Информационный дидактико-технологический и методический модуль урока |
Класс | 1 В |
Предмет | Изобразительное искусство |
Тема | «Узоры, которые создали люди» |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Государственный социальный заказ |
Во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года №529 – Постановление Правительства «О Городской целевой программе развития образования» («Столичное образование» - 2012 - 2016 гг), основной миссией образования (по Федеральному государственному образовательному стандарту) является формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданской социокультурной модернизации страны Добиваться: формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
Ключевые определения | Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела. |
Учебно- методическое оснащение | Компьютерная презентация Учебник по изобразительному искусству «Искусство и ты», 1 класс, Л. А. Неменская Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского, 1-4 классы |
Межпредметные связи | Литературное чтение Окружающий мир Музыка |
Ключевые компетенции | Учитель | Обучающиеся |
Языковедческая компетенция | Обеспечение познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения. | Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации. |
Профессиональная компетенция | Опыт разнообразной деятельности в коллективе, группе, команде. Опыт самоорганизации и самообразования, свободное творчество и развитие интересов. | Формирование способности к постоянному самообразованию. |
Педагогическая компетенция | Организация участия обучающихся в исследовательском экспериментальном обучающем процессе и руководство их деятельностью. | Освоение обучающимися компетентностного подхода. Овладение знаниями и умениями. |
Культуроведческая компетенция | Осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа. | Обогащение словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи. |
Читательская компетенция | Формирование у детей способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. | Овладение техникой чтения, умение правильно, прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать, выдерживать оптимальный темп чтения. |
Речевая компетенция | Умение правильно построить предложение, красиво выразить мысль, воспитать потребность к чтению художественной литературы. | Закрепление навыков чтения, деятельностном применении содружества, сотворчества и др. |
Информационная компетенция | Повышение качества действий учителя на данном уроке, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса в школе. | Способность использовать литературные источники в поисках необходимой информации. |
Организационная компетенция | Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса. модернизации столичного образования. | Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим поведением. |
Личностная компетенция | Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий. | Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств. |
Общекультурная компетенция | Беспристрастное отношение учителя ко всем обучающимся, соблюдение учителем норм поведения. | Воспитание у обучающихся нравственных и моральных качеств личности, культуры поведения на уроке, в социуме. |
Здоровьесберегающая компетенция | Создание здоровьесберегающей образовательной среды. | Соблюдение обучающимися правил техники безопасности во время учебного процесса. |
Основные дидактические принципы | Принцип научности Принцип доступности Принцип наглядности Принцип диалогичности Принцип успешности Принцип вариативности |
Вид доски Дата Тема: Узоры, которые создали люди. Компьютерная презентация 1. Тема урока «Узоры, которые создали люди» (слайд 1) 2. Украшение предметов быта (слайды 2 - 3) 3. Узоры, которые создала природа (слайды 4 – 8) 4. Видео – фрагмент «Такие разные узоры снежинок» (слайд 9) 5. Орнамент и его многообразие (слайды 10 – 13) 6. Растительный орнамент (слайд 14) 7. Животный орнамент (слайд 15) 8. Геометрический орнамент (слайд 16) Доска Иллюстрации посуды с различными орнаментами Педагогический рисунок Набросок (линейный рисунок в карандаше) Рисунок в цвете |
Литература | Учебник по изобразительному искусству «Искусство и ты», 1 класс, Л. А. Неменская Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского, 1-4 классы |
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение. Приветствие обучающихся. - Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок изобразительного искусства. Уберите все лишнее со своих столов. | Приветствуют учителя. Подготовка класса к работе. | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявление уровня знаний, определение типичных недостатков Сейчас я буду загадывать вам загадки, ответив на которые вы узнаете, что должно быть на ваших партах. 1) Портфель у меня не велик и не мал: Лежит в нем задачник, букварь и ... 2) Познакомимся: я - краска, В круглой баночке сижу. Вам раскрашу я раскраску, А еще - картинки к сказке Нарисую малышу. Ярче я, чем карандаш, Очень сочная... 3) Волоски пушистой белки Окуну слегка в гуашь я. Все картинки и поделки Очень ярко я раскрашу. Нарисую солнце, листья Мягкой шелковистой... Итак, какие предметы должны лежать на ваших партах? Молодцы! | Обучающиеся отгадывают загадки: Пенал. Гуашь. Кистью. Пенал, гуашь, кисти, лист бумаги. | Личностные: Познавательные: осознанное и произвольное построение; речевого высказывания в устной форме; определение основной и второстепенной информации; Коммуникативные: Регулятивные: |
3. Постановка учебной задачи | Активизация знаний обучающихся, создание проблемной ситуации Ребята, на доске даны изображения двух чашек, одна из которых не украшена (слайд 2). Какая чашка, слева или справа, вам нравится больше и почему? А что нужно сделать, чтобы вторая чашка нам тоже понравилась? Чем можно украсить нашу чашку? Чтобы украсить чашку, необходимо нанести какой-либо узор, который будет наиболее подходящим для данного предмета. Какие вещи мы можем украшать? Конечно. А также ткани, мебель, то есть многие предметы быта. А для чего люди украшают вещи? Правильно, человек всегда стремился к красоте, украшая свое жилище и предметы быта, которые его окружали, чтобы чувствовать себя комфортно (слайд 3). Мы видели много красивых узоров в природе, видеть их научил наш Мастер Украшения. Давайте вспомним, несколько примеров узоров, которые создала природа (слайды 4-7). На шкурах зверей мы можем увидеть яркие узоры (слайд 8). Давайте посмотрим, насколько разными могут быть узоры снежинок (фильм, слайд 9). Молодцы! Нередко идеи для украшения человек получал из своих наблюдений за природой, и тогда появлялись замечательные узоры - орнаменты. Красивое слово (слайд 10)? Давайте его повторим хором. Вот мы и подошли к теме урока. Итак, сегодня мы познакомимся с понятием - орнамент, а также будем придумывать, и рисовать свои собственные орнаменты. | Смотрят на изображения. Чашка слева, нравится больше, потому что она ярко украшена. Чашку справа можно украсить. Мнения детей. Посуду. Люди украшают вещи для того, что бы сделать их более красивыми, привлекательными. Снежинки, мороз на окнах, песчаные дюны в пустынях, перья и крылья птиц и насекомых, чешуя у ящериц, паутина. Произносят слово «орнамент» вместе с учителем хором. | Личностные: Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
4. Построение проекта выхода из затруднения (основной этап) | Организация обучающихся по исследованию данной проблемы Сейчас я нарисую на доске узор (педагогический рисунок). Если я помещу этот рисунок в центр тарелки, будет ли красиво? Орнамент состоит из повторяющегося узора. Для лучшего понимания откройте учебник на странице 58. Вы увидите разнообразные орнаменты. Можете перевернуть страницу дальше, и вы убедитесь в их многообразии. Также обратите внимание на доску, на изображения самых разных орнаментов (слайды 11-13). Посмотрите внимательно, какие отдельные детали хорошо различаются в этих узорах? В моих руках тарелка и поднос, они тоже украшены с помощью орнамента. Я даю их вам, чтобы вы могли ближе рассмотреть детали рисунков, передавайте по рядам эти предметы. Узор повторяется? То есть через определенный промежуток (расстояние) листик, ягодка, веточка повторяются, создавая тем самым законченный орнамент. Сейчас давайте посмотрим короткий мультфильм, в котором нам подробно расскажут об орнаментах Волчонок, Мышка и Лисичка. Так какие формы используются в орнаменте? Давайте еще раз внимательно посмотрим на них (слайды 14-16). | Смотрят за учителем. Нет. Открывают учебник на странице 58. Рассматривают иллюстрации. Листья, цветы, веточки, птицы, круги, треугольники, ягодки. Рассматривают тарелку и поднос предложенные учителем. Да. Смотрят мультфильм. В орнамент могут входить: растительные формы (листики, ягодки, веточки), животные формы (птицы, звери), геометрические формы (круги, треугольники, квадраты). | Личностные: Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
5. Динамическая пауза | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше. | Выполняют упражнения | |
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Установление осознанности восприятия, организация обобщения изученного ранее материала. Посмотрите на свои парты. У каждого из вас на столах лежат тарелочки, сделанные из бумаги. Представьте что это тарелка, которую вы подарите своей маме. В данный момент она просто белая, а нам нужно украсить ее, чтобы она стала яркой. Придумайте свой орнамент, сначала нарисуйте его в карандаше, затем убедившись в том, что он хорошо расположен и выполнен, можете выполнить его в цвете своими красками. Думаем, что мы изобразим на тарелке; Линейный рисунок в карандаше; Работа в цвете; Заканчивайте свои работы. | Слушают учителя. Выполняют задание учителя: Придумывают свой орнамент Делают зарисовку в карандаше Заканчивают работу в цвете | Личностные: Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
7. Рефлексия деятельности. Итог урока | Организация рефлексии Итак, ребята, давайте у доски, разложим ваши работы и всем классом выделим наиболее яркие и аккуратные. Эти тарелочки до следующего урока будут находиться на нашем стенде. Анализ творческих работ учащихся. Сейчас вы быстро убираете свои рабочие места и присаживаетесь за парты. - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - О каких орнаментах вам рассказали звери в мультфильме? У всех рисунки были по - своему хороши, с совершенно разными узорами. Все молодцы! Надеюсь, вам понравился сегодняшний урок. До свиданья. | Сравнивают работы, выбирают лучшие. Уборка рабочих мест. - Мы говорили об орнаменте. - О растительном, животном и геометрическом орнаментах. Прощаются с учителем. | Личностные: Познавательные: Коммуникативные: |