kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока изобразительного искусства "Композиция с использованием казахских орнаментов"для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока  Композиция с использованием казахских орнаментов

Цель, задачи урока: расширить представления учащихся о понятии орнамент, развитие творческой фантазии, развитие глазомера, воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям

Методы: наглядный, частично – поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический. 

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, парная. 

Оборудование: шаблоны орнаментов, «древо знаний» на доске, карточка-задание (на каждую парту), альбом, шаблоны для домашнего задания

Ход урока:

Орг.момент. Психологический настрой. 
- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш открытый урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие. (Показ видеоролика «Желаем удачи»). 
Настроились на урок! 

Введение в тему урока Для того, чтобы обозначить тему нашего сегодняшнего урока вам необходимо отгадать ключевое слово. 

ИГРА» СОБЕРИ  СЛОВО»    

М     О      Н     Н      Р     А    Е    Т  (орнамент)

Итак ключевое слово  нашего урока  … (орнамент)

Что называют  орнаментом?

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. 

Сообщение темы ,цели и задач урока.

Давайте вспомним, что называют ленточным и замкнутым орнаментами.

Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива

(приведите примеры)

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Ещё с древних времён люди стремились украшать свои жилища. Для казахского народа орнамент стал одним из главных видов изобразительного искусства, в нем отразилась любовь к родной природе, интерес к окружающему миру, поэтичная душа народа. В декоративно-прикладном  творчестве казахского народа особое место занимает юрта.

         В юрте, кроме висящего на видном месте вышитого разноцветными шёлковыми нитями настенного ковра – тускииза, постеленных на пол узорчатого сырмака, текемета, ковров, имеются и другие вещи.

        Демонстрация изображения баскурной ленты. Как выдумаете, что это такое?

Сегодня мы будем рисовать баскур (ленточный орнамент).

Баскур – это сотканная ручным способом шерстяная полоса (лента)

 Ширина ленты 30-50см,а длина зависит от размера юрты 7-9 м .Ею стягиваются основания купольных жердей (уык), что придает прочность конструкции юрты.

Распространенными был безворсовый баскур (?ызыл баскур) с преобладанием в нем красного цвета ,с узором в виде рогов кошкар м?йіз, сынар м?йіз по сторонам ромбов. (см.иллюстрации)

Ала баскур отличается пестротой,красочностью,разноцветием узоров

Полуворсовый баскур (ак баскур)основа которого белая тканное полотно,а узоры выполнялись приемом ворсового ткачества.

Вы уже знаете, что казахские орнаменты делятсяна группы:

Космогонические;растительные; зооморфные; геометрические

Задание (выполняется в паре): распределите по группам орнаменты «жапыра?», «маралмуйiз», «ше?бер », «жулдыз», «туйе табан», «гул», «айшы?» и переведите на руссий язык

Рассмотрим еще несколько образцов:

Тара?, напоминает расческу

Сыны?м?йіз -сломанный рог

 Балта – топор

При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту  ему придают краски. В казахском искусстве используются  цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый - молодости, весны.

Закрепление материала «Древо знаний»

Выбрать яблоко на дереве,прочитать вопрос и ответить на него

-что такое «орнамент»?

-что такое баскур?

Какие цвета используются в казахском орнаменте?

Приведите пример растительного орнамента

-приведите пример геометрического орнамента

Практическая работа:

-1 уровень сложности

С помощью трафарета нарисовать баскур и выполнить работу в цвете

-2 уровень- используя орнаменты,изученные сегодня на уроке,нарисовать баскур,выполнить работу в цвете

Рефлексия:

Что нового узнали?

Что дал вам этот урок?

Довольны ли вы своей работой?

Оценка деятельности учащихся по критериям:

-активность на уроке

-работа у доски

-выполнение практической работы .Анализ общих ошибок.

Домашнее задание

Выполнить замкнутую композицию орнамента методом аппликации  на альбомном листе ,используя шаблоны узоров

Уборка рабочих мест

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока изобразительного искусства "Композиция с использованием казахских орнаментов"для 5 класса »

Класс 5

Тема урока Композиция с использованием казахских орнаментов

Цель, задачи урока: расширить представления учащихся о понятии орнамент, развитие творческой фантазии, развитие глазомера, воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям

Методы: наглядный, частично – поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический. 

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, парная. 

Оборудование: шаблоны орнаментов, «древо знаний» на доске, карточка-задание (на каждую парту), альбом, шаблоны для домашнего задания

Ход урока:

Орг.момент. Психологический настрой. 
- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш открытый урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие. (Показ видеоролика «Желаем удачи»). 
Настроились на урок! 

Введение в тему урока Для того, чтобы обозначить тему нашего сегодняшнего урока вам необходимо отгадать ключевое слово. 

ИГРА» СОБЕРИ СЛОВО»

М О Н Н Р А Е Т (орнамент)

Итак ключевое слово нашего урока … (орнамент)

Что называют орнаментом?

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. 

Сообщение темы ,цели и задач урока.

Давайте вспомним, что называют ленточным и замкнутым орнаментами.

Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива

(приведите примеры)

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Ещё с древних времён люди стремились украшать свои жилища. Для казахского народа орнамент стал одним из главных видов изобразительного искусства, в нем отразилась любовь к родной природе, интерес к окружающему миру, поэтичная душа народа. В декоративно-прикладном творчестве казахского народа особое место занимает юрта.

В юрте, кроме висящего на видном месте вышитого разноцветными шёлковыми нитями настенного ковра – тускииза, постеленных на пол узорчатого сырмака, текемета, ковров, имеются и другие вещи.

Демонстрация изображения баскурной ленты. Как выдумаете, что это такое?

Сегодня мы будем рисовать баскур (ленточный орнамент).

Баскур – это сотканная ручным способом шерстяная полоса (лента)

Ширина ленты 30-50см,а длина зависит от размера юрты 7-9 м .Ею стягиваются основания купольных жердей (уык), что придает прочность конструкции юрты.

Распространенными был безворсовый баскур (қызыл баскур) с преобладанием в нем красного цвета ,с узором в виде рогов кошкар мүйіз, сынар мүйіз по сторонам ромбов. (см.иллюстрации)

Ала баскур отличается пестротой,красочностью,разноцветием узоров

Полуворсовый баскур (ак баскур)основа которого белая тканное полотно,а узоры выполнялись приемом ворсового ткачества.

Вы уже знаете, что казахские орнаменты делятсяна группы:

Космогонические;растительные; зооморфные; геометрические


Задание (выполняется в паре): распределите по группам орнаменты «жапырақ», «маралмуйiз», «шеңбер », «жулдыз», «туйе табан», «гул», «айшық» и переведите на руссий язык

орнаменты

Космогонические


Растительные


Зооморфные


Геометрические






Рассмотрим еще несколько образцов:

Тарақ, напоминает расческу

Сынықмүйіз -сломанный рог

Балта – топор


Группируя, можно получить интересный орнамент:


При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском искусстве используются цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый - молодости, весны.


Закрепление материала «Древо знаний»

Выбрать яблоко на дереве,прочитать вопрос и ответить на него

-что такое «орнамент»?

-что такое баскур?

Какие цвета используются в казахском орнаменте?

Приведите пример растительного орнамента

-приведите пример геометрического орнамента

Практическая работа:

-1 уровень сложности

С помощью трафарета нарисовать баскур и выполнить работу в цвете

-2 уровень- используя орнаменты,изученные сегодня на уроке,нарисовать баскур,выполнить работу в цвете

29 см

16см



Рефлексия:

Что нового узнали?

Что дал вам этот урок?

Довольны ли вы своей работой?

Оценка деятельности учащихся по критериям:

-активность на уроке

-работа у доски

-выполнение практической работы .Анализ общих ошибок.

Домашнее задание

Выполнить замкнутую композицию орнамента методом аппликации на альбомном листе ,используя шаблоны узоров

Уборка рабочих мест





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Горбунова Ольга Александровна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141928


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства