kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Узоры народов Севера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс:  2 «Б»

Возраст: 8-9 лет

Тема урока: Узоры народов Севера.

Цель урока: Составить и выполнить композицию из орнаментов хантов и манси в технике гратаж.

Задачи урока:

Обучающие:

- Обучить новой технике – граттаж.

- Познакомить школьников с орнаментальным искусством хантов и манси, значением и названиями узоров.

Развивающие:

- Совершенствование технических приемов и навыков работы художественными материалами;

- Активизировать творческую деятельность, направленную на создание в дальнейшем хантыйских  и мансийских декоративных изделий.

-  Развитие воображения и творческой фантазии.

Воспитывающие:

- Формирование положительного эмоционально-эстетического отношения к произведениям народного декоративно-прикладного искусства хантов и манси, образу жизни и культуры другого народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Узоры народов Севера»

План – конспект урока по предмету прикладное творчество.

Преподаватель Пересторонина Татьяна Владимировна


Класс: 2 «Б»

Возраст: 8-9 лет

Тема урока: Узоры народов Севера.

Цель урока: Составить и выполнить композицию из орнаментов хантов и манси в технике гратаж.


Задачи урока:

Обучающие:

- Обучить новой технике – граттаж.

- Познакомить школьников с орнаментальным искусством хантов и манси, значением и названиями узоров.

Развивающие:

- Совершенствование технических приемов и навыков работы художественными материалами;

- Активизировать творческую деятельность, направленную на создание в дальнейшем хантыйских и мансийских декоративных изделий.

- Развитие воображения и творческой фантазии.

Воспитывающие:

- Формирование положительного эмоционально-эстетического отношения к произведениям народного декоративно-прикладного искусства хантов и манси, образу жизни и культуры другого народа.

Оборудование:

Для учителя: педагогические работы, основа под граттаж, инструменты для процарапывания, орнаменты, термины, шаблоны, берестяные изделия хантов и манси, презентация, аудиозаписи.

Для учащихся: основа под граттаж, графитные карандаши, инструменты для процарапывания, шаблоны.


План урока: I Организационный момент:

1. Установление рабочей дисциплины

2. Проверка готовности к уроку

II Сообщение темы

III Основная часть

  1. Показ презентации

  2. Загадки

  3. Сообщение цели урока

IV Практическая часть

1. Педагогический показ

2. Самостоятельная работа детей

V Подведение итогов

1. Просмотр работ

2. Обсуждение

3. Оценки

VI Уборка рабочего места

Этапы

Содержание урока

Примечание

I

Ещё раз здравствуйте ребята.

У нас урок прикладного творчества во 2 «Б» классе.


II

Тема нашего урока: узоры народов севера




III





Ребята, это занятие я хочу начать с очень простого вопроса - в каком округе мы живём?

Правильно в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.

А кто мне скажет, почему он так называется?

Потому что первыми на этой территории поселились два небольшие по численности народа: ханты и манси. Именно поэтому округ назвали Ханты-Мансийским.

Ребята, а что вы знаете про эти два народа? Как и где они живут?

Молодцы! Теперь я дополню ваши ответы, возможно кто-то из ваз это уже знает, а кто-то услышит и увидит первый раз.

У хантов и манси очень интересный и необычный для нас образ жизни.


Есть конечно же те, кто как и мы живёт в городах и посёлках. А есть такие которые живут на стойбище в тайге.

Традиционные жилища – моховые дома. Со всех сторон такая постройка обкладывается толстым слоем мха, чтобы было теплее. Ещё живут в чумах ( это временное жильё для оленеводов, которое собирается и разбирается как палатка.) В центре чума устраивается место для очага.
   Ханты и манси очень похожи и близки между собой по культуре, порой их трудно различить.

Занимаются рыболовством, охотой, оленеводством, сбором ягод, орехов. А какие они мастера! В свободное время от основных видов деятельности женщины и девочки шьют одежду и обувь из оленьего меха, вышивают бисером. Мужчины и мальчики занимаются обработкой древесины. И все вместе своими руками мастерят игрушки и нужные в хозяйстве изделия из бересты.

Какие это могут быть изделия?
-Детские люльки

- Корзинки, короба

-Туески, куженьки и др.

Посмотрите внимательно, что объединяет эти изделия помимо того, что они сделаны из бересты?

Правильно они все украшены, покрыты орнаментами. Ведь без них изделие было бы не таким красивым и интересным.

А кто мне скажет, что такое орнамент?

(лат. ornemantum — украшение) — узор, из повторяющихся элементов.

Но мастера не просто наносят какие-то чёрточки и треугольники для красоты. Каждый орнамент у них что-то означает, отражает окружающую действительность.

- Давайте с помощью моих загадок и ваших отгадок попытаемся узнать, что же означают эти таинственные орнаменты.



Ответы детей





Ответы детей





Ответы детей












Показ презентации




















Ответы детей




Ответы детей







Термин на доске



Загадки:

  1. Среди леса, в тиши вод,
    Птица белая плывёт.
    Взгляд её, изгиб спины –
    Всё в ней дивной красоты (лебедь)

  2. Без него плачемся, Что выше леса,

а как появится, Краше света,

от него прячемся. Без огня горит?

(солнце)

  1. Хозяин лесной, просыпается весной (медведь)

  2. Без рук, без топоренка

Построена избёнка (гнездо)

  1. Петь люблю рассветной тишью 

И влюблен я в песнь свою

Так, что ничего не слышу, 

Когда только запою (глухарь) 

6)  Имеет гнездо на дереве,
Прыгает и летает по сучьям,
А не птица.(белка)

7) Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.(змейка)
8) Стоит в лесу дом.
В этом доме нет окон.
В нем всегда горит огонь,
Уютно людям в доме том (чум)

9) На севере далёком обитает 
И жителей тех мест и греет, и питает.(олень)

Утоляем голод мхами,

Хоть укрыла их пурга.

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега.

10) По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком. (Заяц)

11) Чтоб здоровье было лучше, 
      Пух роняя в сосняке,
    Кувыркаюсь я на сучьях, 
      Как гимнаст на турнике.  (тетерев)

12) За деревьями, кустами 
Промелькнуло быстро пламя. 
Промелькнуло, пробежало, 
Нет ни дыма, ни пожара.(лиса)



Одновременно ученики должны узнать в орнаменте ответ






























Слайду шоу отключается


После того как мы узнали какие бывают орнаменты у северных народов и что они означают.

Давайте обратим внимание на эти предметы.

Эти коробки и туески сделаны из коры берёзы. Перед работой её коптили на огне, чтобы верхний слой потемнел, и только потом процарапывали чем-нибудь острым узор.

Очень похожа на этот приём техника граттаж, что в переводе с французского процарапывание. На прошлом уроке мы приготовили с вами основу, очень похожую на затемнённую бересту.

Кто напомнит что и в какой последовательности мы наносили на лист бумаги?

1 этап. Заливка акварелью

  1. Покрытие воском

  2. Грунтовка тёмной краской










Термин на доске








Ответы детей


Так как тема нашего урока узоры народов севера. Мы с вами попробуем изобразить крышку для туеска украсить её орнаментами. Орнаменты выбираете сами, которые вам больше нравятся.







IV

Пед. показ

  1. Берём шаблон крышки туеска и обводим

  2. В центре наносим выбранный нами орнамент

  3. Начинаем процарапывать

  4. В оставшееся время оформляем края нашей крышечки.



Самостоятельная работа учащихся.

- Подойти к каждому ученику, проконтролировать ход работы.

Индивидуальная работа с учащимися

V









Подведение итогов урока

Давайте посмотрим, что у нас получилось…..

Расскажите, какие орнаменты вы изобразили на своих работах?

Что вам больше всего понравилось?

Запомнили как называется новая техника?

Молодцы, все справились.

Выставление оценок.



Ответы детей

VI

Уборка рабочего места.

Всем спасибо за урок, не забываем убрать за собой рабочее место.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Узоры народов Севера

Автор: Пересторонина Татьяна Владимировна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) ""Национальное искусство народов севера. Разработка собственной композиции для игольницы." "
    ["seo_title"] => string(94) "natsional-noie-iskusstvo-narodov-sieviera-razrabotka-sobstviennoi-kompozitsii-dlia-ighol-nitsy"
    ["file_id"] => string(6) "109472"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404642102"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "презентация "Праздничная одежда народов севера" "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-prazdnichnaia-odiezhda-narodov-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "128027"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415410814"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) ""Открытие салона-ателье одежда народов Севера. " "
    ["seo_title"] => string(51) "otkrytiie-salona-atiel-ie-odiezhda-narodov-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "206891"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430300355"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Волшебное кружево узоров"
    ["seo_title"] => string(29) "volshiebnoie-kruzhievo-uzorov"
    ["file_id"] => string(6) "285274"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454135317"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль Европейского Севера в развитии русской культуры "
    ["seo_title"] => string(56) "rol-ievropieiskogho-sieviera-v-razvitii-russkoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "139078"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417636242"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства