Ребята, это занятие я хочу начать с очень простого вопроса - в каком округе мы живём? Правильно в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра. А кто мне скажет, почему он так называется? Потому что первыми на этой территории поселились два небольшие по численности народа: ханты и манси. Именно поэтому округ назвали Ханты-Мансийским. Ребята, а что вы знаете про эти два народа? Как и где они живут? Молодцы! Теперь я дополню ваши ответы, возможно кто-то из ваз это уже знает, а кто-то услышит и увидит первый раз. У хантов и манси очень интересный и необычный для нас образ жизни. Есть конечно же те, кто как и мы живёт в городах и посёлках. А есть такие которые живут на стойбище в тайге. Традиционные жилища – моховые дома. Со всех сторон такая постройка обкладывается толстым слоем мха, чтобы было теплее. Ещё живут в чумах ( это временное жильё для оленеводов, которое собирается и разбирается как палатка.) В центре чума устраивается место для очага. Ханты и манси очень похожи и близки между собой по культуре, порой их трудно различить. Занимаются рыболовством, охотой, оленеводством, сбором ягод, орехов. А какие они мастера! В свободное время от основных видов деятельности женщины и девочки шьют одежду и обувь из оленьего меха, вышивают бисером. Мужчины и мальчики занимаются обработкой древесины. И все вместе своими руками мастерят игрушки и нужные в хозяйстве изделия из бересты. Какие это могут быть изделия? -Детские люльки - Корзинки, короба -Туески, куженьки и др. Посмотрите внимательно, что объединяет эти изделия помимо того, что они сделаны из бересты? Правильно они все украшены, покрыты орнаментами. Ведь без них изделие было бы не таким красивым и интересным. А кто мне скажет, что такое орнамент? (лат. ornemantum — украшение) — узор, из повторяющихся элементов. Но мастера не просто наносят какие-то чёрточки и треугольники для красоты. Каждый орнамент у них что-то означает, отражает окружающую действительность. - Давайте с помощью моих загадок и ваших отгадок попытаемся узнать, что же означают эти таинственные орнаменты. |