучения учеников навыкам казахского национального орнаментального искусства, глазомер, моторику рук. Учить организовывать своё рабочее место с учётом санитарно – гигиенических требований в соответствии с требованиями осваиваемых технологий. Прививать любовь и уважение к национальным традициям, Родине, краю.

Оборудование: виды орнаментов, презентация слайдов, интерактивная доска, казахская народная музыка, книжечка «Национальные орнаменты», цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны орнамента «бараньи рога».

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Сообщение темы и задач. (1 мин.)
  3. Новая тема:

А)  Экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства».

 (презентация слайдов). (8 мин)

Б) Физминутка. (2 мин.)

В) Показ и объяснение выполнения работы. Техника безопасности. (3 мин.)

Г) Мастерская (Самостоятельная работа учащихся). (25 мин.)

4.) Выставка работ, обобщение. (3 мин.)  

5.) Итог урока. (2 мин.)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:

Ну-ка, проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Сообщение темы и задач:

- Сегодня у нас необычный урок труда. Урок-экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства казахского народа», где  вы познакомитесь с историей казахского народного орнамента, юртой и с орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз». В мастерской нашего музея вы изготовите аппликацию юрты и украсите её казахским орнаментом «бараньи рога».

3.)     Новая тема:

А) Экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства казахского народа).

В музей мы попадём, не выходя из нашего кабинета. Закройте глаза и представьте себе как вы подходите к музею, поможет вам это сделать казахская народная музыка – это тоже творчество народа.

Откройте глаза. Добро пожаловать в наш музей «Народно-прикладного искусства казахского народа».

 (Показ слайдов на интерактивной доске под казахскую народную музыку с рассказом).

Казахи – гостеприимный народ, с богатыми обычаями и традициями, уходящими своими корнями в далёкое прошлое. Если вы придёте в гости к казаху неожиданно, он будет так рад, как если бы вы пришли по приглашению. Уважение к гостям, к старшим, миролюбие и терпимость, которые закладываются с детства, являются основой национальной чертой казахов, поэтому в Казахстане никогда не было межнациональных и религиозных конфликтов.

По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за дастарханом (накрытым столом) и, конечно же, в юрте.

Юрта – один из самых совершенных видов переносного жилища. Это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к условиям природы и образу жизни – одно из величайших изобретений Европейских кочевников.

Она легко разбирается (говорят, что казахская женщина может сделать это за полчаса) и перевозится лошадьми или верблюдами.

Юрта состоит из трёх основных элементов:

Юрта.


 Юрта – переносное жилище кочевников. Зимой в ней тепло, летом прохладно. Основную конструкцию юрты называют суйектеры (остов). Он состоит из кереге (решетчатые стены), уык (специальные кривые палки, на которых держится верхний круг юрты), шанырак (верхняя часть юрты) и сыкырлауык (двери). Остов юрты делают из высушенной ивы, тонкой березы или из тополя.

Кереге.


Собрать юрту – дело нелегкое. Вначале устанавливают кереге (решетчатые стены). Их высота около 2 метров. Отдельные части этих стен называют канаттары (крылья юрты). Бывают четырех-, шести, - восьми – и двенадцатикрылые юрты. После установки кереге поднимают верхнюю часть юрты – шанырак.

Шанырак.


Шанырак имеет огромное значение в жизни казахов. Его передают по наследству от отца к сыну. Слово «шанырак» употребляют в значении «домашний очаг», «дом», «семья». Шанырак поднимает глава семьи, мужчина. При износе деталей юрты их заменяют, за исключением, оставляя только верхнюю часть. Как символ преемственности и незыблемости домашнего очага.

Уыки.


Когда поставят верхнюю часть, начинают нанизывать уыки. Конец палки, который крепится к стенам, должен быть пошире, в нем сверлят дырочку и пропускают туда шнурок - уык бау. С его помощью уыки и привязывают к стенам.
 

Сыкырлауык, Босага.


К палкам с обеих сторон двери (таяныш) крепят двустворчатые двери юрты (сыкырлауык). Петля, с помощью которой прикрепляют сыкырлауык скрипит, когда дверь открывается или закрывается, поэтому двери и прозвали «сыкырлауык» - скрипучий. После шанырака особым предметом почитания у казахов является порог юрты - босага

Кииз.


После установки всей конструкции юрту сверху накрывают киизом (войлоком). Существует 4 вида войлока для юрты: туырлык, узик, тундик и кииз есик. Сначала стены накрывают туырлык (кошмой). Длинными шнурами ее привязывают к уыкам. Потом набрасывают узик (от верхней части стен до верха юрты и тундик – на самый верх шанырака. Двери юрты накрывают кииз есик.
 

Чувство прекрасного свойственно человеку: красивые вещи и храмы улучшают настроение и поднимают дух. Чтобы защитить себя от злых духов, древний человек наносил на тело рисунки (тату), расшивал узорами одежду и развешивал в своём доме обереги. Так появился орнамент. В переводе с латинского « ornamentum» означает «украшение, узор». «Орнамент» по - казахски называется «ою-орнек», от слов «ою» - выкройка и «орнек» - узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек.


       

Орнамент был важной частью древнего прикладного искусства казахов – кочевников. Источником вдохновения для древних мастеров – казахов служила природа, её растительный и животный мир. Восхищаясь красотой природы, они придумывали такой же красочный мир вокруг себя.

В народе известно более 230 видов орнамента. Который делится на 4 вида:  космогонический (астрономический), зооморфный, растительный и геометрический.

Важное значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет - символ истины, радости, счастья.

 Мы сегодня познакомимся с одним из них, часто встречающимся орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз»  обозначают материальное благополучие скотовода.

       Ещё в древности Тюрков – казахов называли самым искусным народом в изготовлении войлока; Казахи применяют его для покрытия и внутреннего убранства юрты, а также для изготовления ковров, одежды, обуви. Казахи живут в мире орнаментов, который служит и оберегом, свои юрты они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой.

Б) Физминутка.  Не устали? Нравится вам экскурсия? Давайте немного отдохнём, разомнёмся.

Юрта, юрта круглый дом, (шагаем на месте)

Побывайте в доме том! (развели руки в стороны)

Гости явятся едва (повороты туловища вправо-влево)

В печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши)

Угостить торопится. (Присели)

Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши)

Круглые оладушки. (Шагаем на месте)

В) Показ и объяснение выполнения работы. Техника безопасности.

- Сейчас мы с вами находимся в мастерской нашего музея, где вам предстоит сделать аппликацию юрты с оформлением её орнаментом «бараньи рога». Теперь представьте, что вы мастера орнаментального искусства «оюшы». Работать будете в парах. Шаблоны орнамента у вас лежат на столах. Выбираете, какого цвета будет ваша юрта и орнамент «бараньи рога».

 В конце урока мы сделаем выставку работ и посмотрим, какие юрты у вас получатся и в итоге у нас будет целый аул из красивых юрт.

Прежде чем приступить к работе вспомним технику безопасности при работе с бумагой, ножницами и клеем.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

  1. Материал на бумаге размечать с лицевой стороны;
  2. Разметку деталей орнамента выполнять как можно ближе к краю листа;
  3. Детали класть плотно друг к другу;
  4. Вырезать;
  5. Передавать, ножницы кольцами вперёд и не размахивать руками, держа в руках ножницы;
  6. Линии разметки оставлять на вырезаемых деталях орнамента;
  7. При вырезании мелких деталей орнамента перемещать бумагу, а ножницы держать на месте;
  8. Разложить на основе детали аппликации;
  9.  Смазать детали клеем следует, разложив их на клеёнке или на газете;
  10.  Беречь глаза, лицо и одежду от попадания клея;
  11.  При попадании клея в глаза следует их промыть водой;
  12.  Приклеить;
  13.  Высушить изделие.
  14.  Ножницы следует хранить в футляре.

  Г) Мастерская (Самостоятельная работа учащихся под    казахскую народную музыку и показом слайдов «Виды Казахстана»).

(в ходе работы помогаю учащимся)

  4.) Выставка работ, обобщение. (Слайд)

 «Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего.
И так прекрасно возвращаться,
Под крышу дома своего».

- Посмотрим, какие дома – юрты у вас получились?

(прикрепляю работы на доску).

  1. Итог урока.

-   Молодцы!                                                                                               

-   Понравилась ли вам экскурсия?

-   Что понравилось?

-   Чем занимались в мастерской?

-   Что нового сегодня узнали?

-   С каким орнаментом познакомились? и т.д.

Закончить экскурсия я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.

(Слайд)

Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.

Стань талантливым человеком,

Достойным народа своего.

Чего и вам желаю!

Экскурсия подошла к концу!

До свидания!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку – экскурсии по трудовому обучению «Народно – прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»».»

Ну-ка, проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Ну-ка, проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Урок-экскурсия в музей  «Народно-прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»

Урок-экскурсия в музей «Народно-прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»

Музей «Народно-прикладного искусства

Музей «Народно-прикладного искусства

Юрта — переносное жилище у кочевников.

Юрта — переносное жилище у кочевников.

Казахи называли юрту «кийз уй»  — «войлочный дом».

Казахи называли юрту «кийз уй»  — «войлочный дом».

Остов юрты составляют четыре основных элемента: уык шанырак сыкырлаук кереге

Остов юрты составляют четыре основных элемента:

уык

шанырак

сыкырлаук

кереге

Кереге – раздвижная решетчатая основа. Решетки устанавливают по обеим сторонам двери до полного замыкания в круг, скрепляя их ковровыми  лентами . кереге

Кереге – раздвижная решетчатая основа. Решетки устанавливают по обеим сторонам двери до полного замыкания в круг, скрепляя их ковровыми лентами .

кереге

Венчает юрту шанырак –круглая поверхность с отверстием. шанырак

Венчает юрту шанырак –круглая поверхность с отверстием.

шанырак

Уык – купольные жерди. уык

Уык – купольные жерди.

уык

сыкырлаук

сыкырлаук

Каркас юрты покрывается  циновками и большими полотнищами войлока в два слоя. туурлык - нижний войлок узук – верхний войлок

Каркас юрты покрывается циновками и большими полотнищами войлока в два слоя.

туурлык -

нижний войлок

узук –

верхний войлок

Виды орнаментов:

Виды орнаментов:

Казахские орнаменты

Казахские орнаменты

«Бараньи рога - Кошкар муйиз »

«Бараньи рога - Кошкар муйиз »

Красота и нарядность юрты зависела от самих хозяев и от их фантазии.

Красота и нарядность юрты зависела от самих хозяев и от их фантазии.

В убранстве юрты главную роль играли узорчатые войлочные ковры:

В убранстве юрты главную роль играли узорчатые войлочные ковры:

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: 

  • Материал на бумаге размечать с лицевой стороны;
  • Разметку деталей орнамента выполнять как можно ближе к краю листа;
  • Детали класть плотно друг к другу;
  • Вырезать;
  • Передавать, ножницы кольцами вперёд и не размахивать руками, держа в руках ножницы;
  • Линии разметки оставлять на вырезаемых деталях орнамента;
  • При вырезании мелких деталей орнамента перемещать бумагу, а ножницы держать на месте;
  • Разложить на основе детали аппликации;
  • Смазать детали клеем следует, разложив их на клеёнке или на газете;
  • Беречь глаза, лицо и одежду от попадания клея;
  • При попадании клея в глаза следует их промыть водой;
  • Приклеить;
  • Высушить изделие.
  • Ножницы следует хранить в футляре
«Мир полон радости и счастья,  Но край родной милей всего.  И так прекрасно возвращаться,  Под крышу дома своего».

«Мир полон радости и счастья, Но край родной милей всего. И так прекрасно возвращаться, Под крышу дома своего».

Стань опорой всего народа,  А не только опорой дома своего. Стань талантливым человеком, Достойным народа своего.

Стань опорой всего народа, А не только опорой дома своего.

Стань талантливым человеком,

Достойным народа своего.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидорова Светлана Анатольевна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Урок – экскурсия по трудовому обучению «Народно – прикладное искусство.  Характерные особенности  казахского орнамента «бараньи рога»». 2  класс"
    ["seo_title"] => string(128) "urokekskursiiapotrudovomuobuchieniiunarodnoprikladnoieiskusstvokharaktiernyieosobiennostikazakhskoghoornamientabaranirogha2klass"
    ["file_id"] => string(6) "277314"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452872263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства