I. Создание проблемной ситуации. | Учитель записывает тему урока, рассказывает детям сказку о двух братья и предлагает ответить на вопросы. (слайд) – Жили-были два брата. Младший брат – жизнерадостный и трудолюбивый, старший – ленивый и завистливый. Младший построил себе дом с резными наличниками, да такой красивый, что все, кто мимо проходил, обязательно останавливались и любовались. Старший позавидовал такому успеху и сжёг дом младшего. Пришлось младшему в сарайчике жить. Отыскал он там старые краски и стал картины рисовать, да такие красивые, что люди со всех деревень и городов к нему приходили и покупали их. Забрался старший в сарайчик и украл краски, а младшему всё нипочём, отыскал он глину в овраге и стал фигурки лепить большие и маленькие, люди опять к нему толпами ходить стали. Кто игрушки детям закажет, кто рельефную лепнину на потолок. А старшему всё неймётся, взял да и закопал овраг с глиной. Да и младший не сдаётся, нажёг он берёзовых веточек, наделал угольков и стал углём такие рисунки создавать, что залюбуешься. Накопил денег и новый дом построил, лучше прежнего. – Почему старшему брату не удалось навредить младшему? Что помогало младшему брату выходить из сложных ситуаций? Чем он владел? Что знал? – Можете ли вы перечислить, какими видами изобразительной деятельности владел младший брат? Чем они отличаются друг от друга? 2 1 2 | Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): 1. – Младший брат умел использовать различные материалы для своих произведений; умел делать разные произведения. Он знал о разных видах искусства, а старший не подозревал о них. 2. Дети, как правило, затрудняются, или дают неполный ответ. | Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 4. Используем технологию продуктивного чтения. 1 2 2 1 2 4 – Взгляните на оглавление, выделенные слова в тексте, изображения и ответьте на вопрос: о каком виде изобразительной деятельности мы поговорим вначале? Каковы его отличительные особенности? – Как вы думаете, что значат выделенные слова польза, прочность, красота? – Теперь прочитайте текст внимательно, проверьте себя и дополните ваши ответы (можно использовать чтение вслух). – На с. 4 мы видим знак вопроса в рамке, на с. 2 в разделе «Как работать с учебником» найдите этот знак и прочитайте, что он означает. – Давайте ответим на них (можно использовать изображения в учебнике или презентацию). | 1. Дети рассматривают страницу, отвечают (возможные варианты ответов): – Архитектура. Это вид деятельности, связанный со строительством зданий. – В архитектуре важны польза, прочность, красота. – Это значит, что любое здание должно быть полезным, прочным и красивым. Читают, дополняют. Вопросы по содержанию урока. Отвечают. |
2. Учитель предлагает открыть учебник на с. 5. Используем технологию продуктивного чтения. 1 2 2 1 2 4 – Взгляните на оглавление, выделенные слова в тексте, изображения и ответьте на вопрос: о каком виде изобразительной деятельности здесь идёт речь? Каковы его отличительные особенности? – Что значит круглая скульптура? Что значит рельеф? – Теперь прочитайте текст внимательно, проверьте себя и дополните ваши ответы (можно использовать чтение вслух). – Ответьте на вопросы по содержанию урока на с. 5 (можно использовать учебник или презентацию). | 2. Дети рассматривают страницу, отвечают (возможные варианты ответов). – Скульптура. Это произведение, выполненное в объёме; бывает круглая скульптура, а бывает рельеф. – Круглую скульптуру можно рассмотреть со всех сторон, а рельеф – только с одной стороны. Читают, дополняют. Отвечают. |
3. Учитель предлагает открыть учебник на с. 6–7. 1 2 2 1 2 4 – Взгляните на с. 5 и 6 и ответьте на вопрос: о каких двух видах изобразительной деятельности здесь идёт речь? Чем они отличаются друг от друга? – Найдите в тексте основные изобразительные средства живописи и графики. Учитель может дополнить ответы детей рассказом о живописи и графике, обратить внимание на восклицательный знак в рамке и текст рядом с ним и предложить ответить на вопросы со с. 6 и 7. | 3. Дети рассматривают страницы, отвечают (возможные варианты ответов): – Живопись и графика; произведения живописи выполнены красками, произведения графики – карандашом, углём, тушью. – Изобразительные средства живописи – цвет, графики – линия, точка, штрих, пятно. Слушают, рассматривают изображения, отвечают. |