Тема урока | Виды рисунка. |
Цели | - формирование знаний учащихся об истории и видах рисунка; - способствовать развитию навыков работы на плоскости графическими материалами; - закрепить знания учащихся об общих и характерных чертах рисования; - способствовать развитию критического мышления учащихся, через выразительные средства рисунка; - способствовать созданию благоприятного психологического климата в классе; - способствовать развитию у учащихся умение понятно и грамотно излагать свои мысли устно и на плоскости; - создать условия для воспитания эстетического вкуса, аккуратности и доброжелательного отношения к окружающим. |
Результат обучения | По окончании урока учащиеся: - приобретут знания об истории и видах рисунка; - приобретут навыки критического мышления; - закрепят на практике последовательность выполнения рисунка; - продолжат развитие коммуникативных умений; - приобретут навыки взаимооценивания по критериям. |
Ключевые идеи | Рисунок, плоскость, идея, целостность, красота, материалы и техника. |
Материалы и оборудования | Компьютер, смайлики, альбом, цветные карандаши, иллюстрации работ художников, рисунки детей, презентация |
| Ход урока |
Этапы проведения урока | | Атмосфера в классе | Действия учителя и действия учащихся |
| | Кабинет подготовлен для проведения урока | До начала урока проверить готовность к уроку учащихся. |
Приветствие, психологический настрой | 1 мин. | Доброжелательность, взаимоподдержка | Учащимся выбрать смайлики: с каким настроением они пришли на урок? |
Ознакомление с темой и целью урока | 1 мин | Доброжелательный настрой учителя на успех | Деление класса на малые группы по видам ИЗО: живопись, графика, скульптура – на карточках записаны материалы видов. Учащимся необходимо определить свой вид карточки – объяснить почему сделан такой выбор. |
Стадия вызова Принятие правил урока | 1,2 мин | Заинтересованность, активность учащихся. Комфортность в классе | Создать рабочую атмосферу. Повторить правила урока. Пункты правил были предложены учителем и учащимися. Напомнить – каждый присутствующий несет ответственность за исполнение данных правил. Разработать правила оценивания по критериям: - соблюдать композицию и перспективу; - цветовое соотношение; - соответствие рисунка теме урока; - аккуратность. |
Стадия вызова «Мозговой штурм» | 3 мин | Активное взаимодействие учителя и учащихся | Показать рисунок – петроглиф, наскальное изображение первобытных людей. Показать портрет Ч.Уалиханова – первый художник Казахстана История развития искусства в виде составления кластера. |
Стадия осмысления Рассказ учителя о видах рисунка | 5 мин | Доброжелательный тон учителя | учитель – донести в доступной форме новую тему по презентации. Основа всех изображений – рисунок. Что такое рисунок? Рисунком называется какое-либо изображение, выполненное с помощью графических средств. 1 слайд Что является материалом рисунка? (карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки) 2 слайд Виды рисунка: набросок, зарисовка, учебный рисунок, эскиз, творческий рисунок, технический рисунок. 3-9 слайды Определите вид рисунка: творческий, учебный, набросок. 10 слайд Манера исполнения рисунка: штрих, пятно, линия, затушевка. 11 слайд Чтобы выполнить наиболее удачный рисунок, необходимо уметь наблюдать. Например. Форма трав удивительно разная, вспомните биологию: форма и строение листьев, прикрепление листьев к стеблю, разнообразие стебля. 12-15 слайды Внимательность и наблюдательность помогут выполнить хороший рисунок. |
Работа в группе | | Вопрос учителя: о каких видах рисунков вы узнали на уроке? |
2 мин | Внимательность к отвечающим | Обсудить и ответить на вопрос: Физминутка-разминка - из предложенных вариантов выбрать:1 группа – материал рисунка (карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки), 2 группа – виды рисунка (набросок, зарисовка, учебный рисунок, эскиз, творческий рисунок, технический рисунок), 3 группа – манера исполнения рисунка (штрих, пятно, линия, затушевка). Учащиеся в группах советуются к какой группе отнести табличку, по команде выстраиваются к вывескам: «материал», «виды», «манера». Проверка ответов на доске. |
Практика | 25 мин | Активность учащихся | Рисование - набросок веточки березы. Анализ рисунка: (интеграция с биологией, экологией) Что изображено? Какое листорасположение? Какая форма листьев (простые, сложные)? Как прикреплены листья к побегу? Каким цветом листья, почему? Почему человек должен бережно относиться к растениям и рассаживать их? Набросок выполняется в любой манере: штрих, пятно, линия, затушевка. (показать возможные варианты наброска в разных манерах) Напомнить - рисование по критериям оценивания |
Рефлексия Итог урока | 4 мин | Дружеская атмосфера | Метод незаконченных предложений – Было интересно… Меня удивило… Больше всего удалось.. Сегодня я узнал.. Выполняя задания я понял, что… Теперь я могу различить виды рисунков, потому что…. Для меня было открытием то, что… Таблица ЗУХ. Спасибо за сотрудничество! Было очень приятно работать с вами! Что нового вы узнали на уроке? Полезна ли вам новая информация, почему? - работы выставляются на выставку для оценивания. Учащиеся взаимооценивают работы по критериям; - стикерами определить какая часть урока была наиболее интересна и почему; - стикерами в форме яблок показать уровень освоенности материала урока: зеленое – плохо понял, желтое – хорошо понял, красное – все понял. |
Д\З | | Набросок карандашом домашнего животного |